Причины, по которым современная литература не рождает великих произведений, кроются в постсоветской действительности. Белорусские писатели, как и их коллеги в бывших союзных республиках, едины во мнении, что произошедшие во времена развала Советского Союза изменения, когда рухнули все, в том числе творческие, связи, имели разрушительную силу. Попытки создать на руинах пока малорезультативны. Своим мнением о наболевшем и видением выхода из тупика с корреспондентом БЕЛТА поделились председатель Союза писателей Беларуси Николай Чергинец и писатель-фантаст, журналист Анатолий Дроздов.
Анатолий Дроздов, автор 16 романов, 14 из которых изданы, объясняет, что с развалом СССР изменились не только материальные условия, но и читательские предпочтения. "И это было революционно. Многие писатели просто не могли себя найти. Не знали, что писать и для кого. Те, кто сумел вписаться, в основном работают на ниве так называемой коммерческой литературы. Эта литература неплохая, но в ней преобладает ремесленничество. Появляются произведения на потребу публике. Ведь если посмотреть, что читатель ищет на книжных полках, то это женский роман, женский детектив, фантастика". Серьезная литература, по мнению Анатолия Дроздова, востребована очень мало, и процесс ее создания никак не стимулируется. Учреждены некие литературные премии, например в России. Но в большинстве случаев вокруг них существуют определенные кланы, происходит распределение премий внутри круга своих. Для литератора, выходящего на международный рынок, добиться успеха, не вступая в группировку, практически невозможно. Литературное сообщество же практически во всех постсоветских странах разделено. И Беларусь не исключение.
Очевидна и еще одна проблема, без решения которой невозможно ждать достойного результата от представителей писательского цеха, говорит председатель Союза писателей Беларуси Николай Чергинец. Сегодня утрачен престиж профессии. Как таковой профессии писатель не существует. Творческие люди, зарабатывают семье на жизнь, работая, условно говоря, грузчиком, сторожем. О какой самоотдаче может идти речь, если человек берется за перо от случая к случаю?
Во времена Советского Союза писатели имели достойные гонорары, льготы по социальной защите. Кроме того, членство в Союзе писателей включалось в трудовой стаж. Написав одну книгу и вступив в профессиональный союз, человек мог быть спокоен относительно своего будущего. Сегодня же автор получает за свой труд, на который потрачено 3-5 лет, Br5-6 млн. Эти деньги смехотворно малы, считает Николай Чергинец. "Если нужна литература, нужно думать, как создать приемлемые условия, конечно, не ущемляя интересы людей труда, стоящих у станка. Возможно, нужно придумать специальную надбавку за качество, классность. Я не сторонник количества, я выступаю за качество", - сказал глава Союза писателей. Это позволит стимулировать не только состоявшихся авторов, но и молодые таланты, а в Беларуси такие есть.
Роль писателя не уменьшилась, убежден Николай Чергинец, наоборот, стала более важной. Подтверждением тому служит результат анкетирования, которое провели белорусские библиотеки по инициативе Союза писателей. Каждая библиотека предоставила информацию о количестве книг 48 белорусских авторов и запросов на них в течение двух лет. "Это было своеобразное определение рейтинга писателей. Оказалось, что книги названных литераторов затребовали 2,5 млн раз. Говорить о том, что интерес к произведениям белорусских авторов снизился, я бы не стал", - резюмировал руководитель творческого союза.
Другое дело, что в списке оказались лишь имена наиболее известных писателей, в то время как к таковым причисляют себя примерно 600 человек. По-настоящему работают несколько десятков человек, а львиная часть - написавшие по книжке-другой.
Белорусским литераторам нужно идти в массы, убежден Николай Чергинец. Им необходимо выходить на телевизионную и иные площадки, чтобы иметь возможность быть услышанными потенциальными читателями. Творческие встречи будут способствовать и популяризации чтения. Нельзя не учитывать, что изменился подход к литературе. Во времена СССР наличие большого числа книг в квартире считалось и хорошим антуражем, и хорошим вкусом. И конечно, причисляло хозяина к кругу читающих. Хотя это вряд ли было так. Сегодня же люди читают в интернете. И книги в том числе, которых там огромное количество. К слову, присутствие произведений белорусских писателей во всемирной сети за три года увеличено почти в 30 раз.
