В первый день Масленицы 7 марта в Городокском районе прошел белорусский обряд "Пахаванне дзеда". Обряд внесен в список элементов нематериального историко-культурного наследия Беларуси. В нем приняли участие жители деревень Долгополье, Кисели, Филимонова и других.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000027_57908AF41EE3952643257F6F004A82E4_728949.jpg)
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000027_57908AF41EE3952643257F6F004A82E4_868715.jpg)
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000027_57908AF41EE3952643257F6F004A82E4_33312.jpg)
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000027_57908AF41EE3952643257F6F004A82E4_591519.jpg)
"Дед" - это тряпичная кукла или чучело из соломы. Оно сделано в человеческий рост и одето в рубаху и штаны. На лице рисуют закрытые глаза, приделывают волосы, усы и бороду из подручных материалов. Руки складывают на груди как настоящему покойнику.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000027_57908AF41EE3952643257F6F004A82E4_828821.jpg)
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000027_57908AF41EE3952643257F6F004A82E4_468678.jpg)
Больше всех оплакивала его "вдова", а соседи, сокрушаясь о смерти деда, которому почти сто лет, "месяца до века не хватило", делились его достоинствами: работящий, домовитый, но большой любитель "сходить налево".
"Любовниц себе он не абы каких выбирал. Городские к нему ездили… Но и мне хватало, и вам, бабоньки! А теперь кто нас будет, девки, Шевелев?"
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000027_57908AF41EE3952643257F6F004A82E4_806414.jpg)
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000027_57908AF41EE3952643257F6F004A82E4_156235.jpg)
К игре присоединяется "врач". Он проверяет,дышит ли "пациент", измеряет ему давление, пытается оживить.
Когда это не получилось, звали "священника", и тот, махая кадилом, читал молитвы по "новопреставленному рабу".
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000027_57908AF41EE3952643257F6F004A82E4_592785.jpg)
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000027_57908AF41EE3952643257F6F004A82E4_702121.jpg)
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000027_57908AF41EE3952643257F6F004A82E4_320449.jpg)
После оплакивания и причитания, мало отличающегося от настоящих похорон, деда выносят вперед ногами из дома, кладут на телегу или носилки и несут на "кладбище".
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000027_57908AF41EE3952643257F6F004A82E4_432056.jpg)
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000027_57908AF41EE3952643257F6F004A82E4_723635.jpg)
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000027_57908AF41EE3952643257F6F004A82E4_219265.jpg)
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000027_57908AF41EE3952643257F6F004A82E4_600449.jpg)
"Деда" закапывают в снег. Женщины снова рыдают и причитают.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000027_57908AF41EE3952643257F6F004A82E4_407451.jpg)
Обратно в дом идут с шутками, прибаутками и смехом. Там уже играет гармонь.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000027_57908AF41EE3952643257F6F004A82E4_458860.jpg)
В доме накрывается богатый стол из того, что принесли на поминки. Обязательно подается кутья, другие ритуальные блюда. Отдельную стопку водки ставят покойнику.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000027_57908AF41EE3952643257F6F004A82E4_798297.jpg)
За беседой снова вспоминают деда, поминают его "минутой молчания". После начинаются шутки, женщины пускаются в пляс, поют частушки и народные песни, разговаривают о житье-бытье.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000027_57908AF41EE3952643257F6F004A82E4_80168.jpg)
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000027_57908AF41EE3952643257F6F004A82E4_944996.jpg)
Организаторами мероприятия являются отдел идеологической работы, культуры и по делам молодежи Городокского района и центр традиционной культуры и народного творчества Городокского района.
Фото и видео Александра ХИТРОВА,