Поддержка людей, которые попали в трудную жизненную ситуацию и не могут обеспечить себя даже самым необходимым для жизни, всегда была социальным приоритетом нашего государства. Помощь предоставлялась многовариантная - от пособий до льгот, а в 2001 году в Беларуси был запущен механизм государственной адресной социальной помощи (ГАСП). С того времени ее получателями стали несколько миллионов человек. За годы действия ГАСП ее механизм неоднократно подвергался "тюнингу". Теперь это довольно стройная система, включающая пять социальных выплат. Они востребованы населением, позволяют оказать нуждающимся разностороннюю поддержку. Вместе с тем существуют проблемы, которые выявились на местах в ходе применения обновленного механизма ГАСП и требуют решения. Пути дальнейшего совершенствования системы государственной адресной социальной помощи обсуждались 28 ноября текущего года на заседании коллегии Министерства труда и социальной защиты Беларуси.
Внесение кардинальных изменений в систему ГАСП было регламентировано указом Президента от 19 января 2012 года №41. Позже в него были внесены дополнения указом от 5 декабря 2013 года №550, которым, в частности, были ужесточены подходы к предоставлению отдельных видов ГАСП трудоспособным гражданам. Новацией стали планы по самостоятельному выходу из трудной жизненной ситуации, при невыполнении которых граждане лишаются права на соцподдержку при повторном обращении. За 9 месяцев текущего года такие планы составлены в отношении 800 трудоспособных граждан, 41 человеку отказано в пособии из-за их невыполнения.
За время реализации указа №41 получателями помощи стали почти 650 тыс. человек, а ее объем превысил Br1 трлн. Основные получатели ГАСП - семьи с детьми (70%). При этом среди получателей ежемесячного и единовременного социальных пособий лидируют многодетные семьи (40%), обеспечения продуктами питания - неполные семьи (51%). Наиболее востребованы ежемесячное пособие и обеспечение продуктами питания. На третьем месте - пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников, на четвертом - единовременное пособие, на пятом - пособие на оплату технических средств социальной реабилитации. Самый дорогой вид ГАСП - обеспечение продуктами питания, на предоставление которого было затрачено 40% общей суммы выплаченной ГАСП. Менее всего средств - чуть более 5% - затрачено на единовременное социальное пособие. В целом на 2014 год на выплату ГАСП запланировано более Br617 млрд. По оценке, по итогам года средства будут освоены на 65%.
Как отметил начальник управления государственной социальной поддержки населения Минтруда и соцзащиты Анатолий Ражанец, с 2012 года снижается численность получателей социальных пособий, назначаемых исходя из критерия нуждаемости. Это объясняется общим повышением уровня доходов населения и, в частности, ростом размеров детских пособий.
Все больше становится получателей пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников: за 9 месяцев нынешнего года их численность увеличилась в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Средний размер этого социального пособия (в народе его называют пособием на памперсы) превышает Br1,6 млн. До 1 апреля 2012 года аналогов ему не было, а потребность в нем велика: это пособие позволяет повысить качество жизни инвалидов первой группы и детей-инвалидов с 4-й степенью утраты здоровья. Однако, как показала практика и подтверждают обращения граждан, есть недостатки в механизме его предоставления, снижающие эффективность государственной поддержки.
Дело в том, что получение социального пособия на подгузники возможно только при предоставлении документов, подтверждающих факт их приобретения. Для накопления количества чеков, достаточного для получения пособия в максимальном размере, необходимо определенное время. Были случаи, когда назначить либо выплатить уже назначенное пособие было невозможно, поскольку заявитель (заметим, накопивший необходимое количество чеков) умер. Чтобы снизить остроту этой проблемы, в указ №41 было внесено изменение, направленное на сокращение срока сбора чеков, подтверждающих приобретение подгузников. И с 1 января текущего года это пособие предоставляется 4 раза в год, а не 2, как было ранее (при этом суммарный размер пособия сохранен на прежнем уровне - до 6 БПМ).
Второй немаловажный аспект. Поскольку в подгузниках нуждаются инвалиды I группы, полностью утратившие способность к самообслуживанию и передвижению, то за получением пособия обращаются их родственники или те люди, которые ухаживают за инвалидом, на основании доверенности. Но ведь ее оформление требует дополнительного времени и материальных затрат. Более того, нотариусы отказывают - обоснованно - в выдаче доверенности в связи с невозможностью получения подписи у инвалида по причине его заболевания. Получается, инвалиды, нуждающиеся в подгузниках, не могут воспользоваться господдержкой. Вывод напрашивается сам собой: нужен альтернативный механизм обеспечения инвалидов средствами гигиены. И такая работа уже ведется совместно с Министерством здравоохранения.
Проблемы возникают и с предоставлением социального пособия на оплату технических средств социальной реабилитации. Оно было введено в систему ГАСП в 2010 году взамен льготного обеспечения инвалидов III группы средствами реабилитации (такая льгота была упразднена с принятием закона от 14 июня 2007 года "О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан"). С введением этого пособия в республике фактически стали работать две системы обеспечения техническими средствами социальной реабилитации. Инвалиды I и II группы и дети-инвалиды обеспечиваются такими средствами, включенными в госреестр, бесплатно или на льготных условиях через органы по труду, занятости и соцзащите и органы здравоохранения в натуральной форме. А инвалиды III группы и дети, не являющиеся инвалидами, но нуждающиеся в средствах реабилитации, получают деньги на их приобретение в наличной либо безналичной форме в рамках системы ГАСП.
