Громкие звуки белорусской музыки и ароматы кулинарных шедевров зазывают прохожих свернуть с намеченного маршрута и заглянуть на площадь у городского Дворца культуры "Орша". На проезжей части вместо очередей из автомобилей растянулись торговые палатки, где продавцы в народных костюмах предлагают на любой вкус льняные вещи, а производители изделий с добавлением продуктов переработки льна проводят гастрошоу. Территорию перед самим дворцом украсили мастерские художников - два дня здесь создают самую большую маляванку. Тем временем в парке возле площади команды школьников проходят квест по истории оршанского льноводства, а ребята из местного центра творчества детей и молодежи дают мастер-классы по ткачеству - под открытым небом мастерят куклы и ткут пояса. Фестивальная Орша приглашает в "ИзумЛЕНный край".
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2022/000027_12CF8A3FA3CFD0A24325885E004CBAD6_873444.jpg)
"Это заслуженный человек. Под его руководством предприятие стало одним из крупнейших не только в Беларуси, но и во всем Советском Союзе. Большое внимание Семенов уделял социальной сфере. Все мы помним, что на балансе льнокомбината были детские сады, дома культуры, спортивные сооружения. Под его руководством началось строительство этого моста, а также жилого микрорайона №1", - отметил заместитель председателя Оршанского райисполкома Виктор Колочев на церемонии открытия мемориальной доски.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2022/000027_12CF8A3FA3CFD0A24325885E004CBAD6_862198.jpg)
Георгий Семенов многое сделал для Орши. За заслуги в 1972 году советскому специалисту льняной промышленности было присвоено звание почетного гражданина города. Сегодня в Орше продолжают увековечивать имя Семенова. Месяц назад открыли подобный мемориальный знак в связи с присвоением его имени гимназии №1. "Имя Георгия Васильевича Семенова тесно вплетено в историю нашего комбината. Трудовую деятельность он начал еще в 14 лет, пришел разнорабочим на льнопрядильную фабрику в Вязниках Владимирской области. Для того чтобы приступить к работе, он приписал себе два года", - пояснил заместитель генерального директора Оршанского льнокомбината Сергей Сидин. Он добавил, что при Семенове предприятие строилось, восстанавливалось и развивалось.
Длинные столы, квадратики из льняной ткани, акриловые краски, вдохновение и добровольцы - рецепт создания самой большой маляванки. Ее начали собирать еще в первый день фестиваля у городского дворца культуры. Тогда за два часа в творческую мастерскую заглянули около 50 человек и сразу выполнили почти всю двухдневную норму - расписали 38 льняных квадратов. Всего за дни форума планировалось нарисовать полсотни таких картин. "Не ожидала, что будет так много людей. Пришли целые делегации из школы в Барани, из Витебска, ученики детских школ искусств Орши. Не исключено, что мы увеличим нашу маляванку, запасы материалов у нас имеются - вот лежит стопка, - указывает на аккуратно сложенные заготовки мастер по маляванке и куратор проекта Наталья Шайкова. - Акриловые краски нам предоставил отдел культуры, с тканями помог льнокомбинат, а со столами - дом ремесел".
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2022/000027_12CF8A3FA3CFD0A24325885E004CBAD6_403569.jpg)
Теперь коллекцию расписных квадратов пополняют и сшивают - получится одно большое полотно. В центре будет Иезуитский коллегиум Орши, а по краям - орнаменты, различные символы, птицы и цветы. "С льном легко и приятно работать. Это натуральный и податливый материал, на него хорошо ложится любая краска, его можно прожигать. Запах одного льна уже чего только стоит. Лен меня всю жизнь сопровождает", - восклицает Наталья Шайкова. Педагог дополнительного образования делает картины на холсте, шьет льняные сумки и мастерит коллекции расписных платьев.
