ТЕСТ НА СВОБОДУ... В ОПЛАТЕ ТРУДА
На протяжении многих лет белорусские наниматели высказывали - и довольно обоснованно - претензии к действующей системе оплаты труда: мол, уж очень она громоздка, неповоротлива, заформализована. Их чаяния были услышаны - права нанимателей по установлению гибких условий оплаты труда работников коммерческих организаций значительно расширились. Теперь дело за ними: возможность пользоваться новациями уже предоставлена, осталось реализовать ее на практике. Это даст возможность усилить мотивацию труда инициативных, высококвалифицированных работников, включая руководителей организаций, отметил в беседе с корреспондентом БЕЛТА первый заместитель министра труда и социальной защиты Петр Грушник. Правда, воспользоваться предоставленной свободой наниматели почему-то не спешат... А между тем на подходе - еще более прогрессивные нововведения.
В идеале система оплаты труда должна быть направлена на стимулирование эффективности производства, снятие административных барьеров по оплате высокопроизводительного и эффективного труда. При этом не должно быть существенного разрыва между доходами богатых и бедных. Такова программа-максимум, к реализации которой в Беларуси приступили еще в 2009 году, сделав первые шаги на пути либерализации в данной сфере.
Петр Грушник констатировал, что в текущем году коренным образом изменился механизм регулирования оплаты труда в реальном секторе экономики. Осуществлен долгожданный переход от обязательного применения Единой тарифной сетки работников (ЕТС) к ее рекомендательному характеру. Пересмотрена практически вся нормативная правовая база, регулирующая оплату труда в реальном секторе (она "похудела" на 19 нормативных правовых актов). Из-под прямого госрегулирования оплаты труда выведено более 87 тыс. организаций негосударственной формы собственности, включая малые предприятия и микроорганизации, или 85,5% от их общего количества.
Минимизировано регулирование оплаты труда и в государственном секторе экономики. Централизованно регулируются сейчас только условия оплаты труда руководителей организаций - это касается около 15 тыс. организаций госформы собственности (14,5%).
"Основной акцент в оплате труда руководителей коммерческих организаций сделан на изменение механизма мотивации их труда, - подчеркнул первый замминистра. - Важным нововведением стало применение такого вида стимулирования, как краткосрочные и годовой бонусы". Кстати, по итогам 2010 года годовой бонус был выплачен 28 руководителям организаций (из 3130, охваченных мониторингом). В настоящее время мониторинг организован по более широкому кругу организаций. Следует отметить, что данный вид стимулирующей выплаты, характерный для Китая, Германии, Швеции, Венесуэлы и других экономически развитых и развивающихся стран, ранее не применялся в отечественной практике организации заработной платы руководителей.
Петр Грушник считает, что в реальном секторе экономики создана достаточная нормативная правовая база для того, чтобы наниматель имел возможность платить работникам ту заработную плату, которую они заработали своим трудом. Впрочем, добавил он, прошло еще совсем немного времени (5 месяцев), и с полной уверенностью говорить о каких-то конкретных экономических результатах преждевременно.
По результатам мониторинга, проведенного органами по труду, занятости и соцзащиты, на 1 сентября текущего года из 2,9 тыс. организаций коммунальной формы собственности 2,8% перешли на системы оплаты труда, построенные на основе тарифных сеток организации, и 1,6% - на иные системы оплаты труда. При этом 95,6% организаций сохранили ранее действовавшие системы оплаты труда на основе ЕТС.
Так, в ОАО "Лидское пиво" размер заработной платы специалистов службы продаж увязан с поступлением денежных средств на расчетный счет организации. Кроме того, предусмотрены бонусы, которые выплачиваются им по результатам фактического выполнения и перевыполнения установленного задания по продажам.
В 35 организациях Минской области и 48 организациях Витебской области разработаны и введены свои тарифные сетки, на основе которых определяются тарифные ставки (оклады) работников.
