Шутка, конечно. Гендиректор Национального художественного музея Беларуси Владимир Прокопцов на реализацию подобных проектов никогда не пойдет, свою четкую позицию на этот счет он не раз озвучивал. Но креативность, нестандартность в подаче музейных проектов художник Прокопцов всегда приветствует. Что уже не раз демонстрировал на собственном примере. О способах привлечь внимание зрителей к экспозиции главного музея страны генеральный директор НХМБ рассказал в беседе с корреспондентом БЕЛТА.
Громкие проекты
Среди громких музейных проектов - прошлогодняя выставка из Италии "Изобретения да Винчи", представлявшая прообразы танка, акваланга, велосипеда, автомобиля, вертолета, парашюта, подводной лодки, наверное, попала в число самых посещаемых экспозиций НХМБ. Наиболее крупным белорусско-испанским проектом стала выставка "Гойя... Пикассо" из испанского музея Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо: в Минск в 2015 году привезли 95 гравюр, среди которых 80 работ Франсиско Гойи и 15 - Пабло Пикассо. Международный выставочный арт-проект, посвященный 150-летию со дня рождения Бакста, "Время и творчество Льва Бакста" стартовал нынешней весной в Национальном художественном музее Беларуси, а после осенью побывал в Вильнюсе и Риге. Всего более 200 экспонатов составили выставку, в которую вошли произведения из музеев Беларуси, Литвы, Латвии, Польши, России. В этом же году Национальный художественный "выстрелил" мощно: экспозиция "Иконопись Беларуси XVII-XXI веков из коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь" демонстрировала 31 икону белорусских иконописцев и два чеканных оклада в музее Ватикана больше двух с половиной месяцев.
К слову, экспозиция сакрального белорусского искусства по возвращении на родину предстала взору отечественной публики. Гендиректор НХМБ обещал по приезде дать творческий отчет. Выставка "Мир небесный на земле", которая открылась в начале октября, - более полная версия экспозиции "Иконопись Беларуси XVII-XXI веков", в нее вошло около 80 икон, в том числе немало отреставрированных, которые не было возможности выставить в Ватикане из-за масштабов - там витрины неподходящих размеров. В оценках относительно экспозиции, часть которой увидели в Ватикане, а в полном объеме представили дома, в стенах музея, Владимир Прокопцов не скромничает: это явление в культурной жизни Беларуси из числа неординарных за многие годы и уже вошло в историю. Оно определенно претендует на статус одного из главных событий Года культуры. Кстати, итальянская сторона не только с интересом и большим почитанием приняла выставку. Некоторое время назад Чрезвычайный и Полномочный Посол Италии в Беларуси Стефано Бьянки вручил гендиректору Национального художественного музея орден Звезды Италии - госнаграду, которая присуждается гражданам этой страны, живущим за пределами родины, а также иностранцам за особые заслуги в развитии сотрудничества между Италией и другими государствами.
Гендиректор музея обстоятельно поясняет значимость проекта: "На подготовку выставки ушло три года. Но это сказать легко: готовили несколько лет. На деле же - большая ежедневная работа, не только организационная, но и долгий, кропотливый труд реставраторов. Наши мастера в течение пяти лет реставрировали эти иконы, и посетители экспозиции в Национальном художественном музее сегодня могут увидеть технологию реставрационной работы: на плазменном экране демонстрируется процесс реставрации старинного полотна. Да и в мастерские посетителям сегодня вход открыт, лишь нужно позаботиться о предварительной записи. Интерес высокий, в первую очередь среди специалистов, студентов-практикантов; но и пришедших, так сказать, с улицы - немало. Узнав, сколь сложный это труд, может, и отношение к ценностям будет иное".
Выставка "Мир небесный на земле" показывает традицию развития иконописного искусства Беларуси в современных условиях, поскольку история белорусской иконописи отличается от православной, русской, византийской. "Хотелось бы показать преемственность на современном этапе, что для нас немаловажно в плане духовного развития Отечества, в том числе и в сфере сакрального, современного иконописного искусства. Сегодня во всех регионах страны возводятся новые православные храмы, и нам бы хотелось, чтобы и иконописцы приобщились к традиции белорусского иконописного искусства. Программа выставки, которая будет работать по 30 января 2017 года, включает круглые столы, лекции, специальные экскурсии, песнопения, чтобы показать красоту музыки в красках, которую мы имеем. Владыка Филарет назвал икону музыкой в красках, и более емкого определения, пожалуй, не подобрать", - сказал гендиректор музея.
Для коллектива музея Год культуры стал периодом подготовки очень интересных проектов. Так, задумана и уже готовится выставка картин Национального музея из Кракова, это около 60 произведений Наполеона Орды. Планируется экспозиция из частной коллекции портретов Радзивиллов. Ведутся переговоры по организации выставки с музеем Ниццы. Задуман масштабный проект с Псковским музеем - показ старопечатных изданий и произведений сакрального искусства. А в будущем году минчане и гости столицы увидят в залах НХМБ несколько икон из Музеев Ватикана.
Есть у художника Прокопцова и личные творческие планы. В частности, он работает над рукописью о творчестве Бялыницкого-Бирули, 145-летие со дня рождения которого празднуется в будущем году.
