ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Понедельник, 8 декабря 2025
Минск-Уручье Сплошная облачность +1°C
Все новости
Все новости

ДОСЬЕ: К 125-летию со дня рождения Александра Грубе

Опубликовано:

Логотип БелТА
Культура
31 августа 2019, 09:40

ДОСЬЕ: К 125-летию со дня рождения Александра Грубе

На Крымской конференции руководителей трех великих держав. Грубе А.В. Фото virtualrm.spb.ru
На Крымской конференции руководителей трех великих держав. Грубе А.В. Фото virtualrm.spb.ru
На Крымской конференции руководителей трех великих держав. Грубе А.В. Фото virtualrm.spb.ru

В этом году исполняется 125 лет со дня рождения талантливого скульптора, народного художника Беларуси, одного из организаторов и председателя Всебелорусского объединения художников Александра Васильевича Грубе. Он относится к тому поколению скульпторов, с именами которых связано становление и развитие искусства Беларуси в XX веке.

Родился Александр Грубе 31 августа 1894 года в д. Григорьевка Белебеевского района Уфимской губернии (ныне Башкортостан, Россия) в семье агронома. Учился в Пензенской мужской гимназии. В 1914 году поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петроградского университета.

За участие в революционной стачке Александр Грубе был отчислен из университета и призван в царскую армию. В составе Сибирского полка принимал участие в военных действиях возле Барановичей. После демобилизации в 1918-м приехал в городок Краснополье (ныне районный центр Могилевской области). До 1922 года преподавал естествознание и рисование в местной школе, одновременно занимаясь творчеством: исполнил в глине портреты Н. Пирогова, К. Маркса и В. Ленина.

В 1920-е годы активно шла подготовка к проведению первой Всероссийской сельскохозяйственной и культурно-промышленной выставки, в которой Грубе принимал участие. Он отвез в Москву на биржу труда фотографии своих работ. Получив квалификацию скульптора IV рабочего разряда, был направлен комиссией в бригаду Ивана Шадра, делавшую для выставки композицию "Борьба с землей". Работа у знаменитого мастера стала для Александра Грубе настоящей школой профессионализма.

После возвращения в Краснополье он работал над проектами памятников А. Островскому и Я. Свердлову, создал в глине бюст В. Ленина, установленный в клубе им. К. Маркса в Минске.

В 1920-х годах Грубе приехал в Минск и в предвоенные годы стал одной из самых ярких фигур в белорусском искусстве. Он выступил инициатором создания Всебелорусского художественного объединения и стал его председателем. С 1925 года участвовал в художественных выставках, приобретя большую популярность и известность. В начале 1930-х годов он вошел в состав Революционной организации художников Беларуси.

В станковых и монументальных композициях мастер искал собственные авторские решения, использовал приемы стилизации, основанные на традициях белорусской народной деревянной скульптуры. Особенно ярко это проявилось в работах "Лирник" 1926 года и "Красноармеец" 1929 года. В них обобщенно трактованные формы передают значимость образов, создают впечатление эпичности.

Его следующие произведения - "Раб" и "Труд. Тачечник" - стали выделяться экспрессивностью формы и четкой динамикой. В своих работах Александр Грубе попытался отразить современные представления о решении пластического образа: монументальность, выразительность, типажность и обобщенность.

Скульптура "Труд. Тачечник" создавалась художником специально для третьей Всебелорусской художественной выставки, посвященной теме труда. Автор создал свою работу из цельного ствола дерева. Это своего рода обращение к традициям белорусской деревянной скульптуры, существовавшей с XII века и достигшей своего расцвета в XVIII веке. Через гипертрофированность рук, ног, одежды, деталей тачки автор максимально выразительно раскрывает тему: человек в попытке сдвинуть очень тяжелый предмет. На первый план выходит физическое усилие, напряжение всех мышц, внутренняя сила и мощь человека. Подобная трактовка была очень характерна для искусства 1920-х годов, когда образ становится символом.

Найденные мастером приемы получили дальнейшее развитие в работах 1930-1940-х годов, среди которых "Трактористка" и "Белорус-косец". Также в этот период скульптор создал барельеф "Ленин и Октябрь" для польского театра (в здании Красного костела), декоративные рельефы "Авиамоделист" и "Фанфаристка" для Дворца пионеров и школьников в Минске.

В довоенное время Александр Грубе выполнил ряд портретов, проявив способность к тонким и психологически образным характеристикам и умение пластическими средствами передать сходство с первообразом. Среди лучших портретных работ - "К. Калиновский" и "М. Богданович". По проектам скульптора были установлены памятники Ф.Дзержинскому в Дзержинске (в 1933 году) и В.Ленину в Борисове (в 1935 году).

В 1940 году Грубе принят в Союз художников БССР, с 1942 по 1944 год был его председателем.

В 1941 году Александр Грубе переезжает в Москву. Он организовывает выставки белорусских художников в Государственном историческом музее и Государственной Третьяковской галерее, принимает участие в подготовке Всесоюзной выставки живописи, графики, скульптуры и архитектуры "Великая Отечественная война", открывшейся в ноябре 1942 года. На ней экспонировались в том числе произведения белорусских художников, сражавшихся на фронтах, в партизанских отрядах, а также находившихся в эвакуации.

В Москве в 1942 году Грубе создал бюст Героя Советского Союза генерал-майора Л. Доватора, в котором подчеркнул лучшие, наиболее типичные черты советского военачальника. В 1944 году скульптор выполнил проект памятника "Жертва фашистских зверств".

В 1944 году Александр Грубе вместе с Заиром Азгуром и Витольдом Бялыницким-Бирулей стал первым народным художником Беларуси и был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

После войны Грубе работал в оргкомитете Союза художников СССР, в 1950-е годы возглавлял скульптурную секцию Московского союза художников, продолжая заниматься творческой деятельностью. Среди работ, созданных в послевоенное время, - портрет и проект памятника К. Заслонову, памятник-бюст В. Куйбышеву в г. Кокшетау, портрет Р. Зорге, скульптурные композиции на тему труда "Первая борозда", "На стройках коммунизма", "Сталевары", "Доменщики".

Творческую работу Александр Васильевич Грубе успешно совмещал с общественной деятельностью. Он входил в Комиссию по истории искусства Института белорусской культуры, являлся членом Всебелорусского общества библиофилов, занимался созданием книжных знаков. В Национальной библиотеке Беларуси и сегодня экслибрис художника можно увидеть на изданиях Института белорусской культуры.

Александр Васильевич Грубе умер 3 августа 1980 года в Москве.

Произведения выдающегося скульптора хранятся в Национальном художественном музее Беларуси, Государственной Третьяковской галерее в Москве, Государственном музее городской скульптуры в Санкт-Петербурге, Днепропетровском художественном музее.

В Белорусском государственном архиве-музее литературы и искусства можно ознакомиться с творческими документами Александра Грубе: фотографиями скульптур (портреты, композиции), графикой, фотографиями, личными документами, орденами и медалями выдающегося советского скульптора.-0-

Топ-новости
Свежие новости Беларуси