В Островецком районе Гродненской области 14 малых предприятий негосударственной формы собственности внедрили системы оплаты труда без применения какой-либо тарифной сетки. И это, по мнению представителя министерства, только начало пути. "В созданных законодательно условиях в реальном секторе экономики на первое место выходит эффективность и гибкость применяемых нанимателями систем оплаты труда", - отметил Петр Грушник.
В плане либерализации в перспективе работа будет вестись по нескольким основным направлениям. Одним из приоритетных Петр Грушник назвал совершенствование законодательства о труде. Так, уже сейчас предлагается в Трудовом кодексе предусмотреть более прозрачный механизм оплаты труда в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни. Планируется расширить права нанимателей в установлении работникам компенсаций за подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, за постоянную работу в пути, работу вне места жительства (полевое довольствие). Предлагается предоставление работникам гарантий и компенсаций при направлении их в служебные командировки, а также предоставление работникам права работать по совместительству полный рабочий день (смену) в дни, свободные от исполнения трудовых обязанностей по основному месту работы. Кроме того, предлагается внести изменения и дополнения в нормативные правовые акты, устанавливающие ограничения по материальному стимулированию работников, в части упрощения механизма их применения.
Предлагается пересмотреть категории работников и показатели премирования, которые введены постановлением Совета Министров Республики Беларусь №1748 от 9 ноября 1999 года, с учетом усиления материального стимулирования высокопроизводительного и качественного труда, в том числе за увеличение экспорта товаров, получение валютной выручки, внедрение инновационных подходов в управление производством. Планируется также предусмотреть выплату работникам организаций краткосрочных и годовых бонусов за качественные показатели эффективности работы.
Второе важное направление - методологическое и информационное обеспечение, включая поиск, разработку и внедрение наиболее эффективных систем оплаты труда. К сожалению, подавляющее большинство специалистов как государственных органов, так и коммерческих организаций не готовы к произошедшим изменениям и полученной свободе в вопросах оплаты труда. "Поэтому данное направление в ближайшей перспективе наиболее важно, - подчеркнул Петр Грушник. - Это и разработка рекомендаций, и проведение обучающих семинаров-практикумов, и обмен опытом по разработке и внедрению гибких систем оплаты труда, в том числе и зарубежных".
Уже утверждены Рекомендации по применению гибких систем оплаты труда в коммерческих организациях (постановление Министерства труда и социальной защиты от 21 октября 2011 года №104 вступило в силу с 1 ноября). В качестве нестандартной формы обучения и оказания методической помощи управление прорабатывает возможность проведения мастер-классов в регионах по гибким системам.
Кроме того, с помощью науки может быть организована широкая методическая помощь организациям в поиске, разработке и внедрении наиболее эффективных систем оплаты труда. Сотрудники НИИ труда Минтруда и соцзащиты разработали методику построения тарифных систем оплаты труда на основе балльной оценки сложности труда и грейдирования. Семинары на эту тему проведены в Гродно, Слониме, Щучине и других городах республики.
Отвечая на вопрос корреспондента БЕЛТА о модернизации условий оплаты труда руководителей, Петр Грушник подчеркнул, что регулирование со стороны государства условий оплаты труда руководителей осталось только в государственном секторе экономики. Коэффициент соотношения средних заработных плат руководителя и работников сохранен для всех организаций. "Уже сейчас мы видим необходимость внесения изменений в порядок формирования условий оплаты труда руководителей организаций в части определения периодичности и размеров премий, краткосрочных и годового бонусов", - отметил первый замминистра.
В дальнейшем предлагается проработать вопрос перехода на регулирование оплаты труда руководителей коммерческих организаций только через коэффициент соотношения средних заработных плат руководителя и по организации в целом. "Это своего рода социальный защитный механизм для трудового коллектива. Хочешь много получать - плати своим работникам, - сказал он. - Для этого экономика каждой конкретной организации должна работать эффективно".