По мнению Анатолия Дроздова, необходим план действий по популяризации чтения в стране. В современном мире идет усвоение информации, мало имеющее отношение к чтению. Возможно, творческие десанты в глубинку, например, помогут привлечь молодежь к чтению книг. "Нужно писателей, как в прежние времена, поощрять гонораром за выступление в сельской библиотеке", - поделился Анатолий Дроздов.
Писатели единодушны, что принципиально важно пополнять библиотечные фонды изданиями отечественных авторов. Книга стоимостью Br150-200 тыс. далеко не каждому по карману. Значит, читатель должен найти ее в библиотеке. Как отметил Николай Чергинец, принятое государственное решение о передаче новых книг в библиотеки позволит более полно отвечать запросам читателей.
Анатолий Дроздов уверен, что для принципиального решения проблем необходимо принять, условно называя, программу возрождения литературы в стране. Хороший опыт, который можно использовать, наработан в сфере кино. Действует четко прописанный механизм финансирования проектов - на конкурсной основе. И благодаря этому кино в Беларуси есть, есть киносреда. "Несмотря на критику, белорусские работы, в частности документальные, получают призы на международной арене. А документальное кино всегда идет впереди, потом следует игровое. Да, приходится выживать, не без вопросов к качеству работ. Но кинематограф есть. А литературы нет, потому что нет образующего среду документа", - сказал Анатолий Дроздов.
Необходим четкий порядок финансирования литературного производства. Белорусский автор не согласен с распространенной мыслью, что писатель должен творить бесплатно. "Утверждение, будто классики творили по порыву души, ошибочно. Это заблуждение. Первым писателем, кому платили огромные по тем временам деньги, был Александр Пушкин. Чехов, Некрасов покупали поместья за гонорары. Это была профессия - очень престижная и высокооплачиваемая. Естественно, гении это заслужили. Но и сейчас необходим стимул, чтобы родились достойные произведения", - подчеркнул представитель белорусского писательского цеха.
В отличие от кинематографа литературное производство потребует в десятки раз меньше средств, поскольку оно недорогое. Нужно внедрить практику госзаказов, объявив конкурс на создание книг на определенную тему. Профессионал уверен, что уже на первом этапе - конкурсе синопсисов - отсеется 90% заявок.
С прошедшими конкурс синопсисов заключается договор на произведение, которое автор обязуется создать за год. По словам Анатолия Дроздова, такой срок достаточен для написания произведения объемом 15 авторских листов. Стоит ли платить автору аванс, можно обсуждать. По завершении работы ее принимает комиссия. Если литературный труд добротный, то автор получает оговоренную сумму в пределах Br50-100 млн. Роман идет в печать приоритетно и поступает в продажу при обязательном условии закупки его библиотеками. Это обеспечит распространение, оставшийся тираж следует реализовать на рынке.
"Если результатом станет десяток новых произведений за год - это очень хорошо. Если из этого десятка одна книга будет выше среднего - вовсе замечательно. Чтобы была литература, нужна литературная среда, чего сейчас нет", - убежден Анатолий Дроздов.
Он рассказал об идее, принадлежащей российскому писателю Михаилу Ахманову. По задумке в свободном доступе в интернете следует разместить все книги, какие только пожелают авторы. В условиях нашей страны это особенно важно для белорусскоязычной литературы. Читатели могут бесплатно скачивать их. А за каждое скачивание текста автор получает символическую сумму от государства. Пусть всего Br1 тыс. При всей незатратности этого проекта будет понятно, кто есть кто, кого читают. Реализация подобного проекта дает возможность увидеть, насколько востребован тот или иной литератор.
Анатолий Дроздов категорически против разного рода стипендий, незаработанных денег. Однако нужно предоставить литераторам возможность работать и зарабатывать соответственно затратам. В Беларуси, увы, пока не развито меценатство, нужны поколения, чтобы такое явление сформировалось. На нынешнем этапе без государственной поддержки литературе не обойтись.
