В Беларуси за первое полугодие 2013 года работниками органов государственного пожарного надзора было выборочно рассмотрено 1687 строительных проектов на соответствие требованиям пожарной безопасности, в которых выявлено 7128 нарушений. К административной ответственности за данный период привлечены 78 руководителей проектных организаций и 213 авторов проектов. В связи с чем Министерство по чрезвычайным ситуациям Беларуси совместно с другими заинтересованными организациями постоянно занимается совершенствованием, разработкой и введением в действие технических нормативных правовых актов. Определенных успехов в этом направлении удалось добиться, но некоторые вопросы до сих пор требуют детальной проработки и серьезной работы над ошибками. Об этом шла речь на очередном заседании рабочей группы по проблемным вопросам строительной отрасли, которую возглавляет глава Администрации Президента Беларуси Андрей Кобяков. Обсуждались также предложения по совершенствованию процедур подготовки заключений согласующих органов и организаций при отводе земельного участка, проведении экспертизы проектной документации, подготовке заключения при вводе объекта в эксплуатацию.
"Выработанные в стране подходы по нормированию противопожарных требований позволили исключить устаревшие типовые решения. Это дало возможность выбора для проектировщиков различных вариантов по обеспечению пожарной безопасности проектируемого объекта за счет гибкости нормативных требований. Ранее такой возможности не было", - отметил начальник управления надзора и профилактики Министерства по чрезвычайным ситуациям Владимир Рафальский. В Беларуси в качестве национальных введены в действие 709 технических нормативных правовых актов Европейского союза (651 стандарт и 58 еврокодов). Из них 8 еврокодов и 74 стандарта устанавливают требования пожарной безопасности. Разработанные и введенные в действие стандарты, регламентирующие расчетные методы оценки и анализа пожарной безопасности технологических процессов, позволили ежегодно экономить миллиарды рублей при проектировании и строительстве зданий и сооружений. В качестве примера такой экономии он привел строительство здания музея Великой Отечественной войны, в ходе которого сэкономлено Br1,9 млрд., многофункционального спортивно-развлекательного комплекса "Чижовка-Арена" - Br5 млрд., цеха промышленной переработки листового полированного стекла в ОАО "Гомельстекло" - более Br5 млрд.
Представитель МЧС сказал, что при принятии решения по обеспечению пожарной безопасности объекта проектировщику и заказчику строительства предоставлена возможность учитывать расстояние до ближайших пожарных аварийно-спасательных подразделений МЧС, их оснащенности. Оптимизированы также требования по застройке территорий, устройству противопожарного водоснабжения, инженерных систем, исключена необходимость огнезащиты металлических конструкций зданий определенного конструктивного исполнения. При строительстве производственных и складских зданий предусмотрена возможность значительно увеличивать площадь пожарных отсеков без устройства противопожарных стен, перегородок и дверей. Исключены требования о необходимости оборудования сельскохозяйственных зданий установками пожарной автоматики. В населенных пунктах с числом жителей до 5 тыс. допускается устройство противопожарного водоснабжения от водоемов и резервуаров без устройства инженерных сетей противопожарного водопровода, гидрантов и насосных станций. Ранее такие решения могли быть реализованы только в населенных пунктах, где число жителей не превышало 2 тыс. человек. Для 12-16-этажных жилых зданий определена возможность не устраивать противопожарный водопровод. Ранее его наличие требовалось в обязательном порядке, дополнил Владимир Рафальский, подчеркнув, что это далеко не все примеры оптимизации вопросов противопожарной защиты.
"Вместе с тем в данной сфере есть ряд проблемных вопросов. Так, как показала практика, при разработке проектной документации проектные организации зачастую не пользуются предоставленной им возможностью снижать себестоимость объектов за счет применения различных вариантов компоновки противопожарной защиты и расчетных методов, - сказал начальник управления. - Ими не прорабатываются оптимальные варианты строительства и практически не применяется возможность оценки и анализа пожарной безопасности проектируемых объектов. А именно это позволяет принять оптимальные проектные решения по минимизации затрат на противопожарную защиту".