К работе в уникальной творческой мастерской присоединились люди разных возрастов и специальностей. Вместе с опытными художниками узоры на квадратные кусочки черной льняной ткани наносили совсем юные умельцы. "Тут будут цветочки, всякие фигуры, - с гордостью демонстрирует свою работу семилетняя Лада Максак. - Мне больше нравится самой рисовать, а не по трафаретам - так интереснее".
Популярностью у школьников во второй день фестиваля пользовалась зеленая зона напротив дворца культуры. Там для юных любителей активностей и интеллектуальных боев организовали квест по истории оршанского льноводства.
К каждой из семи станций участников сопровождали волонтеры БРСМ. За три часа игру прошли более 15 команд. Ребята расшифровывали свой маршрут, узнавали, как раньше сеяли и собирали лен, историю и значение традиционного белорусского орнамента, который украшал льняные рубашки, другую одежду, бытовые изделия. Познакомились участники квеста и с историей белорусского костюма. Проходя локацию, школьники получали пазл, на финише все части складывали, получая эмблему фестиваля. Завершалась игра церемонией награждения медалями с символикой форума и сладкими призами.
"К нам даже взрослые просились. Один приехал на велосипеде, высокий, мужественный и говорит: хочу поучаствовать, следующий буду я. Пришлось ему сказать, что это для детей", - с улыбкой рассказывают организаторы квеста.
Здесь же, в зеленой зоне, ребята из местного центра творчества детей и молодежи давали мастер-классы: ткали и делали куклы. И если на эти работы можно было лишь посмотреть, то товары в палатках у дворца культуры ожидали своего покупателя. Там растянулись торговые и ремесленные ряды. Производители изделий с добавлением продуктов переработки льна проводили гастрошоу, свои товары представили предприятия легкой промышленности, ремесленники в народных костюмах предлагали на любой вкус льняные вещи, игрушки и украшения.
"Раньше любая женщина умела и вышивать, и ткать, одевала себя и семью. По одежде можно было многое узнать. В конце XIX - начале XX века дети носили длинные рубашки, девочки-подростки - рубашки до щиколоток и поясок. Брюки, юбки не носили, - рассказывает ремесленница Галина Кутузова. - В период полового созревания девочки надевали юбку - сейчас так называют, но более древний вариант - понева. Во время свадьбы обязательно надевали передник и головной убор. Без головного убора женщина никуда не выходила. Мужчины и женщины носили пояса. Есть слово такое "распоясался", оно осталось с тех самых времен, когда ходить без ремня было немыслимо, это был большой проступок. Пояса были разные: тканые и кожаные. Все мы знаем слуцкие пояса, они были доступны только для знати, поскольку были дорогими. Крестьяне ткали себе пояса из шерсти. Мужским нарядам была характерна рубашка с вышивкой, даже для работы в поле. Чаще всего выбирали сапоги, лапти носили только для работы либо самые бедные люди. Обязательным был головной убор, в основном картуз. Соломенную шляпу надевали лишь для работы в поле".
Галина Кутузова знакомит с особенностями национального белорусского костюма своих учеников в Оршанском доме ремесел. Там она трудится более 20 лет, занимается реконструкцией народного костюма, потому рассказать о нем может все и даже больше. Для его создания нужно и вышивать, и ткать, и украшения создавать. Вскоре мастер возьмется за кожаную обувь.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2022/000027_12CF8A3FA3CFD0A24325885E004CBAD6_535122.jpg)
В традиционных белорусских нарядах сегодня были и гости льняной свадьбы. Ее провели в городском дворце культуры для пары, за плечами которой четыре года совместной жизни. Праздничную программу фестиваля продолжило шествие народных коллективов художественного творчества и театров мод "Льняная палитра". Действие плавно перетекло в торжественную церемонию открытия фестиваля, после которой гостей ожидал концерт творческих коллективов.
В программе еще фешен-показ коллекций театров мод, торжественная церемония награждения работников предприятий Оршанского района и участников фестиваля, концерт звезд белорусской эстрады. Финальный аккорд фестиваля льна прозвучит в 22.00, когда небо над городом раскрасит праздничный салют.
БЕЛТА.-0-