Специалисты УП "БелНИИПградостроительства" разработали проект схемы комплексной территориальной организации Гомельской области, который, по сути, является генеральным планом региона. Цель документа, который, как планируется, в 2015 году будет утвержден главой государства, - создание стратегии среднесрочного и долгосрочного территориального развития этого региона - до 2020 и 2030 годов. Облисполком с 20 февраля начал общественное обсуждение градостроительного проекта, с печатными и графическими материалами которого каждый желающий может ознакомиться в управлении архитектуры и строительства. Главный архитектор области Светлана Кухоцковолец рассказала в беседе с корреспондентом БЕЛТА об основных положениях документа, на основании которого будут реализовываться планы по развитию Гомельщины.
Мало кто из людей, не занятых градостроительством, задумывается о том, что развитие всех регионов республики ведется строго в соответствии со схемами комплексной территориальной организации. "В этих процессах нет места, образно говоря, самодеятельности или интуитивному видению. Все прогнозируемые преобразования на этапе планов изучаются различными ведомствами, проводится их экспертиза на соответствие принципам комплексности и согласованности социально-экономического и территориального планирования и прогнозирования, идет процесс детализации отдельных положений, учитывающий интересы различных сфер народного хозяйства", - подчеркивает Светлана Кухоцковолец.
Такой тщательный и взвешенный подход позволяет заинтересованным структурам строить свою деятельность таким образом, чтобы вопросы рационального использования и обустройства территории решались с учетом намечаемых параметров социально-экономического развития, существующих и возможных экологических ограничений, а также ресурсных возможностей.
В схеме комплексной территориальной организации Гомельской области отражены перспективы городских и сельских населенных пунктов, развития реального сектора экономики, регионального транспорта, объектов социальной сферы, отдыха и туризма и других отраслей. Немалое внимание уделено охране окружающей среды, памятников историко-культурного наследия, мероприятиям по предотвращению чрезвычайных ситуаций.
Учитывая тот факт, что Гомельская область является в первую очередь индустриальным регионом, где сосредоточено большое количество предприятий и имеются значительные запасы полезных ископаемых, запланирован дальнейший рост городского населения и уровня урбанизации. Если в настоящее время этот показатель составляет 75,9%, то к 2020 году он вырастет до 78,4%, а в 2030 году будет равен 81,1%. При этом численность населения области за 15 лет вырастет примерно на 60 тыс. человек и составит 1,484 млн человек. Наибольший прирост будет достигнут в так называемом гомельским внутриобластном регионе, куда входят областной центр и 10 периферийных районов. К концу расчетного срока численность населения в этом регионе увеличится на 8,2% и составит 921,9 тыс. человек.
В разработанных документах детально прописаны основные направления развития промышленности области. За основу взяты принципы диверсификации отраслей и производств, наращивание производства промышленной продукции, соответствующей мировым стандартам. Основной задачей развития промышленного производства районных центров станет совершенствование структуры технологического потенциала. Определяющими в структуре промышленного комплекса останутся горнодобывающая, топливная, химическая и нефтехимическая отрасли, черная металлургия, стекольная и фарфоро-фаянсовая промышленность. "Планируемое активное развитие горнодобывающей промышленности обусловлено необходимостью развития собственной минерально-сырьевой базы, призванной обеспечить устойчивое развитие экономики республики", - отметила Светлана Кухоцковолец.
Центрами инновационного развития останутся крупнейшие города области - Гомель, Мозырь, Жлобин. В них особое внимание будет уделяться совершенствованию структуры экономики, ее диверсификации, а также наращиванию количества обслуживающих комплексов. Эти комплексы должны будут обеспечить занятость населения, так как в процессе роста производительности труда на крупных промышленных предприятиях возможно уменьшение численности работающих.
Преимущественное развитие в проектном периоде (2015-2030 годы) должны получить такие промышленно развитые города, как Речица, Рогачев, Светлогорск, Житковичи. Усилится их роль в инновационных, трудовых и обслуживающих связях с тяготеющими к ним территориями и населенными пунктами. Дальнейшее совершенствование и развитие системы перечисленных городов будет способствовать созданию социально-экономических условий для развития на их базе центров местного уровня, куда войдут малые города и агрогородки для последующего обслуживания жителей прилегающих сельских поселений.