Еще одним отрицательным моментом, по словам эксперта, является то, что отдельные объекты строятся в Беларуси параллельно с проектированием, что впоследствии приводит к множественным отступлениям от нормативных требований и затягиванию сроков ввода объектов в эксплуатацию. В связи с этим МЧС совместно с Минстройархитектуры, Гостандартом и другими заинтересованными организациями проводит системную работу по совершенствованию, разработке и введению в действе технических нормативных правовых актов Беларуси. Основная задача такой работы - обеспечить требуемый уровень противопожарной защиты людей, зданий и сооружений с учетом экономической эффективности затрат на реализацию мероприятий безопасности. Эти совершенствования коснулись всех сфер строительства: жилищного, общественного, производственного и сельскохозяйственного.
Для улучшения качества работы проектировщиков Командно-инженерным институтом МЧС разработаны учебные программы, проводится обучение работников проектных организаций страны. "Однако желающих обучаться немного, в 2012 году институтом были обучены всего лишь 152 проектировщика. Это в свою очередь отражается на качестве проектирования, оптимальной по затратам и безопасности защите и своевременном вводе в эксплуатацию объектов строительства", - подчеркнул начальник управления.
Глава Администрации Президента, председатель рабочей группы Андрей Кобяков в свою очередь сказал, что необходимо оценить организацию учебного процесса. "Обучение проектировщиков должно осуществляться на должном уровне, чтобы заинтересовывать их еще больше. С помощью анкетирования тех, кто учился, можно оценить, насколько это обучение приносит в дальнейшем пользу. Естественно, обновленные подходы должны надлежащим образом разъясняться и в процессе подготовки специалистов в вузах", - сказал он. Что касается непосредственно квалификации работников проектных организаций, то Андрей Кобяков напомнил, что ранее рабочей группой было принято решение ввести для проектировщиков процедуру аттестации, чтобы они могли подтвердить способность заниматься этим делом. "Для этого уже есть определенная база, и проектировщики там будут сдавать необходимые экзамены, в том числе на знание нормативной и технической базы, вопросов противопожарной безопасности", - дополнил он. Андрей Кобяков дал поручение Министерству по чрезвычайным ситуациям разработать в течение года специальный программный комплекс для проектных организаций, чтобы они могли самостоятельно осуществлять соответствующие расчеты и выбирать оптимальное проектное решение с минимизированными затратами на противопожарную защиту.
Как отметил Владимир Рафальский, существующая сейчас в Беларуси система противопожарного нормирования и стандартизации позволяет возводить объекты любой сложности, использовать индивидуальные подходы при их проектировании и обеспечивать научное сопровождение вопросов противопожарной защиты. "За год в министерстве, а также в территориальных управлениях МЧС принимаются и консультируются более 5 тыс. проектировщиков. Вместе с тем вопросы качества работы проектных организаций, а также совершенствования норм требуют постоянного совместного с Минстройархитектуры и другими заинтересованными решения", - подытожил представитель МЧС.
Подводя итоги, глава Администрации Президента Андрей Кобяков сказал: "Часто после согласования заинтересованными органами документации и параметров предлагаемого строительства на прединвестиционной стадии при готовности проекта у них возникают вопросы, почему все сделано именно так. Это не обвинение, это недостаток общей организации труда". Председатель рабочей группы подчеркнул, что некоторые должностные лица надзорных и согласующих органов и организаций иногда не совсем тщательно и внимательно подходят к выполнению своих обязанностей, а потом когда под проектной документацией нужно ставить свои подписи, начинают вносить изменения, которые существенным образом влияют на результаты проектирования, а иногда и на ценовые параметры строительства. Так быть не должно, считает Андрей Кобяков. "Кроме того, сегодня существенным образом изменилось законодательство Беларуси, подходы к проектированию тех частей проекта, которые связаны с обеспечением пожарного надзора, санитарными и экологическими нормами. К сожалению, проектировщики часто не пользуются в полной мере теми возможностями, которые предоставляет современное законодательство. Они применяют устаревшие, затратные и неэффективные решения, от чего страдают инвесторы, заказчики, дольщики и потребители строительного продукта", - отметил председатель рабочей группы.