В настоящее время особую роль приобретает эффективность системы квалификации и тарификации работников. Это направление является действенным инструментом оценки сложности и условий труда, уровня квалификации работников, что должно стать основой для построения гибких систем оплаты труда. Министерством совместно с НИИ труда будет продолжена разработка новых, унификация действующих тарифно-квалификационных (квалификационных) характеристик. "Мы не всегда успеваем за развитием рынка труда, внедрением современных новых технологий, развитием новых производств, - констатировал представитель министерства. - За 2 года и 10 месяцев введено 69 новых профессий и должностей, изменено 117 характеристик, исключено 58 профессий и должностей. Это мало, здесь есть над чем работать".
В будущем возможен постепенный переход от квалификационных характеристик к профессиональным стандартам. "Это своеобразный переход на евростандарты, по которым уже работают такие государства, как США, Россия, Великобритания, Франция, Германия, Австрия", - добавил Петр Грушник. Важнейшим результатом введения профессиональных стандартов будет расширение возможностей для рациональной профессиональной сменяемости и трудовых перемещений работников.
На совершенно новый качественный уровень должно быть поднято нормирование труда в организациях, уверен Петр Грушник. По его мнению, это действенный инструмент оценки результативности труда каждого конкретного работника, оптимизации численности трудового коллектива, экономии материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов. Как свидетельствует мониторинг выполнения отраслевых и региональных программ по нормированию труда, на 30 сентября нынешнего года организациями реального сектора экономики пересмотрено свыше 99 тыс. местных норм и нормативов, а в республиканский электронный банк, ведение которого осуществляется НИИ труда, включен 551 нормативный сборник.
Таким образом, реализация этих планов позволит развиваться гибким системам оплаты труда, активно применять положительный зарубежный опыт. Цель - справедливая оценка вклада каждого работника в результаты труда, при которой заработная плата становится реальным эквивалентом его стараний, резюмировал Петр Грушник.
Елена Прус
На протяжении многих лет белорусские наниматели высказывали - и довольно обоснованно - претензии к действующей системе оплаты труда: мол, уж очень она громоздка, неповоротлива, заформализована. Их чаяния были услышаны - права нанимателей по установлению гибких условий оплаты труда работников коммерческих организаций значительно расширились. Теперь дело за ними: возможность пользоваться новациями уже предоставлена, осталось реализовать ее на практике. Это даст возможность усилить мотивацию труда инициативных, высококвалифицированных работников, включая руководителей организаций, отметил в беседе с корреспондентом БЕЛТА первый заместитель министра труда и социальной защиты Петр Грушник. Правда, воспользоваться предоставленной свободой наниматели почему-то не спешат... А между тем на подходе - еще более прогрессивные нововведения.
В идеале система оплаты труда должна быть направлена на стимулирование эффективности производства, снятие административных барьеров по оплате высокопроизводительного и эффективного труда. При этом не должно быть существенного разрыва между доходами богатых и бедных. Такова программа-максимум, к реализации которой в Беларуси приступили еще в 2009 году, сделав первые шаги на пути либерализации в данной сфере.
Петр Грушник констатировал, что в текущем году коренным образом изменился механизм регулирования оплаты труда в реальном секторе экономики. Осуществлен долгожданный переход от обязательного применения Единой тарифной сетки работников (ЕТС) к ее рекомендательному характеру. Пересмотрена практически вся нормативная правовая база, регулирующая оплату труда в реальном секторе (она "похудела" на 19 нормативных правовых актов). Из-под прямого госрегулирования оплаты труда выведено более 87 тыс. организаций негосударственной формы собственности, включая малые предприятия и микроорганизации, или 85,5% от их общего количества.
Минимизировано регулирование оплаты труда и в государственном секторе экономики. Централизованно регулируются сейчас только условия оплаты труда руководителей организаций - это касается около 15 тыс. организаций госформы собственности (14,5%).
