Творческим союзам Беларуси разрешено создавать организации по коллективному управлению имущественными правами
С 1 декабря вступает в силу новая редакция Закона Беларуси "Об авторском праве и смежных правах". Закон призван регулировать отношения в сфере создания и использования произведений науки, литературы и искусства. Если старый вариант документа содержит 42 статьи, новый - 62. В нем учтены положения Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, Международной конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций, договоров Всемирной организации интеллектуальной собственности, устанавливающих международные стандарты охраны авторских и смежных прав в цифровой среде. О том, что отныне меняется для авторов произведений, правообладателей и пользователей, рассказал в беседе с корреспондентом БЕЛТА заместитель председателя Постоянной комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Палаты представителей Национального собрания Николай Казак.
Закон принят согласно реализации государственной политики в области охраны интеллектуальной собственности. В частности, введено личное неимущественное право на неприкосновенность произведений и исполнений, дополнены нормы, регулирующие вопросы соавторства. Документом определена сфера действия исключительного права на произведения и объекты смежных прав, расширен перечень случаев свободного использования объектов авторского права и смежных прав, уточнен правовой статус служебных и аудиовизуальных произведений, внесены дополнения, касающиеся охраны компьютерных программ. Что касается смежных прав, в закон включены положения, создающие правовую базу для регулирования отношений между исполнителями, режиссерами-постановщиками спектаклей, театрально-зрелищными организациями.
Закон об авторском праве и смежных правах распространяется на произведения литературы, науки и искусства. Причем в большей степени он все-таки направлен на защиту произведений искусства. На втором месте - литература. "С наукой дело обстоит сложнее. Если бы в Беларуси не было закона о патентах на изобретения, наука наверняка бы сильно страдала. Новый закон тоже этим грешит, но аналогичное можно сказать и о международном законодательстве в области авторского права", - отметил депутат.
Особое внимание уделено правовому регулированию деятельности по коллективному управлению имущественными правами. Как пояснил Николай Казак, наиболее существенное отличие нынешнего закона касается именно организации системы сбора и выплаты авторских вознаграждений - ранее оно поручалось Национальному центру интеллектуальной собственности, который, заключив с авторами договоры, должен был выплачивать деньги. Однако на практике гонорары не всегда находили своих обладателей, и причина в том, что в предыдущем законе была нечетко очерчена система выплаты вознаграждений. В частности, не было прописано, что выплачивать гонорары необходимо обязательно, поэтому поиск авторов шел не слишком активно и настойчиво. "Мы подумали: почему в этой сфере существует монополия? И решили ее либерализовать", - сказал депутат.
Для того чтобы выплатить автору вознаграждение, необходимо отследить, кто и когда использовал его произведение. "Представьте: Национальный центр интеллектуальной собственности должен охватить все многообразие произведений - науки, литературы, искусства. Некоторые организации и авторы были такой ситуацией недовольны. И мы решили предоставить возможность группе творческих людей создавать свои организации, которые смогут самостоятельно собирать вознаграждения и выплачивать их", - рассказал Николай Казак. Отныне коллективным управлением имущественными правами могут заниматься государственные учреждения и некоммерческие организации. Это означает, что творческие союзы Беларуси, собрав 50 авторов, вправе заключать договоры о создании организаций по коллективному управлению имущественными правами. Для аккредитации в Государственном комитете по науке и технологиям в законе также прописаны условия. Определен порядок деятельности таких организаций, регламентированы их права и обязанности, вопросы взаимодействия с авторами и пользователями.
В новом законе уточняется, что собранное авторское вознаграждение должно быть обязательно выплачено авторам. Деньги хранятся на особом счету, и организация не имеет права ими воспользоваться. Однако если в течение пяти лет автор так и не найден, собранные средства поступают в доход республиканского бюджета. Организация по коллективному управлению имущественными правами также может затрачивать на содержание сотрудников, приобретение специального оборудования и аренду помещения не более 25% полученных средств.
Кроме того, документ предусматривает изменения, касающиеся использования музыкальных произведений. Как пояснил депутат, если речь идет об исполнении песен непрофессиональными артистами (например, учениками общеобразовательной школы или вуза) на некоммерческой основе, авторское вознаграждение не выплачивается. Это правило не относится к музыкальным коллективам, работающим на свадьбах и других торжествах, а также к ночным клубам, кафе, ресторанам, которые в своей работе используют музыкальные произведения отечественных и зарубежных исполнителей. Извлек деньги из собственного выступления - будь добр заплатить правообладателям. "Не все, конечно, работают добросовестно, но потребовать выплату авторских вознаграждений можно", - отметил Николай Казак.
В законе также соблюдены интересы авторов книг, читателей и библиотечного сообщества. Виды использования произведений без согласия авторов и иных правообладателей и без выплаты авторского вознаграждения предусмотрены отдельно. В первую очередь это воспроизведение в личных целях: цитирование, использование в качестве иллюстративного материала и т.д. При этом в одной из статей, регулирующей воспроизведение в личных целях, есть запрет на репродуцирование книг или иных текстов полностью. При соблюдении определенных условий библиотеки могут репродуцировать произведения по запросу читателей. К этим условиям относятся, например, указание автора и источника заимствования. Полному репродуцированию подлежат отдельные статьи и малообъемные произведения, опубликованные в сборниках. Из литературных произведений можно репродуцировать короткие отрывки.
