В Беларуси, по данным многоиндикаторного кластерного обследования, две трети детей в возрасте от 2 до 14 лет подвергались по крайней мере одной из форм психологического или физического наказания со стороны своих родителей. Проблема насилия - не внутренняя проблема семьи. Задача и общества, и государства - не допустить жестокого обращения с детьми, чтобы исключить трагедии. В республике постоянно совершенствуются и развиваются правовые инструменты, направленные на предупреждение и противодействие домашнему насилию. Формирование в обществе нетерпимости к любым его проявлениям, устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений в семье, оказание всесторонней помощи жертвам насилия - чрезвычайно важно и актуально. Во многих странах созданы отдельные законы по борьбе с семейным насилием. Целесообразно разработать такой закон и в Беларуси - такое мнение высказал корреспонденту БЕЛТА заместитель министра внутренних дел - начальник милиции общественной безопасности Николай Мельченко.
"В этом нормативном правовом акте следует на системной основе уточнить существующий понятийный аппарат, урегулировать основы межведомственного взаимодействия, обмена информацией, обеспечения прав и защиты жертв насилия в семье, особенно в отношении детей. Именно в этом мы видим дальнейшее совершенствование национального законодательства и планируем работать над этим в ближайшее время", - сказал замминистра.
Он считает, что в республике создана довольно эффективная система взаимодействия госорганов по профилактике семейного неблагополучия и обеспечению защиты несовершеннолетних от факторов, угрожающих их жизни и здоровью. Однако в правоприменительной практике есть и проблемные вопросы, которые можно было бы решить при разработке специализированного закона.
Николай Мельченко констатировал, что за последние несколько лет удалось добиться стабильного снижения количества детей, потерпевших от преступлений, связанных с семейным насилием (в 2007 году - 102 ребенка, в 2013 году - 44). Однако в прошлом году отмечен значительный рост (89, или в 2 раза). "Это связано с изменением подходов к учету таких преступлений: раньше сексуальное насилие не относилось к категории домашнего, а в апреле 2014 года вступило в силу новое законодательство, в соответствии с которым уже учтено около 30 преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних в быту", - пояснил собеседник.
Более того, как свидетельствует анализ правоприменительной практики выявления и привлечения к уголовной ответственности лиц за половое сношение и иные действия сексуального характера с не достигшими 16-летнего возраста детьми, в стране отмечается тенденция совершения таких преступлений в отношении нескольких несовершеннолетних, а также неоднократного совершения этих преступлений в отношении одного подростка. Причем зачастую к уголовной ответственности привлекаются педагоги или родители, то есть люди, имеющие особое влияние на детей. "В настоящее время преступник несет ответственность без учета этих обстоятельств, значительно отягчающих вину. А максимальный размер наказания составляет лишь 5 лет лишения свободы, - сказал замминистра. - МВД был изучен передовой опыт других стран, на основе которого разработан и уже подготовлен к рассмотрению в парламенте во втором чтении законопроект, увеличивающий срок лишения свободы до 10 лет для лиц, совершающих с несовершеннолетними действия сексуального характера, в составе группы, ранее судимых за такие преступления, а также на которых возложены обязанности по воспитанию, содержанию, обеспечению безопасности жизни и здоровья ребенка".
Случаи гибели детей от рук собственных родителей имеют большой общественный резонанс. Так, в Бобруйске мужчина нанес множественные колото-резаные раны жене и 14-летней дочери, они погибли. В Гомеле аналогичным образом отец убил сына, которому не исполнилось и 3 лет. В Минске директор акционерного общества пытался ножом убить жену, 8-летнюю дочь и 3-летнего сына. На Брестчине пьяная мать избила до смерти пятимесячного ребенка. К сожалению, это не исчерпывающий перечень трагедий...
Да, в последние годы в отношении детей меньше совершено бытовых убийств, при этом больше рассмотрено в суде уголовных дел по превентивным статьям: истязания, угрозы убийством, легкие телесные повреждения. По инициативе МВД почти полтора года назад была введена административная ответственность за нанесение побоев, не повлекшее причинения телесных повреждений, умышленное причинение боли, физических или психических страданий, совершенных в отношении близкого родственника либо члена семьи. Принятие этой нормы позволило эффективнее реагировать на факты насилия в семье, в том числе в отношении детей (к ответственности привлечены около 16,5 тыс. правонарушителей).