По мнению Николая Чергинца, белорусы обязаны аксакалам Ивану Шамякину, Максиму Танку, Николаю Чигринову, Петрусю Бровке, Василю Быкову: их руками созданы белорусские "Тихий Дон" и "Война и мир". Современному писателю трудно написать произведение, которое бы потрясло. "Сегодня уже недостаточно уметь красиво описать природу. Сегодня писатель должен шагать в ногу со временем и со всем миром, который бурно развивается. Отставшие рискуют отстать навсегда", - подчеркнул председатель Союза писателей Беларуси.
Анатолий Дроздов, автор 16 романов, 14 из которых изданы, объясняет, что с развалом СССР изменились не только материальные условия, но и читательские предпочтения. "И это было революционно. Многие писатели просто не могли себя найти. Не знали, что писать и для кого. Те, кто сумел вписаться, в основном работают на ниве так называемой коммерческой литературы. Эта литература неплохая, но в ней преобладает ремесленничество. Появляются произведения на потребу публике. Ведь если посмотреть, что читатель ищет на книжных полках, то это женский роман, женский детектив, фантастика". Серьезная литература, по мнению Анатолия Дроздова, востребована очень мало, и процесс ее создания никак не стимулируется. Учреждены некие литературные премии, например в России. Но в большинстве случаев вокруг них существуют определенные кланы, происходит распределение премий внутри круга своих. Для литератора, выходящего на международный рынок, добиться успеха, не вступая в группировку, практически невозможно. Литературное сообщество же практически во всех постсоветских странах разделено. И Беларусь не исключение.
Очевидна и еще одна проблема, без решения которой невозможно ждать достойного результата от представителей писательского цеха, говорит председатель Союза писателей Беларуси Николай Чергинец. Сегодня утрачен престиж профессии. Как таковой профессии писатель не существует. Творческие люди, зарабатывают семье на жизнь, работая, условно говоря, грузчиком, сторожем. О какой самоотдаче может идти речь, если человек берется за перо от случая к случаю?
Во времена Советского Союза писатели имели достойные гонорары, льготы по социальной защите. Кроме того, членство в Союзе писателей включалось в трудовой стаж. Написав одну книгу и вступив в профессиональный союз, человек мог быть спокоен относительно своего будущего. Сегодня же автор получает за свой труд, на который потрачено 3-5 лет, Br5-6 млн. Эти деньги смехотворно малы, считает Николай Чергинец. "Если нужна литература, нужно думать, как создать приемлемые условия, конечно, не ущемляя интересы людей труда, стоящих у станка. Возможно, нужно придумать специальную надбавку за качество, классность. Я не сторонник количества, я выступаю за качество", - сказал глава Союза писателей. Это позволит стимулировать не только состоявшихся авторов, но и молодые таланты, а в Беларуси такие есть.
Роль писателя не уменьшилась, убежден Николай Чергинец, наоборот, стала более важной. Подтверждением тому служит результат анкетирования, которое провели белорусские библиотеки по инициативе Союза писателей. Каждая библиотека предоставила информацию о количестве книг 48 белорусских авторов и запросов на них в течение двух лет. "Это было своеобразное определение рейтинга писателей. Оказалось, что книги названных литераторов затребовали 2,5 млн раз. Говорить о том, что интерес к произведениям белорусских авторов снизился, я бы не стал", - резюмировал руководитель творческого союза.
Другое дело, что в списке оказались лишь имена наиболее известных писателей, в то время как к таковым причисляют себя примерно 600 человек. По-настоящему работают несколько десятков человек, а львиная часть - написавшие по книжке-другой.
Белорусским литераторам нужно идти в массы, убежден Николай Чергинец. Им необходимо выходить на телевизионную и иные площадки, чтобы иметь возможность быть услышанными потенциальными читателями. Творческие встречи будут способствовать и популяризации чтения. Нельзя не учитывать, что изменился подход к литературе. Во времена СССР наличие большого числа книг в квартире считалось и хорошим антуражем, и хорошим вкусом. И конечно, причисляло хозяина к кругу читающих. Хотя это вряд ли было так. Сегодня же люди читают в интернете. И книги в том числе, которых там огромное количество. К слову, присутствие произведений белорусских писателей во всемирной сети за три года увеличено почти в 30 раз.
По мнению Анатолия Дроздова, необходим план действий по популяризации чтения в стране. В современном мире идет усвоение информации, мало имеющее отношение к чтению. Возможно, творческие десанты в глубинку, например, помогут привлечь молодежь к чтению книг. "Нужно писателей, как в прежние времена, поощрять гонораром за выступление в сельской библиотеке", - поделился Анатолий Дроздов.
