Сфера образования, в частности на уровне средней школы, традиционно одна из самых обсуждаемых в обществе. Порой здесь можно услышать полярные точки зрения, но проблемные вопросы, как говорится, у всех на виду. Дискуссии в основном касаются вопросов загруженности учителей и учеников, содержания учебных программ, расписания занятий и количества учебных дней, материального стимулирования труда педагогов. Для поиска решений этих и других проблемных моментов в Беларуси создана специальная группа, которая работает под председательством заместителя премьер-министра Анатолия Тозика и включает в себя представителей сферы образования и общественности. Различные предложения по совершенствованию системы общего среднего образования рассматривались на заседании рабочей группы, которое прошло на базе средней школе №20 города Борисова.
Подводя итог работы системы образования за последние несколько лет, Анатолий Тозик отметил, что порой попытки повысить уровень белорусской средней школы сводятся в основном к закручиванию гаек, излишней бюрократизации и регламентации деятельности как руководителей, так и учителей. А результат получается с точностью до наоборот, зачастую приходится констатировать, что из школы уходят талантливые учителя и в целом снижается качество образования. "А все потому, что школой командуют все - и министерства (причем, не только образования), и МВД, МЧС, МНС, а также местные и республиканские органы власти, родители и даже дети", - подчеркнул вице-премьер.
Нередко на учителей возлагаются самые различные обязанности, вплоть до сбора средств на ремонт классов. Примером таких несвойственных для педагога функций может служить требование о том, чтобы учителя проверяли, с кем остается ребенок, если оба родителя работают в ночную смену, и принимали меры, если этот вопрос родителями не решен. И такие случаи перекладывания на сферу образования, а в конечном счете на учителей, тех или иных непрофильных обязанностей, к сожалению, не редки.
"Мы должны предложить решения, которые бы раскрепостили школу и позволили бы готовить грамотных и образованных людей, настоящих граждан своей страны, - отметил Анатолий Тозик. - Нужно запретить на законодательном уровне, кому бы то ни было вмешиваться в процесс, убрать из школы все лишние документы".
Министр образования Сергей Маскевич на заседании группы подчеркнул, что личность учителя должна быть в центре внимания, и для педагогов необходимо создать самые благоприятные условия. С этим вполне можно согласиться, ведь именно от физического и психологического состояния учителя, уровня профессионализма и желания постоянно самосовершенствоваться в конечном итоге зависит будущее детей, уровень их знаний и образованность всего общества.
О престижности учительского труда
Активная дискуссия развернулась вокруг наболевшего вопроса о несвойственных педагогам функциях, которые они вынуждены выполнять как классные руководители. По мнению членов рабочей группы, учителя не должны делать то, что входит в обязанности других ведомств. А значит, эти ведомства не должны направлять в учреждения образования напрямую никаких поручений.
Как считает руководство Борисовской средней школы №20, возможно, из-за большой перегруженности учителей сейчас крайне трудно укомплектовать школу педагогическими кадрами. И в последнее время вакансии закрываются все труднее. Директор также связывает эту тенденцию с падением престижа педагогического труда, невысокой зарплатой, недостаточных социальных гарантиях. Конечно, при самостоятельности финансирования школы есть больше возможностей регулировать зарплату учителя в зависимости от его вклада, но по-прежнему остро стоит вопрос обеспеченности жильем педагогов. В частности, прозвучало предложение использовать российский опыт, когда учителю предоставляется льготная ипотека на строительство жилья при условии, что он будет работать в системе образования не менее 10 лет.
Учитель ≠ родитель
Планируется на законодательном уровне закрепить отношение "учитель-родитель". Как считают члены рабочей группы, в этом вопросе наступила определенная крайность. Очень часто возникают ситуации, когда родители считают, что родив ребенка и отдав его в дошкольное учреждение, а затем в школу, родитель вправе спрашивать за все именно с учителя и воспитателя – почему ребенок не выспался, не вымыт, не поел, не учит уроки или не понимает их. Нельзя школе брать на себя родительские обязанности. Задача учителя - учить, давать новые знания. Школа должна перестать отвечать за ошибки родителей в воспитании детей.
Как отметил заместитель министра образования Василий Будкевич, предлагается установить типовую форму договора учреждения образования и родителей, где четко разграничить ответственность школы и ответственность родителей за обучение и воспитание детей. Переход на такую форму правовых отношений позволит усилить ответственность родителей, даст школе инструмент воздействия на внешне благополучных родителей, но которые, тем не менее, не занимаются воспитанием своего ребенка.
