Дорожно-транспортные происшествия с участием диких животных для Беларуси не редкость, однако опасения вызывает ежегодный рост их количества. Так, Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь с 2021 года осуществляет регистрацию сообщений о фактах обнаружения травмированных или погибших в результате ДТП охотничьих животных, в том числе диких копытных. О том, сколько и какие животные чаще всего становятся причинами аварий, наиболее опасных участках, где могут произойти такого рода происшествия, и рекомендациях водителям рассказал корреспонденту БЕЛТА заместитель начальника отдела контроля за охраной и использованием объектов животного мира Госинспекции Степан Гузней.
Происшествия в 2023
году
"В 2023 году установлено 3374 факта ДТП с участием охотничьих животных. Это на 353 случая, или на 11,7% больше, чем в 2022 году. В результате погибло или травмировано 3439 охотничьих животных. По видовой структуре в большинстве случаев фиксировалась гибель косули - 2264 особи и лося - 915 особей. Кроме того, в результате ДТП в 2023 году погибло 150 кабанов, 96 оленей благородных, 2 оленя пятнистых, 8 ланей и 4 бобра", - сказал Степан Гузней.
По его словам, в 2023 году наблюдалась тенденция существенного роста количества фактов ДТП с участием охотничьих животных по сравнению с 2022 годом. При этом рост количества фактов таких ДТП в 2022 году по сравнению с 2021 годом составил всего плюс 1,4%.
Количество ДТП с участием охотничьих животных в 2023 году выросло почти на 12%
"Факты ДТП с участием оленя пятнистого, лани, бобра и выдры по-прежнему носят единичный характер. Вместе с тем анализ ДТП с участием лани, в том числе характера ее обитания в угодьях страны, проведения мероприятий по вселению и расселению данного животного, а также мест таких ДТП, указывает на наличие определенной проблемы, требующей принятия соответствующих мер", - считает замначальника отдела контроля за охраной и использованием объектов животного мира Госинспекции.
Наибольшее количество обнаруженных погибших в результате ДТП охотничьих животных в 2023 году отмечается в пятницу, понедельник и четверг. При этом в 2021 и 2022 годах наибольшее количество таких животных приходилось на пятницу, субботу и воскресенье.
Где чаще всего случаются ДТП с животными
Степан Гузней заявил, что по-прежнему подавляющее количество фактов ДТП и погибших при этом охотничьих животных отмечается в Минской области. Здесь в 2023 году зафиксировано 956 фактов ДТП (28,3% от их общего количества) и 984 погибших животных (28,6%). Наименьшее количество отмечается в Брестской области - 380 случаев ДТП (11,3%) и 390 погибших животных (11,3%).
"В Гродненской области зафиксировано 580 фактов ДТП (17,2%) и 585 погибших животных (17%), Витебской - 524 случая (15,5%) и 538 погибших животных (15,7%), Могилевской - 487 фактов (14,4%) и 494 погибших животных (14,4%), Гомельской - 447 случаев (13,3%) и 448 погибших животных (13%)", - добавил замначальника отдела контроля за охраной и использованием объектов животного мира Госинспекции.
По всем областям Беларуси отмечается рост случаев ДТП, а
также количества погибших и травмированных в них охотничьих животных по
сравнению с 2022 годом. Наибольший рост наблюдается в Минской области (плюс 104
факта, или 12,2%), а наименьший - в Витебской (плюс 9 фактов, или 1,8%).
Госинспекция: наибольшее количество ДТП с животными фиксируется в Минской области
"Примечательно, что в Минской области отмечается значительный рост количества погибших в ДТП лосей, в то время как в Витебской области, где наибольшая плотность населения лося, напротив, отмечается сокращение количества погибших особей. При этом в Могилевской и Гродненской областях прослеживается существенный рост количества погибших в ДТП косуль, - подчеркнул Степан Гузней. - Необходимо отметить, что в Минской области зафиксировано наибольшее количество погибших и травмированных охотничьих животных на 1 тыс. км автомобильных дорог - 41,6 особи, а наименьшее в Витебской области - 25,5 особи. При этом Витебская область занимает второе в Беларуси место по протяженности сети автомобильных дорог общего пользования (20 тыс. км) после Минской (23,3 тыс. км)".
В Гродненской области количество погибших охотничьих животных на 1 тыс. км автомобильных дорог составило 38,8 особи, в Могилевской - 31,2, Гомельской - 29,5 и Брестской - 28,1. По мнению специалиста, скорее всего величина данного показателя обусловлена в большей степени интенсивностью дорожного движения, чем плотностью населения диких копытных животных в регионах.
"По-прежнему наибольшее количество фактов ДТП с участием охотничьих животных отмечено в охотничьих угодьях, арендованных организационными структурами РГОО "БООР" - 2099 фактов (плюс 201 случай по сравнению с 2022 годом). В результате погибло 2132 животных. В их числе 572 лося, 52 оленя благородных, 1 олень пятнистый, 7 ланей, 1409 косуль и 91 кабан, что составляет 62% от общего количества погибших в ДТП охотничьих животных", - заявил замначальника отдела контроля за охраной и использованием объектов животного мира Госинспекции.
Данные по месяцам
"Больше всего ДТП с участием охотничьих животных в 2023 году было отмечено во втором (1610 фактов, 1270 погибших животных) и четвертом кварталах (861 факт, 884 погибших животных). В то время как в первом квартале зафиксировано 592 факта ДТП и 610 погибших животных, в третьем квартале - 660 фактов и 675 погибших животных", - обратил внимание Степан Гузней.