По статистике правоохранительного ведомства, в 2014 году признаны потерпевшими от всех преступлений более 7,7 тыс. несовершеннолетних (на 6% больше, чем в 2013-м), из них более 80% детей пострадали в результате бездействия собственных родителей. В значительной степени обеспечению прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях способствует декрет №18. "Необходимо продолжить совершенствование мер по недопущению уклонения от работы обязанных лиц, так как в большинстве своем они злоупотребляют спиртными напитками, а их поведение потенциально несет угрозу детям", - считает заместитель министра. МВД совместно с Генпрокуратурой предложило внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях в части привлечения обязанных лиц за совершение прогулов в течение 1 рабочего дня без уважительной причины к административной ответственности с обязательным привлечением к труду в виде административного ареста.
Подавляющее большинство родителей-преступников перед совершением злодеяния употребляли алкогольные напитки и устраивали ссоры с домочадцами. Одним из мощных рычагов воздействия на семейных скандалистов стала новая редакция закона "Об основах деятельности по профилактике правонарушений", которая конкретизирует меры общей и индивидуальной профилактики (закон вступил в силу 16 апреля 2014 года). Так, оптимизируется профилактический учет, устанавливаются обязанности для подучетных граждан прибывать по вызову в ОВД, участвовать в профилактических мероприятиях. В законе содержится такая прогрессивная мера предупреждения семейного насилия, как вынесение защитного предписания (запрет на общение, посещение, выяснение места пребывания жертвы насилия). За время действия закона (с 16 апреля 2014 года) сотрудниками органов внутренних дел применено к семейным агрессорам 214 защитных предписаний, из которых три четверти - с установлением обязанности дебошира временно покинуть общее жилое помещение.
По убеждению собеседника, необходимо продолжить совершенствование норм противодействия домашнему насилию. Так, защитное предписание предусматривает временное отселение правонарушителя вплоть до 1 месяца. "Это довольно серьезное ограничение прав, поэтому во многих странах этот вопрос решается только судом, а органы полиции имеют право вынести такое предписание лишь, к примеру, до 7 суток, - подчеркнул Николай Мельченко. - По нашему мнению, при применении защитного предписания с отселением из жилища на длительное время целесообразно использовать судебную систему".
Немаловажное значение в профилактике правонарушений насильственного характера в отношении несовершеннолетних имеет их место и время нахождения без надзора со стороны взрослых. Именно в вечернее и ночное время подростки чаще становятся жертвами правонарушений, совершенных в общественных местах. С момента введения обязанности родителей обеспечить сопровождение детей до 16 лет в ночное время с 23.00 до 06.00 прошло два года. За это время к административной ответственности привлечены более 9,5 тыс. родителей, свыше 4,2 тыс. должностных лиц наказаны за допуск несовершеннолетних на ночные дискотеки. "Вместе с тем штрафные санкции - не самоцель, к каждому случаю подходим с учетом всех обстоятельств. Главное, чтобы был достигнут профилактический эффект", - подчеркнул собеседник.
И еще один немаловажный аспект. Как показывает анализ преступлений, приведших к тяжким последствиям в отношении детей, в подавляющем большинстве случаев информация о таких фактах поступает или от близких родственников, или их выявляют органы внутренних дел и другие заинтересованные. Статья 9 закона "О правах ребенка" гласит: "Лица, которым стало известно о фактах жестокого обращения, физического и (или) психического насилия в отношении ребенка, представляющих угрозу его жизни, здоровью и развитию, обязаны немедленно сообщить об этом в компетентный государственный орган". Однако даже специалисты не всегда могут определить, представляет ли насилие угрозу жизни и здоровью. Возможно, стоит обязать граждан сообщать обо всех фактах жестокого обращения с детьми и внести соответствующие поправки в закон, резюмировал Николай Мельченко.
Елена ПРУС,
БЕЛТА.