Для районов, относящихся к аграрно-промышленным и аграрным, в число которых входят Лельчицкий, Ельский, Брагинский, Лоевский, основным направлением развития должна стать диверсификация производств агропромышленного и строительного комплекса. Например, Лельчицкий и Ельский районы будут развиваться за счет Лельчицкого промышленного парка. Запланирована активизация добычи полезных ископаемых и создание производств в области переработки местных сырьевых ресурсов.
Развитие городов увязано с планами жилищного строительства. Предполагается, что до 2030 года в области будет построено 8,1 млн кв.м нового жилья, в том числе в городских населенных пунктах 7,8 млн кв.м.
Территориальное развитие должно быть подкреплено надежной транспортной инфраструктурой. Проектом предусматривается сохранение системы автомобильных дорог с основными опорными транспортными центрами Гомель, Мозырь - Калинковичи, Жлобин. Совершенствование системы республиканских автодорог намечается не столько за счет расширения их сети, сколько за счет реконструкции и улучшения качества, а также резервирования территорий для строительства автодорожных обходов городских населенных пунктов. На районном уровне намечается организация сети местных автодорог с усовершенствованным покрытием и возможностью увеличения пропуска по ним автобусов.
В проектном периоде может получить развитие и железнодорожный транспорт. Намечаемое в Лельчицком промышленном парке освоение месторождений полезных ископаемых предполагает строительство в Лельчицком и Мозырском районах железной дороги по направлению Михалки - Лельчицы - Глушковичи. Строительство здесь железной дороги нацелено, прежде всего, на вывоз добываемых полезных ископаемых и готовой продукции.
Рассматриваемый способ вывоза продукции добывающих отраслей будет способствовать решению экологических задач, исключая грузопотоки через особо охраняемые природные территории. Новая железная дорога может использоваться и для пассажирского сообщения.
В проекте даны предложения по развитию систем электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, коммунального хозяйства (водоснабжение, водоотведение, санитарная очистка территории), мелиоративных систем. Основной целью развития социальной инфраструктуры является создание необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных услуг, расширение возможностей выбора их населением.
Стратегия совершенствования системы отдыха и туризма Гомельской области направлена на обеспечение широкого развития сети туристических услуг. Достигаться это будет за счет формирования и развития высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей отечественных и зарубежных граждан в рекреационно-туристических услугах, а с другой - значительный вклад в развитие экономики области.
Предусматривается дальнейшее развитие курортов республиканского и местного значения в таких районах, как Речицкий, Рогачевский, Гомельский. Будет создан специальный туристско-рекреационный парк "Днепровско-Сожский", примыкающий к границам Украины. Запланировано создание туристических зон местного значения в Гомеле и Мозыре.
Предполагается формирование участков туристических коридоров, имеющих историко-культурную тематику: "Белорусский венок" (Брестская область - Туров - Житковичи - Калинковичи - Гомель - Ветка - Чечерск - Могилевская область), а также "Из варяг в греки вдоль Днепра" (Украина - Гомель - Могилевская область - Паричи - Светлогорск - Речица - Гомель). В границы этих коридоров предлагается включить объекты культурного и природного наследия, исторические города, рекреационные территории, расположенные в 15-20 км от основной трассы.
С целью сохранения и популяризации материального и нематериального культурного наследия будет придан статус и категории ценности историческим поселениям (их частям) - Гомелю, Мозырю, Турову, Юровичам.
Оптимизация экологической обстановки и охрана окружающей среды намечена по нескольким направлениям. В первую очередь это усиление экологической функции природных комплексов, которая предусматривает повышение показателя средней лесистости области, озеленения и благоустройства территорий санитарно-защитных зон промышленных, сельскохозяйственных предприятий и коммунальных объектов.
Будет развиваться система особо охраняемых природных территорий и формироваться экологическая сеть. Площадь охраняемых территорий планируется увеличить до 7,1% территории области. Особое внимание будет уделено удалению, хранению, использованию отходов и охране почв от загрязнения, снижению химического загрязнения атмосферного воздуха от стационарных источников.
Светлана Кухоцковолец отметила, что схема комплексной территориальной организации Гомельской области призвана способствовать устойчивому и конкурентоспособному функционированию территорий и населенных мест, повышению эффективности управления. Выполнение в полном объеме намеченных задач, которые являются частью планов по дальнейшему развитию Беларуси, позволит самой крупной в республике области существенно повысить уровень жизни местного населения, сделать регион более привлекательным для инвесторов и туристов.
Валерий СИДОРЧИК