"Основной акцент в оплате труда руководителей коммерческих организаций сделан на изменение механизма мотивации их труда, - подчеркнул первый замминистра. - Важным нововведением стало применение такого вида стимулирования, как краткосрочные и годовой бонусы". Кстати, по итогам 2010 года годовой бонус был выплачен 28 руководителям организаций (из 3130, охваченных мониторингом). В настоящее время мониторинг организован по более широкому кругу организаций. Следует отметить, что данный вид стимулирующей выплаты, характерный для Китая, Германии, Швеции, Венесуэлы и других экономически развитых и развивающихся стран, ранее не применялся в отечественной практике организации заработной платы руководителей.
Петр Грушник считает, что в реальном секторе экономики создана достаточная нормативная правовая база для того, чтобы наниматель имел возможность платить работникам ту заработную плату, которую они заработали своим трудом. Впрочем, добавил он, прошло еще совсем немного времени (5 месяцев), и с полной уверенностью говорить о каких-то конкретных экономических результатах преждевременно.
По результатам мониторинга, проведенного органами по труду, занятости и соцзащиты, на 1 сентября текущего года из 2,9 тыс. организаций коммунальной формы собственности 2,8% перешли на системы оплаты труда, построенные на основе тарифных сеток организации, и 1,6% - на иные системы оплаты труда. При этом 95,6% организаций сохранили ранее действовавшие системы оплаты труда на основе ЕТС.
Так, в ОАО "Лидское пиво" размер заработной платы специалистов службы продаж увязан с поступлением денежных средств на расчетный счет организации. Кроме того, предусмотрены бонусы, которые выплачиваются им по результатам фактического выполнения и перевыполнения установленного задания по продажам.
В 35 организациях Минской области и 48 организациях Витебской области разработаны и введены свои тарифные сетки, на основе которых определяются тарифные ставки (оклады) работников.
В Островецком районе Гродненской области 14 малых предприятий негосударственной формы собственности внедрили системы оплаты труда без применения какой-либо тарифной сетки. И это, по мнению представителя министерства, только начало пути. "В созданных законодательно условиях в реальном секторе экономики на первое место выходит эффективность и гибкость применяемых нанимателями систем оплаты труда", - отметил Петр Грушник.
В плане либерализации в перспективе работа будет вестись по нескольким основным направлениям. Одним из приоритетных Петр Грушник назвал совершенствование законодательства о труде. Так, уже сейчас предлагается в Трудовом кодексе предусмотреть более прозрачный механизм оплаты труда в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни. Планируется расширить права нанимателей в установлении работникам компенсаций за подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, за постоянную работу в пути, работу вне места жительства (полевое довольствие). Предлагается предоставление работникам гарантий и компенсаций при направлении их в служебные командировки, а также предоставление работникам права работать по совместительству полный рабочий день (смену) в дни, свободные от исполнения трудовых обязанностей по основному месту работы. Кроме того, предлагается внести изменения и дополнения в нормативные правовые акты, устанавливающие ограничения по материальному стимулированию работников, в части упрощения механизма их применения.
Предлагается пересмотреть категории работников и показатели премирования, которые введены постановлением Совета Министров Республики Беларусь №1748 от 9 ноября 1999 года, с учетом усиления материального стимулирования высокопроизводительного и качественного труда, в том числе за увеличение экспорта товаров, получение валютной выручки, внедрение инновационных подходов в управление производством. Планируется также предусмотреть выплату работникам организаций краткосрочных и годовых бонусов за качественные показатели эффективности работы.
Второе важное направление - методологическое и информационное обеспечение, включая поиск, разработку и внедрение наиболее эффективных систем оплаты труда. К сожалению, подавляющее большинство специалистов как государственных органов, так и коммерческих организаций не готовы к произошедшим изменениям и полученной свободе в вопросах оплаты труда. "Поэтому данное направление в ближайшей перспективе наиболее важно, - подчеркнул Петр Грушник. - Это и разработка рекомендаций, и проведение обучающих семинаров-практикумов, и обмен опытом по разработке и внедрению гибких систем оплаты труда, в том числе и зарубежных".