Внесен ряд норм, регулирующих предоставление пользователю произведений, выраженных в цифровой форме. Ранее предоставление оцифрованных произведений не было специальным образом отмечено в законе. Для предоставления таких произведений требовалось согласие автора, оформленное в письменном виде. Сейчас библиотеки получили право при соблюдении ряда ограничений не получать согласия. Кроме того, библиотеки могут без согласия автора и иных правообладателей предоставлять оцифрованные произведения друг другу в порядке взаимного использования.
Введены ограничения при представлении цифровых копий произведений. Цифровая копия документа должна представляться на временное безвозмездное пользование: читатель получает произведение только для изучения, по окончании которого он должен вернуть ее хранителю, а хранитель в свою очередь не может взимать за это плату. Пользование произведением должно осуществляться только в помещении библиотеки, в том числе при удаленном доступе при условии исключения возможности копирования. То есть если библиотека осуществляет оцифровку своих фондов, то полученные копии должны предоставляться читателю в специально оборудованном помещении, а компьютеры, используемые для таких целей, не должны иметь возможность распечатки или сохранения произведения на магнитном носителе. Что касается электронных библиотек, функционирующих в глобальной сети, то для размещения произведения в их фондах требуется согласие автора, оформленное в письменном виде.
В закон добавлена статья, посвященная компьютерным программам. Ранее фирма-работодатель не могла вносить изменения в программу без согласия автора, адаптировать ее к новым условиям работы, даже в том случае, если автор больше не являлся штатным сотрудником. Автор в свою очередь не мог использовать собственное произведение на новом месте работы. "Такая ситуация фактически замедляла научно-технический прогресс. Исходя из этого, мы прописали в законе, что обе стороны имеют право на доработку компьютерной программы. Если автор уволился с прежнего места работы, то он не вправе использовать программу один к одному в таком виде, в каком создал. Необходима доработка и усовершенствование. То же самое касается и бывшего работодателя", - пояснил Николай Казак.
Насколько эффективной окажется новая редакция белорусского закона "Об авторском праве и смежных правах", покажет время. Внесение коррективов продиктовало время и бесчисленные нарушения прав авторов и иных правообладателей. Конечно, зачастую сложно отследить использование произведений литературы, науки и искусства во всех сферах жизнедеятельности. Так что будем уповать на добросовестность пользователей и их готовность платить, а не только извлекать прибыль.
С 1 декабря вступает в силу новая редакция Закона Беларуси "Об авторском праве и смежных правах". Закон призван регулировать отношения в сфере создания и использования произведений науки, литературы и искусства. Если старый вариант документа содержит 42 статьи, новый - 62. В нем учтены положения Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, Международной конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций, договоров Всемирной организации интеллектуальной собственности, устанавливающих международные стандарты охраны авторских и смежных прав в цифровой среде. О том, что отныне меняется для авторов произведений, правообладателей и пользователей, рассказал в беседе с корреспондентом БЕЛТА заместитель председателя Постоянной комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Палаты представителей Национального собрания Николай Казак.
Закон принят согласно реализации государственной политики в области охраны интеллектуальной собственности. В частности, введено личное неимущественное право на неприкосновенность произведений и исполнений, дополнены нормы, регулирующие вопросы соавторства. Документом определена сфера действия исключительного права на произведения и объекты смежных прав, расширен перечень случаев свободного использования объектов авторского права и смежных прав, уточнен правовой статус служебных и аудиовизуальных произведений, внесены дополнения, касающиеся охраны компьютерных программ. Что касается смежных прав, в закон включены положения, создающие правовую базу для регулирования отношений между исполнителями, режиссерами-постановщиками спектаклей, театрально-зрелищными организациями.
Закон об авторском праве и смежных правах распространяется на произведения литературы, науки и искусства. Причем в большей степени он все-таки направлен на защиту произведений искусства. На втором месте - литература. "С наукой дело обстоит сложнее. Если бы в Беларуси не было закона о патентах на изобретения, наука наверняка бы сильно страдала. Новый закон тоже этим грешит, но аналогичное можно сказать и о международном законодательстве в области авторского права", - отметил депутат.
Особое внимание уделено правовому регулированию деятельности по коллективному управлению имущественными правами. Как пояснил Николай Казак, наиболее существенное отличие нынешнего закона касается именно организации системы сбора и выплаты авторских вознаграждений - ранее оно поручалось Национальному центру интеллектуальной собственности, который, заключив с авторами договоры, должен был выплачивать деньги. Однако на практике гонорары не всегда находили своих обладателей, и причина в том, что в предыдущем законе была нечетко очерчена система выплаты вознаграждений. В частности, не было прописано, что выплачивать гонорары необходимо обязательно, поэтому поиск авторов шел не слишком активно и настойчиво. "Мы подумали: почему в этой сфере существует монополия? И решили ее либерализовать", - сказал депутат.