Госинспекция: с апреля следует ожидать увеличения количества ДТП с участием животных
Он рассказал, что наибольшее количество фактов ДТП и погибших животных отмечено в мае прошлого года (573 факта), а наименьшее - в феврале (175 случаев). Аналогичная картина отмечалась в 2021 и 2022 годах. Таким образом, в апреле текущего года следует ожидать увеличения количества фактов ДТП с участием охотничьих животных.
Какие животные чаще всего становятся причинами аварий
Как отметил замначальника отдела контроля за охраной и использованием объектов животного мира Госинспекции, наиболее неблагополучными в отношении ДТП являются лось и косуля. Они чаще других диких копытных животных становятся причиной ДТП.
"Лось является наиболее опасным за счет своих размеров и массы. При столкновении автомобиля с лосем чаще всего травмируются и гибнут люди, а автомобилю причиняются серьезные повреждения. Олень благородный - самый осторожный из диких копытных, и несмотря на его высокую численность в угодьях республики, относительно редко становится причиной ДТП", - заверил Степан Гузней.
В то же время прослеживается негативная тенденция увеличений количества ДТП с участием лани (2 факта в 2021 году, 5 - в 2022 году и 8 - в 2023 году). Лань по своей биологии не отличается осторожностью и является одной из причин ДТП в местах вольного обитания.
"Учитывая проводимые в Беларуси мероприятия по расселению лани в охотничьих угодьях, можно говорить о том, что в ближайшем будущем количество ДТП с ее участием будет только увеличиваться. В настоящее время лань в условиях естественной свободы малочисленна и обитает в угодьях Витебской, Гродненской, Минской и Брестской областей, где появилась благодаря искусственному вселению. Следует отметить, что в текущем году уже есть зафиксированные факты ДТП с участием данного животного", - добавил замначальника отдела контроля за охраной и использованием объектов животного мира Госинспекции.
Какие животные чаще всего становятся причиной ДТП, рассказали в Госинспекции
После вселения в 2022 и 2023 годах лани в охотничьи угодья Брестского района количество ДТП с участием диких копытных животных увеличилось. В 2023 году на территории охотничьих угодий учреждения "Брестская РОС" РГОО "БООР" зафиксировано 11 фактов ДТП с участием охотничьих животных, из них 4 - с участием лани. Еще 3 факта ДТП с участием лани отмечены в смежных охотничьих угодьях учреждения "Жабинковская РОС" РГОО "БООР".
"В данной связи Госинспекция видит необходимость рассмотреть вопрос о целесообразности дальнейшего расселения лани в угодья республики. Полагаем, что предпочтение следует отдавать благородному оленю, который помимо всего прочего является аборигенным представителем фауны Беларуси, а лань использовать в целях содержания и разведения в неволе, в том числе в охотничьих вольерах. Кроме того, при проектировании мероприятий по вселению диких копытных животных следует более углубленно изучать вопрос их влияния на безопасность дорожного движения, в том числе анализировать наличие автомобильных дорог с интенсивным дорожным движением в местах предполагаемого вселения", - заявил Степан Гузней.
Наиболее опасные участки
По словам замначальника отдела контроля за охраной и использованием объектов животного мира Госинспекции, подавляющее большинство ДТП с участием охотничьих животных зафиксировано на автомобильных дорогах - 3287 фактов, в результате которых погибло 3344 охотничьих животных. При этом на железных дорогах зарегистрировано 87 случаев ДТП, в результате которых погибло 95 охотничьих животных (2,8%).
"Наиболее неблагополучными в отношении ДТП с животными по-прежнему остаются республиканские автомобильные дороги с индексом "М". Так, наиболее неблагополучными в 2023 году были республиканские автомобильные дороги М2, М4, М6, М1 и М5", - констатировал Степан Гузней.
Что следует знать водителям
Как подчеркнул специалист, водителям следует помнить, что дикие животные наиболее активны в темное время суток. С наступлением сумерек следует проявлять повышенную бдительность и выбирать соответствующий скоростной режим. Так, повышенную опасность представляют участки автомобильных дорог с близко расположенной древесно-кустарниковой растительностью.
"Если лось, олень, заяц или другой дикий зверь в ночное время оказывается в свете фар, он ослеплен. Темнота за пределами пучка света воспринимается животным как стена и оно, как правило, начинает метаться, не видя ничего, кроме освещенного участка дороги и горящих фар. В такой ситуации рекомендуется остановиться, выключить свет фар, при этом оставить включенными габаритные огни и включить аварийную световую сигнализацию, тем самым дать животному время адаптироваться к наступившей темноте и покинуть дорогу", - пояснил Степан Гузней.
Он добавил, что соблюдение правил дорожного движения, в том числе установленного скоростного режима и принятие водителем соответствующих мер в зоне действия предупреждающего знака "Дикие животные", позволит избежать аварийных ситуаций, связанных с внезапным появлением диких животных на автомобильных дорогах.
"В случае обнаружения раненого, травмированного, больного или погибшего дикого копытного животного, необходимо по возможности сообщить об этом пользователю охотничьих угодий или в оперативно-дежурную службу территориального органа внутренних дел. Запрещается самовольно добывать, разделывать и перемещать туши диких животных или их части, а также использовать продукцию (мясо, шкура, рога и другое). Нарушение данного требования влечет административную или уголовную ответственность", - подытожил замначальника отдела контроля за охраной и использованием объектов животного мира Госинспекции.
БЕЛТА.-0-