Если сравнивать эти два подхода, то обеспечение средствами реабилитации через систему ГАСП является более затратным с точки зрения административных расходов и более длительным для граждан. По отдельным видам средств реабилитации орган по труду, занятости и социальной защите является лишним звеном между инвалидом и РУП "Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр" (БПОВЦ). Министерство труда и соцзащиты совместно с Министерством здравоохранения изучает вопрос о формировании единой системы обеспечения инвалидов техническими средствами социальной реабилитации. Это потребует внесения дополнений в закон о льготах, которые планируется подготовить в следующем году.
И еще один фактор влияет на скорость и качество движения механизма ГАСП. Решение о предоставлении или об отказе в предоставлении ГАСП принимает постоянно действующая комиссия, созданная местным исполнительным и распорядительным органом. В отдельных регионах местные власти приняли решение о делегировании полномочий по приему, подготовке к рассмотрению заявлений территориальным центрам социального обслуживания населения (ТЦСОН). В результате административные процедуры по предоставлению ГАСП в полном объеме осуществляются только 39 управлениями по труду, занятости и социальной защите. В 92 регионах эти полномочия делегированы ТЦСОН. В 13 регионах территориальные центры осуществляют прием и подготовку к рассмотрению заявлений о предоставлении отдельных видов ГАСП - социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников и обеспечения продуктами питания. В Минске решениями администраций Октябрьского и Фрунзенского районов функции по приему, подготовке к рассмотрению заявлений на предоставление ГАСП делегированы службе "одно окно".
Получается, что в разных регионах используют разные подходы. Проблема не только в отсутствии единообразия, но и в нарушениях (они выявлены во время мониторинга). Речь идет о затягивании сроков принятия административных решений о предоставлении ГАСП, неполном информировании заявителей, затрудняется реализация принципа одновременного получения гражданами различных видов помощи. Разделение функций размывает ответственность за качество подготовки документов на рассмотрение комиссии.
В Минтруда и соцзащиты считают целесообразным рассмотреть вопрос о наделении ТЦСЗН наряду с органами по труду, занятости и социальной защите функцией по обеспечению деятельности комиссий по оказанию ГАСП. Это потребует внесения соответствующих изменений и в указ №41, и в перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан. "Такой подход позволит сосредоточить весь комплекс процедур по предоставлению ГАСП в одних руках, - подчеркнул Анатолий Ражанец. - Однако этот вопрос необходимо еще раз изучить, чтобы всесторонне оценить его последствия".
Нуждаются в анализе и предложения по совершенствованию системы ГАСП, которые представили комитеты по труду, занятости и соцзащите облисполкомов и Мингорисполкома. В первую очередь заслуживают внимания инициативы по упрощению расчета среднедушевого дохода граждан. Предложено отказаться от практики использования коэффициентов, учитывающих эффект совместного проживания (коэффициенты были введены в 2002 году в качестве инструмента сдерживания размера ежемесячного социального пособия для многодетных семей, в настоящее время они утратили свою актуальность). Предложено исключить из доходов граждан денежный эквивалент полученных льгот (получение такой информации значительно усложняет работу и удлиняет срок рассмотрения заявлений, а сумма не оказывает существенного влияния на размер пособия). При определении права на ежемесячное социальное пособие одиноких пенсионеров старше 70 лет, одиноких инвалидов I и II группы и неполных семей, воспитывающих ребенка-инвалида, предложено не включать в их среднедушевой доход ранее полученные суммы ежемесячного социального пособия - это позволит повысить уровень соцподдержки, в которой они объективно нуждаются. Внесено предложение дополнить категории граждан и семей, которым ежемесячное социальное пособие может предоставляться на период до 12 месяцев: включить туда семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей, где оба родителя являются инвалидами I или II группы; а также полные семьи с детьми, в которых один из родителей является инвалидом I группы, а второй осуществляет уход за ним и получает соответствующее пособие.
В контексте ГАСП неоднозначное отношение наблюдается и к выездному туризму (это является противопоказанием для оказания соцпомощи). С одной стороны, норма работает на профилактику иждивенческого поведения граждан (если заявители и члены их семей могут путешествовать, то почему должны получать ГАСП?). С другой стороны, некоторые выезжают за границу, чтобы приобрести подешевле одежду, обувь, школьные принадлежности для детей, а не для релакса на морских берегах. И, наконец, часть границ открыта, поэтому полный учет перемещения граждан осуществить проблематично.
Как отметил первый заместитель министра труда и социальной защиты Петр Грушник, сформировавшийся механизм ГАСП понятен людям, в случае необходимости они обращаются за поддержкой и получают ее от государства в установленных законодательством размерах. Таким образом, можно констатировать, что ГАСП свою главную задачу выполняет. Однако при этом некоторые "узлы" механизма достаточно сложны в исполнении, некоторые - пробуксовывают из-за разных подходов к работе на местах, некоторые не в полной мере соответствуют требованию об индивидуальном подходе к каждому заявителю. Поэтому необходимо проанализировать предложения комитетов по труду, занятости и соцзащите, найти точки соприкосновения с заинтересованными (в первую очередь с Министерством здравоохранения), провести очередной мониторинг по этой теме и выработать оптимальный вариант в интересах людей, общества и государства.