Для того чтобы выплатить автору вознаграждение, необходимо отследить, кто и когда использовал его произведение. "Представьте: Национальный центр интеллектуальной собственности должен охватить все многообразие произведений - науки, литературы, искусства. Некоторые организации и авторы были такой ситуацией недовольны. И мы решили предоставить возможность группе творческих людей создавать свои организации, которые смогут самостоятельно собирать вознаграждения и выплачивать их", - рассказал Николай Казак. Отныне коллективным управлением имущественными правами могут заниматься государственные учреждения и некоммерческие организации. Это означает, что творческие союзы Беларуси, собрав 50 авторов, вправе заключать договоры о создании организаций по коллективному управлению имущественными правами. Для аккредитации в Государственном комитете по науке и технологиям в законе также прописаны условия. Определен порядок деятельности таких организаций, регламентированы их права и обязанности, вопросы взаимодействия с авторами и пользователями.
В новом законе уточняется, что собранное авторское вознаграждение должно быть обязательно выплачено авторам. Деньги хранятся на особом счету, и организация не имеет права ими воспользоваться. Однако если в течение пяти лет автор так и не найден, собранные средства поступают в доход республиканского бюджета. Организация по коллективному управлению имущественными правами также может затрачивать на содержание сотрудников, приобретение специального оборудования и аренду помещения не более 25% полученных средств.
Кроме того, документ предусматривает изменения, касающиеся использования музыкальных произведений. Как пояснил депутат, если речь идет об исполнении песен непрофессиональными артистами (например, учениками общеобразовательной школы или вуза) на некоммерческой основе, авторское вознаграждение не выплачивается. Это правило не относится к музыкальным коллективам, работающим на свадьбах и других торжествах, а также к ночным клубам, кафе, ресторанам, которые в своей работе используют музыкальные произведения отечественных и зарубежных исполнителей. Извлек деньги из собственного выступления - будь добр заплатить правообладателям. "Не все, конечно, работают добросовестно, но потребовать выплату авторских вознаграждений можно", - отметил Николай Казак.
В законе также соблюдены интересы авторов книг, читателей и библиотечного сообщества. Виды использования произведений без согласия авторов и иных правообладателей и без выплаты авторского вознаграждения предусмотрены отдельно. В первую очередь это воспроизведение в личных целях: цитирование, использование в качестве иллюстративного материала и т.д. При этом в одной из статей, регулирующей воспроизведение в личных целях, есть запрет на репродуцирование книг или иных текстов полностью. При соблюдении определенных условий библиотеки могут репродуцировать произведения по запросу читателей. К этим условиям относятся, например, указание автора и источника заимствования. Полному репродуцированию подлежат отдельные статьи и малообъемные произведения, опубликованные в сборниках. Из литературных произведений можно репродуцировать короткие отрывки.
Внесен ряд норм, регулирующих предоставление пользователю произведений, выраженных в цифровой форме. Ранее предоставление оцифрованных произведений не было специальным образом отмечено в законе. Для предоставления таких произведений требовалось согласие автора, оформленное в письменном виде. Сейчас библиотеки получили право при соблюдении ряда ограничений не получать согласия. Кроме того, библиотеки могут без согласия автора и иных правообладателей предоставлять оцифрованные произведения друг другу в порядке взаимного использования.
Введены ограничения при представлении цифровых копий произведений. Цифровая копия документа должна представляться на временное безвозмездное пользование: читатель получает произведение только для изучения, по окончании которого он должен вернуть ее хранителю, а хранитель в свою очередь не может взимать за это плату. Пользование произведением должно осуществляться только в помещении библиотеки, в том числе при удаленном доступе при условии исключения возможности копирования. То есть если библиотека осуществляет оцифровку своих фондов, то полученные копии должны предоставляться читателю в специально оборудованном помещении, а компьютеры, используемые для таких целей, не должны иметь возможность распечатки или сохранения произведения на магнитном носителе. Что касается электронных библиотек, функционирующих в глобальной сети, то для размещения произведения в их фондах требуется согласие автора, оформленное в письменном виде.
В закон добавлена статья, посвященная компьютерным программам. Ранее фирма-работодатель не могла вносить изменения в программу без согласия автора, адаптировать ее к новым условиям работы, даже в том случае, если автор больше не являлся штатным сотрудником. Автор в свою очередь не мог использовать собственное произведение на новом месте работы. "Такая ситуация фактически замедляла научно-технический прогресс. Исходя из этого, мы прописали в законе, что обе стороны имеют право на доработку компьютерной программы. Если автор уволился с прежнего места работы, то он не вправе использовать программу один к одному в таком виде, в каком создал. Необходима доработка и усовершенствование. То же самое касается и бывшего работодателя", - пояснил Николай Казак.
Насколько эффективной окажется новая редакция белорусского закона "Об авторском праве и смежных правах", покажет время. Внесение коррективов продиктовало время и бесчисленные нарушения прав авторов и иных правообладателей. Конечно, зачастую сложно отследить использование произведений литературы, науки и искусства во всех сферах жизнедеятельности. Так что будем уповать на добросовестность пользователей и их готовность платить, а не только извлекать прибыль.