Писатели единодушны, что принципиально важно пополнять библиотечные фонды изданиями отечественных авторов. Книга стоимостью Br150-200 тыс. далеко не каждому по карману. Значит, читатель должен найти ее в библиотеке. Как отметил Николай Чергинец, принятое государственное решение о передаче новых книг в библиотеки позволит более полно отвечать запросам читателей.
Анатолий Дроздов уверен, что для принципиального решения проблем необходимо принять, условно называя, программу возрождения литературы в стране. Хороший опыт, который можно использовать, наработан в сфере кино. Действует четко прописанный механизм финансирования проектов - на конкурсной основе. И благодаря этому кино в Беларуси есть, есть киносреда. "Несмотря на критику, белорусские работы, в частности документальные, получают призы на международной арене. А документальное кино всегда идет впереди, потом следует игровое. Да, приходится выживать, не без вопросов к качеству работ. Но кинематограф есть. А литературы нет, потому что нет образующего среду документа", - сказал Анатолий Дроздов.
Необходим четкий порядок финансирования литературного производства. Белорусский автор не согласен с распространенной мыслью, что писатель должен творить бесплатно. "Утверждение, будто классики творили по порыву души, ошибочно. Это заблуждение. Первым писателем, кому платили огромные по тем временам деньги, был Александр Пушкин. Чехов, Некрасов покупали поместья за гонорары. Это была профессия - очень престижная и высокооплачиваемая. Естественно, гении это заслужили. Но и сейчас необходим стимул, чтобы родились достойные произведения", - подчеркнул представитель белорусского писательского цеха.
В отличие от кинематографа литературное производство потребует в десятки раз меньше средств, поскольку оно недорогое. Нужно внедрить практику госзаказов, объявив конкурс на создание книг на определенную тему. Профессионал уверен, что уже на первом этапе - конкурсе синопсисов - отсеется 90% заявок.
С прошедшими конкурс синопсисов заключается договор на произведение, которое автор обязуется создать за год. По словам Анатолия Дроздова, такой срок достаточен для написания произведения объемом 15 авторских листов. Стоит ли платить автору аванс, можно обсуждать. По завершении работы ее принимает комиссия. Если литературный труд добротный, то автор получает оговоренную сумму в пределах Br50-100 млн. Роман идет в печать приоритетно и поступает в продажу при обязательном условии закупки его библиотеками. Это обеспечит распространение, оставшийся тираж следует реализовать на рынке.
"Если результатом станет десяток новых произведений за год - это очень хорошо. Если из этого десятка одна книга будет выше среднего - вовсе замечательно. Чтобы была литература, нужна литературная среда, чего сейчас нет", - убежден Анатолий Дроздов.
Он рассказал об идее, принадлежащей российскому писателю Михаилу Ахманову. По задумке в свободном доступе в интернете следует разместить все книги, какие только пожелают авторы. В условиях нашей страны это особенно важно для белорусскоязычной литературы. Читатели могут бесплатно скачивать их. А за каждое скачивание текста автор получает символическую сумму от государства. Пусть всего Br1 тыс. При всей незатратности этого проекта будет понятно, кто есть кто, кого читают. Реализация подобного проекта дает возможность увидеть, насколько востребован тот или иной литератор.
Анатолий Дроздов категорически против разного рода стипендий, незаработанных денег. Однако нужно предоставить литераторам возможность работать и зарабатывать соответственно затратам. В Беларуси, увы, пока не развито меценатство, нужны поколения, чтобы такое явление сформировалось. На нынешнем этапе без государственной поддержки литературе не обойтись.
По мнению Николая Чергинца, белорусы обязаны аксакалам Ивану Шамякину, Максиму Танку, Николаю Чигринову, Петрусю Бровке, Василю Быкову: их руками созданы белорусские "Тихий Дон" и "Война и мир". Современному писателю трудно написать произведение, которое бы потрясло. "Сегодня уже недостаточно уметь красиво описать природу. Сегодня писатель должен шагать в ногу со временем и со всем миром, который бурно развивается. Отставшие рискуют отстать навсегда", - подчеркнул председатель Союза писателей Беларуси.