Глава Администрации Президента Беларуси Андрей Кобяков предложил предусмотреть все эти моменты в разрабатываемых членами рабочей группы схемах последовательности действий инвестора при реализации инвестиционного проекта.
Перед членами рабочей группы с докладами и с предложениями по совершенствованию функций надзорных и согласующих органов и организаций при осуществлении строительства объектов также выступили заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Галина Волчуга, заместитель министра энергетики Михаил Михадюк, заместитель министра здравоохранения Валерий Шевчук и первый заместитель директора департамента контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации Юрий Булахов.
"Выработанные в стране подходы по нормированию противопожарных требований позволили исключить устаревшие типовые решения. Это дало возможность выбора для проектировщиков различных вариантов по обеспечению пожарной безопасности проектируемого объекта за счет гибкости нормативных требований. Ранее такой возможности не было", - отметил начальник управления надзора и профилактики Министерства по чрезвычайным ситуациям Владимир Рафальский. В Беларуси в качестве национальных введены в действие 709 технических нормативных правовых актов Европейского союза (651 стандарт и 58 еврокодов). Из них 8 еврокодов и 74 стандарта устанавливают требования пожарной безопасности. Разработанные и введенные в действие стандарты, регламентирующие расчетные методы оценки и анализа пожарной безопасности технологических процессов, позволили ежегодно экономить миллиарды рублей при проектировании и строительстве зданий и сооружений. В качестве примера такой экономии он привел строительство здания музея Великой Отечественной войны, в ходе которого сэкономлено Br1,9 млрд., многофункционального спортивно-развлекательного комплекса "Чижовка-Арена" - Br5 млрд., цеха промышленной переработки листового полированного стекла в ОАО "Гомельстекло" - более Br5 млрд.
Представитель МЧС сказал, что при принятии решения по обеспечению пожарной безопасности объекта проектировщику и заказчику строительства предоставлена возможность учитывать расстояние до ближайших пожарных аварийно-спасательных подразделений МЧС, их оснащенности. Оптимизированы также требования по застройке территорий, устройству противопожарного водоснабжения, инженерных систем, исключена необходимость огнезащиты металлических конструкций зданий определенного конструктивного исполнения. При строительстве производственных и складских зданий предусмотрена возможность значительно увеличивать площадь пожарных отсеков без устройства противопожарных стен, перегородок и дверей. Исключены требования о необходимости оборудования сельскохозяйственных зданий установками пожарной автоматики. В населенных пунктах с числом жителей до 5 тыс. допускается устройство противопожарного водоснабжения от водоемов и резервуаров без устройства инженерных сетей противопожарного водопровода, гидрантов и насосных станций. Ранее такие решения могли быть реализованы только в населенных пунктах, где число жителей не превышало 2 тыс. человек. Для 12-16-этажных жилых зданий определена возможность не устраивать противопожарный водопровод. Ранее его наличие требовалось в обязательном порядке, дополнил Владимир Рафальский, подчеркнув, что это далеко не все примеры оптимизации вопросов противопожарной защиты.
"Вместе с тем в данной сфере есть ряд проблемных вопросов. Так, как показала практика, при разработке проектной документации проектные организации зачастую не пользуются предоставленной им возможностью снижать себестоимость объектов за счет применения различных вариантов компоновки противопожарной защиты и расчетных методов, - сказал начальник управления. - Ими не прорабатываются оптимальные варианты строительства и практически не применяется возможность оценки и анализа пожарной безопасности проектируемых объектов. А именно это позволяет принять оптимальные проектные решения по минимизации затрат на противопожарную защиту".
Еще одним отрицательным моментом, по словам эксперта, является то, что отдельные объекты строятся в Беларуси параллельно с проектированием, что впоследствии приводит к множественным отступлениям от нормативных требований и затягиванию сроков ввода объектов в эксплуатацию. В связи с этим МЧС совместно с Минстройархитектуры, Гостандартом и другими заинтересованными организациями проводит системную работу по совершенствованию, разработке и введению в действе технических нормативных правовых актов Беларуси. Основная задача такой работы - обеспечить требуемый уровень противопожарной защиты людей, зданий и сооружений с учетом экономической эффективности затрат на реализацию мероприятий безопасности. Эти совершенствования коснулись всех сфер строительства: жилищного, общественного, производственного и сельскохозяйственного.