Креативный подход многое меняет
Интерактивность, связь со зрителем - обязательная составляющая в работе музеев сегодня, убежден Владимир Прокопцов. Креативность отличает и личные проекты художника Прокопцова. Из последнего - выставка картины "Мое Полесье" в собственный день рождения 8 августа на башне обзора Гомельского дворцово-паркового ансамбля. Работу, посвященную малой родине, Владимир Иванович презентовал в 8 часов 8 минут и 8 секунд на площадке, вмещающей всего лишь 8 человек. Экспонировалась картина "Мое Полесье" 8 часов 8 минут и 8 секунд, после чего автор передал ее в дар Гомельскому дворцово-парковому ансамблю.
Столь нестандартную подачу картины художник объясняет просто: мол, в экспозиционном пространстве дворца свободного места не нашлось, нетактично экспонируемые работы снимать, а башня была не занята… Впрочем, нужно больше смотреть по сторонам, открывать глаза шире, не грешно вдохновиться и идеями коллег, в первую очередь зарубежных, по-своему их интерпретировав, считает Владимир Прокопцов.
Но до так называемой попсы опускаться нельзя, убежден он. "Нужно выстроить взаимоотношения музей-посетитель. И в этом деле большое содействие может оказать туристическая сфера. Сегодня в туристических маршрутах практически нет предложений отправиться в музей. Все бросились в агрогородки на мед, самогон, драник, а в музей людей не завлечь. Нужно менять подходы, предлагая туристам знакомство с Беларусью. Ведь не только национальная кухня достойна внимания", - уверен Владимир Прокопцов.
Мед и драник привлекательны, не поспоришь. Но Национальному художественному музею Беларуси, вроде бы, нет причин жаловаться на нехватку посетителей.
"Дело в том, что нельзя останавливаться. Сегодня это интересно, завтра - нет. Мы должны опережать желания людей на три шага, предлагать им новое каждый день, причем всем возрастным группам. Искать новые формы работы, чтобы и маленькому ребенку было интересно, и студенту, и пожилому человеку. Сегодня нужно подходить дифференцированно к подготовке программ. Экскурсии - хорошо, но не все, нужно, чтобы пришедшие получили новые знания", - объясняет политику музея его руководитель.
Музей начинается с...
И идти нужно дальше. Сегодня в музее выстроена, так сказать, инфраструктура для посетителя. Если театр начинается с вешалки, то Художественный музей - со входного билета. Конкурс на его дизайн проводится ежегодно. Вот только что, к слову, выбран билет 2017 года. Победило предложение Натальи Черновой, архитектора из Минска. На нем будет фрагмент картины "Цветение" белорусской художницы Зои Литвиновой. В НХМБ есть мини-кафе, где можно выпить чашку кофе, небольшая сувенирная лавка, где в ассортименте и закладки для книг за 2 копейки, и дорогущие фолианты на белорусском, русском и английском языках. В перспективе гендиректор музея видит издания и на китайском, во всяком случае, необходимость печатать каталоги на нем все отчетливее. В Минске учится немало студентов из Китая, и им нужно предоставить возможность познакомиться с белорусской культурой, убежден Владимир Прокопцов.
В планах музея и развитие системы аудиогидов на иностранных языках. Сегодня в Художественном они есть на белорусском, русском, английском и китайском. Правильно и перспективно расширить их число за счет немецкого и итальянского языков, поскольку это имиджевый шаг, реклама не только музея, но и страны в целом, ее истории и культуры, считает директор.
Задачи с размахом
Среди проектов глобального масштаба у руководителя НХМБ задача номер один, не говоря уж о создании музейного квартала, - открытие Республиканского реставрационного центра. Необходимость в профессиональных грамотных кадрах в сфере реставрации в Беларуси столь высока, что даже функционирование центра в первое время ситуацию принципиально не спасет. Однако начинать выстраивать систему подготовки реставраторов нужно, ведь потребность в таких специалистах имеет едва ли не каждый музей в республике. Реставрационный центр задумывается как методический и практический центр в Беларуси, где музеи страны смогут делать заказы на реставрацию картин. Кстати, в Национальном художественном музее свыше 300 экспонатов нуждаются в реставрации.
Белорусские реставраторы, кроме того, смогут стажироваться за границей. Соглашения по организации стажировок для белорусских специалистов подписаны с Государственным Эрмитажем, Третьяковской галереей, музеем Андрея Рублева, где хорошая мастерская по реставрации икон, и с Музеями Ватикана. Интересен белорусским специалистам опыт реставрации фарфора и бумаги, каким могут делиться китайские коллеги, и такие возможности с течением времени не исключены.
Музейный квартал в Минске, планируется, должен появиться в 2019 году. Владимир Прокопцов, заметим, гендиректор музея и художник, вполне освоился с ролью прораба в последние годы. Все, абсолютно, он контролирует сам и другого варианта не видит: хозяин должен знать, как и какой гвоздь вбит в его доме. Но площадей музейного квартала, как оказалось, хватит лишь для того, чтобы выставить большую часть коллекции, а она насчитывает свыше 30 тыс. единиц. "После появления музейного квартала мы замахнемся на музейный микрорайон", - то ли шутливо, то ли всерьез завершает разговор Владимир Прокопцов.
Жанна КОТЛЯРОВА,
БЕЛТА.-0-