За качество замолвим слово
На сегодняшний день в Беларуси самый короткий учебный год - 165 дней, в Европе - 230, а в странах Юго-Восточной Азии - 260-265 дней. А если учесть, что в большинстве этих стран дети обучаются в школе 12-13-лет, то разрыв становится катастрофический. Как считает вице-премьер, с таким отрывом в продолжительности обучения не получится выпустить в жизнь конкурентоспособных граждан, и в этом вопросе нужно руководствоваться государственными принципами. Возможно, необходимо обсудить в обществе вопрос увеличения учебного года, введение в старших классах рабочей субботы или увеличение количества часов. На сегодняшний день в странах, входящих в десятку лучших по образованию, нет таких больших каникул, как в Беларуси. Там дети заняты учебой.
А ведь еще десятилетие назад белорусские школьники учились по субботам. Поэтому в целях недопущения перегрузки учащихся предлагается вернуться к шестому учебному дню в 9-11 классах, предусмотрев проведение в этот день уроков гуманитарного цикла, физической культуры, трудового обучения.
Скажи, что ты читаешь…
Еще один важный вопрос, который обсудили участники заседания, - качество белорусских учебников. Как было отмечено, некоторые параграфы в них очень тяжело понять. Директор Национального института образования Раиса Сидоренко считает одной из проблем в общем среднем образовании сложность и излишнюю теоретическую направленность учебников. Большинство опрошенных педагогов в ходе анкетирования указывают на необходимость увеличения количества часов на изучение отдельных тем учебной программы. А в ходе недавнего исследования в качестве основной причины затруднений при изучении учебных предметов 50% учащихся назвали "сложное, не всегда понятное изложение учебного материала в учебных пособиях".
В то же время почти 70% учащихся не всегда могут самостоятельно изучить пропущенный материал по учебному пособию. Около трети учащихся 9–11 классов указали, что сложный язык изложения учебного материала в учебном пособии побуждает их обращаться к репетиторам. Все это говорит о необходимости совершенствования как самих учебных пособий, так и системы национального учебного книгоиздания в целом.
Однако, похоже, что любые попытки написать универсальный учебник никогда не дают стопроцентного результата. Меняется время, развивается наука, изменяются подходы в образовании, трансформируются общественные отношения. От этих процессов не должны отставать и учебные материалы. Как отметила Раиса Сидоренко, например, учебники по математике или физике 70-80-х годов прошлого века вряд ли можно вернуть полностью, а вот некоторые разделы и подходы - возможно.
Культуру - в массы
"Мы говорим, что наши дети не воспитаны и при этом убираем из школьной программы такой важный предмет, как отечественная и мировая художественная культура", - заметил вице-премьер Анатолий Тозик. По его словам, убрав данный предмет из школьной программы, резко снизилась планка эстетического образования учащихся. А ведь это важная составная часть, если не основа воспитания нравственной, духовно обогащенной и развитой личности. Увы, но сегодня можно привести множество примеров снижения общего уровня культуры молодых людей.
Кроме того, была подчеркнута важность сохранения и изучения белорусского языка. Если «матчына мова» уйдет из школы, - умрет нация, уверены члены рабочей группы. На этот вопрос уже не раз обращал внимание и глава государства. "Это будет ужасно, если мы потеряем язык. Чем мы тогда будем отличаться от наших соседей? Как это понимать, если у нас историю и географию Беларуси большинство изучают по-русски. Гражданин Беларуси обязан владеть двумя государственными языками", - подчеркнул вице-премьер.
Члены комиссии также предлагают убрать из названия школ указание на конкретный язык обучения и ввести обязательный экзамен по двум государственным языкам за курс средней школы (сейчас учащиеся сдают такой экзамен по выбору).
В настоящее время на изучение в 5-11 классах белорусского и русского языков и литературы на базовом уровне отведено одинаковое количество часов. Национальный институт образования предлагает установить одинаковое количество часов на изучение данных учебных предметов и в начальной школе.
Без "звездочек" и "флажков"
На заседании обсуждалось предложение о том, чтобы вернуть в первый и второй класс отметки за знания и поведение. Сегодня учителя заполняют целые тетрадки, «описывая» оценки словами, а достижения учеников оцениваются то звездочками на полях тетрадей, то флажками. Такая система вызывает критику и у родителей, и у многих педагогов. Предлагается вернуться к прежней системе и оценивать знания учащихся баллами, начиная уже со второго полугодия первого класса.