Для улучшения качества работы проектировщиков Командно-инженерным институтом МЧС разработаны учебные программы, проводится обучение работников проектных организаций страны. "Однако желающих обучаться немного, в 2012 году институтом были обучены всего лишь 152 проектировщика. Это в свою очередь отражается на качестве проектирования, оптимальной по затратам и безопасности защите и своевременном вводе в эксплуатацию объектов строительства", - подчеркнул начальник управления.
Глава Администрации Президента, председатель рабочей группы Андрей Кобяков в свою очередь сказал, что необходимо оценить организацию учебного процесса. "Обучение проектировщиков должно осуществляться на должном уровне, чтобы заинтересовывать их еще больше. С помощью анкетирования тех, кто учился, можно оценить, насколько это обучение приносит в дальнейшем пользу. Естественно, обновленные подходы должны надлежащим образом разъясняться и в процессе подготовки специалистов в вузах", - сказал он. Что касается непосредственно квалификации работников проектных организаций, то Андрей Кобяков напомнил, что ранее рабочей группой было принято решение ввести для проектировщиков процедуру аттестации, чтобы они могли подтвердить способность заниматься этим делом. "Для этого уже есть определенная база, и проектировщики там будут сдавать необходимые экзамены, в том числе на знание нормативной и технической базы, вопросов противопожарной безопасности", - дополнил он. Андрей Кобяков дал поручение Министерству по чрезвычайным ситуациям разработать в течение года специальный программный комплекс для проектных организаций, чтобы они могли самостоятельно осуществлять соответствующие расчеты и выбирать оптимальное проектное решение с минимизированными затратами на противопожарную защиту.
Как отметил Владимир Рафальский, существующая сейчас в Беларуси система противопожарного нормирования и стандартизации позволяет возводить объекты любой сложности, использовать индивидуальные подходы при их проектировании и обеспечивать научное сопровождение вопросов противопожарной защиты. "За год в министерстве, а также в территориальных управлениях МЧС принимаются и консультируются более 5 тыс. проектировщиков. Вместе с тем вопросы качества работы проектных организаций, а также совершенствования норм требуют постоянного совместного с Минстройархитектуры и другими заинтересованными решения", - подытожил представитель МЧС.
Подводя итоги, глава Администрации Президента Андрей Кобяков сказал: "Часто после согласования заинтересованными органами документации и параметров предлагаемого строительства на прединвестиционной стадии при готовности проекта у них возникают вопросы, почему все сделано именно так. Это не обвинение, это недостаток общей организации труда". Председатель рабочей группы подчеркнул, что некоторые должностные лица надзорных и согласующих органов и организаций иногда не совсем тщательно и внимательно подходят к выполнению своих обязанностей, а потом когда под проектной документацией нужно ставить свои подписи, начинают вносить изменения, которые существенным образом влияют на результаты проектирования, а иногда и на ценовые параметры строительства. Так быть не должно, считает Андрей Кобяков. "Кроме того, сегодня существенным образом изменилось законодательство Беларуси, подходы к проектированию тех частей проекта, которые связаны с обеспечением пожарного надзора, санитарными и экологическими нормами. К сожалению, проектировщики часто не пользуются в полной мере теми возможностями, которые предоставляет современное законодательство. Они применяют устаревшие, затратные и неэффективные решения, от чего страдают инвесторы, заказчики, дольщики и потребители строительного продукта", - отметил председатель рабочей группы.
Глава Администрации Президента Беларуси Андрей Кобяков предложил предусмотреть все эти моменты в разрабатываемых членами рабочей группы схемах последовательности действий инвестора при реализации инвестиционного проекта.
Перед членами рабочей группы с докладами и с предложениями по совершенствованию функций надзорных и согласующих органов и организаций при осуществлении строительства объектов также выступили заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Галина Волчуга, заместитель министра энергетики Михаил Михадюк, заместитель министра здравоохранения Валерий Шевчук и первый заместитель директора департамента контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации Юрий Булахов.