Оградить детей от нежелательной информации, которая повсеместно идет потоком, невообразимо сложно. Как и круглосуточно контролировать подрастающее поколение при пользовании интернетом, просмотре телевизора. Попытки урегулировать эту ситуацию в Беларуси, однако, уже сделаны - парламентом были рассмотрены и приняты соответствующие поправки в законодательство. В продолжение данной темы для защиты несовершеннолетних от контента, который может причинить вред их здоровью и развитию, правительство утвердило еще несколько положений.
Если говорить просто, законодательство обязывает маркировать информационную продукцию в Беларуси специальными значками с обозначением возраста, по достижении которого детям становится доступным ознакомление с ней. При этом подразумевается контент печатных, телевизионных и радийных СМИ, печатных изданий, интернет-ресурсов. Маркировка также касается компьютерных игр, аудиовизуальных произведений, фонограмм и распространяется на входные билеты, приглашения или иные документы, которые дают право посещать культурные мероприятия.
Что представляют собой те самые возрастные значки, о которых мы говорим? В классическом понимании это кружок, на фоне которого прописаны цифры. Категория "0+" означает, что информационная продукция является универсальной, каких-то ограничений на ее счет нет. С такой продукцией могут ознакомиться даже малыши, и в негативном плане она не отразится на их дальнейшем развитии. В российских изданиях подобный значок, например, можно увидеть на детских или специализированных журналах.
Категория "6+" означает, что продукция предназначена для детей, которым уже исполнилось шесть лет. Такая же логика с категориями "12+" и "16+". Категория "18+" сигнализирует о том, что ознакомление с контентом запрещено несовершеннолетним, а значит, родители, которые в конкретном случае осведомлены о таком ограничении, должны уберечь ребенка от массовых мероприятий, печатных изданий, интернет-ресурсов и т.д.
Если говорить о расположении маркировочного значка на печатных изданиях, он должен находиться на видном месте, а размер шрифта - быть удобным для прочтения. Например, если мы маркируем печатное СМИ, знак возрастной категории по размеру не может быть меньше шрифтов, которые используются на первой полосе или обложке. Заниматься обозначением возрастной категории обязано юридическое лицо, на которое возложены функции редакции.
Приблизительно такая же схема работает и при распространении другого информационного контента. Например, что касается телевизионных СМИ, знак возрастной категории показывается в начале трансляции каждой новой телепередачи, а также при возобновлении ее трансляции (после перерыва на рекламу). Владелец интернет-ресурса вправе разместить знак возрастного ограничения на главной странице или в ином удобном для обозрения месте, он должен быть отчетливым и ясно видимым. В свою очередь издателю при подготовке печатной книги необходимо размещать значок на полосе издания вместе с выпускными данными. Что же касается маркировки аудиовизуальных произведений, фонограмм, компьютерных игр и программ, которые распространяются на материальном носителе, значок должен находиться либо на самой продукции, либо на прикрепленной к ней этикетке, либо на потребительской упаковке.
Немного иначе обстоят дела с радийным контентом. Из законодательства следует, что радиопередачи, которые, конечно, невозможно промаркировать наглядно, должны иметь аудиомаркировку. Это специальное звуковое предупреждение, которое указывает на возрастную категорию детей, среди которых допускается распространение. Его следует озвучить в начале трансляции каждой новой радиопередачи, а также при возобновлении трансляции после рекламы.
В то же время для распространения на территории Беларуси информационной продукции из-за рубежа (если ранее она не была отмечена возрастными ограничениями) распространитель вправе в соответствии с установленными критериями промаркировать ее самостоятельно. Алгоритм тот же - размещение наклейки с изображением значка непосредственно на продукции, прикрепленной к ней этикетке, потребительской упаковке, на афишах культурных мероприятий.
Для рассмотрения неоднозначных вопросов в ситуации с возрастными цензами при белорусском правительстве создается общественно-консультативный совет по защите детей от информации, которая может причинить вред их здоровью и развитию. Этот совет - общественный консультационный и координационный орган, именно он будет вырабатывать рекомендации и предложения по формированию и проведению соответствующей госполитики.
В общественно-консультативный совет войдут представители республиканских органов госуправления, общественных объединений и иных организаций. Возглавит его министр информации Беларуси Лилия Ананич. Председатель совета, его заместители и другие участники будут работать на общественных началах. Однако к работе по мере необходимости могут привлекаться специалисты, ученые и эксперты иных организаций, также на безвозмездной основе.
Основные положения, которые касаются защиты детей от вредной информации, вступают в силу с 1 июля 2017 года. Эти документы важны, хотя всех проблем они, конечно, не решают. Не только госорганы должны контролировать, что происходит с детьми, в первую очередь за это несут ответственность их родители. Контроль со стороны папы и мамы - вот что должен постоянно чувствовать ребенок. Тогда и ограничительный значок на журнале будет казаться сущим пустяком, в котором нет особой необходимости.