Каждому по способности
По результатам республиканского мониторинга 77% педагогов и 65% родителей считают возможным введение ограничений на прием учащихся в 10-й класс на основании результатов учебы за прошлый период. Однако участники заседания считают, что введению профильного обучения в массовой школе должно предшествовать изучение условий его реализации на уровне регионов, в том числе потребностей рынков труда. Необходима также и разработка соответствующего научно-методического обеспечения профильной школы, издание учебной литературы. Особого внимания требует подготовка педагогических кадров к эффективной работе в условиях профильного обучения. Как показали результаты мониторинга - большинство педагогов и родителей считают целесообразным вернуться к изучению отдельных учебных предметов в 10-11 классах на повышенном уровне во всех видах учреждений общего среднего образования.
Как отметил Анатолий Тозик, члены комиссии должны изучить вопрос о том, нужны ли экзамены в девятом классе вообще: "Если делать прием в 10-е профильные классы по мотивации и среднему баллу аттестата выше шести, то зачем нам экзамены за курс базовой школы?". Совершенствование содержания образования в современных условиях предполагает четкое понимание, каким набором знаний должен обладать выпускник начальной, базовой или средней школы. Одним из условий повышения качества образования в базовой школе должна стать его завершенность, а переход к следующей ступени образования целесообразно осуществлять на основе независимой итоговой аттестации, считают специалисты. К подобной практике постепенно переходят в соседних государствах. В частности, в России после 10 лет экспериментальной работы вводится обязательная государственная итоговая аттестация девятиклассников, которая проводится на независимой основе.
Учитель биологии гимназии из Сморгони, победитель конкурса профессионального мастерства "Учитель года" Ирина Клевец отметила, что очень многие обстоятельства влияют на выбор учащимся своего жизненного пути после окончания 9 класса. "Если мы говорим о третьей ступени как академической, которая четко определяет, что это именно подготовка к вузу и ЦТ, то это должны быть те ученики, которые способны работать в данном направлении", - считает она. Однако в настоящее время даже в гимназиях далеко не все ученики могут заниматься на хорошем уровне, а остальных учителя зачастую пытаются "дотянуть" и поставить ту оценку, которую хотела бы видеть администрация.
"У нас очень сложная ситуация: к одиннадцатому классу мы получаем как бы хороший средний бал, эти ученики пробуют сдавать ЦТ и получают минимальный бал. И с этим баллом они идут в вуз. Скажите, сможем ли мы на выпуске иметь суперспециалиста из того ученика, который вышел со школы с завышенной самооценкой и вообще неспособен справляться с той программой, которую предлагает вуз", - подчеркнула Ирина Клевец.
Последние годы специалисты отмечают резкую разницу между результатами централизованного тестирования и итоговыми отметками в аттестатах выпускников. По мнению рабочей группы, завышение отметок обусловлено тем, что средний балл аттестата учитывается при поступлении и высокая успеваемость - определенный показатель работы школы и учителя. По сути, выпускные экзамены приобретают формальный характер. В этой связи вице-премьер Анатолий Тозик выразил мнение, что пора уже прекратить оценивать школу по количеству поступивших в те или иные учебные заведения.
Итогом заседания стало предложение проводить прием в 10-е профильные классы на конкурсной основе. Члены рабочей группы поддержали предложение Национального института образования о том, что на старшую ступень школы необходимо принимать учащихся, имеющих средний балл свидетельства не ниже шести и отметку по профильному предмету не ниже семи баллов. Реализация такого подхода позволит создать справедливый и прозрачный механизм отбора учащихся в 10-е классы, при котором государство предоставляет равные возможности всем для получения общего среднего образования. Для использования этой возможности учащемуся требуется только одно - хорошие знания.
Деньги любят счет
Еще одна важная группа вопросов, которую обсудили в Борисове, касалась финансовой самостоятельности учебных заведений. По словам вице-премьера, был изучен международный опыт в этом вопросе. Предлагается со временем сформировать рабочие попечительские советы и максимально быстро перейти на целевое финансирование школ, чтобы "деньги шли за учеником".
Необходимо также пересмотреть роль и функции директора школы, который должен стать ключевой фигурой в системе общего среднего образования. В связи с этим члены рабочей группы обсудили некоторые новые предложения. Среди них - возможность назначения на должность директора не приказом начальника отдела образования, а решениями областных, Минского городского исполнительных комитетов. Такие решения, считают специалисты, позволят поднять статус директора школы, привлечь в эту сферу эффективных и грамотных управленцев.