Уже утверждены Рекомендации по применению гибких систем оплаты труда в коммерческих организациях (постановление Министерства труда и социальной защиты от 21 октября 2011 года №104 вступило в силу с 1 ноября). В качестве нестандартной формы обучения и оказания методической помощи управление прорабатывает возможность проведения мастер-классов в регионах по гибким системам.
Кроме того, с помощью науки может быть организована широкая методическая помощь организациям в поиске, разработке и внедрении наиболее эффективных систем оплаты труда. Сотрудники НИИ труда Минтруда и соцзащиты разработали методику построения тарифных систем оплаты труда на основе балльной оценки сложности труда и грейдирования. Семинары на эту тему проведены в Гродно, Слониме, Щучине и других городах республики.
Отвечая на вопрос корреспондента БЕЛТА о модернизации условий оплаты труда руководителей, Петр Грушник подчеркнул, что регулирование со стороны государства условий оплаты труда руководителей осталось только в государственном секторе экономики. Коэффициент соотношения средних заработных плат руководителя и работников сохранен для всех организаций. "Уже сейчас мы видим необходимость внесения изменений в порядок формирования условий оплаты труда руководителей организаций в части определения периодичности и размеров премий, краткосрочных и годового бонусов", - отметил первый замминистра.
В дальнейшем предлагается проработать вопрос перехода на регулирование оплаты труда руководителей коммерческих организаций только через коэффициент соотношения средних заработных плат руководителя и по организации в целом. "Это своего рода социальный защитный механизм для трудового коллектива. Хочешь много получать - плати своим работникам, - сказал он. - Для этого экономика каждой конкретной организации должна работать эффективно".
В настоящее время особую роль приобретает эффективность системы квалификации и тарификации работников. Это направление является действенным инструментом оценки сложности и условий труда, уровня квалификации работников, что должно стать основой для построения гибких систем оплаты труда. Министерством совместно с НИИ труда будет продолжена разработка новых, унификация действующих тарифно-квалификационных (квалификационных) характеристик. "Мы не всегда успеваем за развитием рынка труда, внедрением современных новых технологий, развитием новых производств, - констатировал представитель министерства. - За 2 года и 10 месяцев введено 69 новых профессий и должностей, изменено 117 характеристик, исключено 58 профессий и должностей. Это мало, здесь есть над чем работать".
В будущем возможен постепенный переход от квалификационных характеристик к профессиональным стандартам. "Это своеобразный переход на евростандарты, по которым уже работают такие государства, как США, Россия, Великобритания, Франция, Германия, Австрия", - добавил Петр Грушник. Важнейшим результатом введения профессиональных стандартов будет расширение возможностей для рациональной профессиональной сменяемости и трудовых перемещений работников.
На совершенно новый качественный уровень должно быть поднято нормирование труда в организациях, уверен Петр Грушник. По его мнению, это действенный инструмент оценки результативности труда каждого конкретного работника, оптимизации численности трудового коллектива, экономии материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов. Как свидетельствует мониторинг выполнения отраслевых и региональных программ по нормированию труда, на 30 сентября нынешнего года организациями реального сектора экономики пересмотрено свыше 99 тыс. местных норм и нормативов, а в республиканский электронный банк, ведение которого осуществляется НИИ труда, включен 551 нормативный сборник.
Таким образом, реализация этих планов позволит развиваться гибким системам оплаты труда, активно применять положительный зарубежный опыт. Цель - справедливая оценка вклада каждого работника в результаты труда, при которой заработная плата становится реальным эквивалентом его стараний, резюмировал Петр Грушник.
Елена Прус