ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Понедельник, 2 сентября 2024
Минск Малооблачно +20°C
Все новости
Все новости
Комментарии
30 июня 2012, 11:41

В Беларуси прогнозируют повышение рейтинга по налогообложению в отчете Всемирного банка

В Беларуси приняты существенные меры по улучшению показателя "налогообложение" в отчете Всемирного банка "Ведение бизнеса-2013". По предварительной оценке, в рейтинге Всемирного банка Беларусь может переместиться в 2012 году на 125-ую позицию с 156-й в прошлом году. А дальнейшие шаги по снижению налоговой нагрузки и уменьшению временных затрат на уплату налогов позволят Беларуси продвинуться в этом направлении еще дальше, что, по предварительной оценке, может обеспечить республике в отчете "Ведение бизнеса-2014" по показателю "налогообложение" 119-ую позицию. Об этом сообщила корреспонденту БЕЛТА заместитель министра по налогам и сборам Беларуси Элла Селицкая.

Заместитель министра рассказала о работе налоговых органов по созданию привлекательной налоговой системы республики, которая стимулирует развитие бизнеса, повышает конкурентоспособность экономики, способствует притоку инвестиций. "Понятие конкурентоспособности сегодня уже применимо не только к бизнесу, им оперируют государства, корректируя свою налоговую политику, - отметила Элла Селицкая. - Поэтому одним из главных резервов консолидации бюджета, сокращения бюджетного дефицита признано повышение экономической активности за счет снижения нагрузки на бизнес, в том числе налоговой. В этой связи сделать налоговый режим в республике предсказуемым, стабильным и конкурентоспособным, обеспечивающим рентабельную работу плательщиков, минимизировать риски инвесторов по фискальным параметрам - одна из основных задач государства на данном этапе".

Стимулирующая функция налоговой системы занимает важнейшее место в этом глобальном процессе. В ходе проводимой налоговой реформы, по последней оценке Всемирного банка, рейтинг Беларуси по разделу "Налогообложение" в 2011 году поднялся на 27 позиций. В отчете "Ведение бизнеса-2012", составленном по законодательству 2010 года, Беларусь находится на 156-й позиции. В сравнении с аналогичным отчетом предыдущего года прослеживается снижение по всем показателям, формирующим индикатор налогообложения. Налоговая нагрузка снижена с 80,4% до 62,8%, количество выплат уменьшено с 82 до 18 платежей, время, затрачиваемое на исчисление налогов, сокращено с 798 до 654 часов.

На улучшение рейтинга в 2011 году повлияло изменение налогового законодательства. Отменены оборотный налог, налог на приобретение автотранспортных средств, уменьшены ставки местных налогов, сокращена периодичность уплаты по налогу на прибыль и НДС, изменены подходы к формированию затрат, упрощен порядок исчисления налога на прибыль, НДС, экологический налог, сокращено количество налоговых деклараций и объем реквизитов, обязательных к заполнению, расширена система электронного декларирования.

"Мы рассчитываем, что принятые в республике с 2010 по 2012 год нормы законодательства, направленные на улучшение условий ведения бизнеса, найдут отражение в следующих отчетах Всемирного банка", - отметила заместитель министра. Это обусловлено применяемой методикой, согласно которой оценка формируется экспертами в большей мере исходя из нормативной правовой базы, действовавшей за два года до опубликования отчета.

В этой связи следует отметить, что с 1 января 2011 года в Беларуси отменены пять платежей в бюджет. Сокращена периодичность уплаты НДС - плательщикам предоставлено право отчитываться и уплачивать НДС поквартально, отменены авансовые платежи по НДС. Введено декларирование налога на прибыль по итогам за год с квартальной уплатой текущих платежей. Упрощен порядок и увеличен объем налоговых вычетов по НДС. Сокращен объем справочных сведений налоговых деклараций.

Все эти шаги в налоговой системе позволят, по предварительной оценке, улучшить показатель "налогообложение" в отчете "Ведение бизнеса-2013" до 125-й позиции, отметила Элла Селицкая.

Кроме того, с 1 января 2012 года снижена ставка налога на прибыль до 18%. Снижены ставки налога по упрощенной системе налогообложения. Введен механизм переноса убытков. Отменена обязанность плательщиков предоставлять в налоговый орган документы, подтверждающие право на использование налоговых льгот при представлении налоговых деклараций. Упрощен порядок администрирования НДС. Установлена обязанность принятия местными Советами депутатов решений об увеличении (уменьшении) ставок земельного налога и налога на недвижимость до начала налогового периода. Законодательно закреплено, что организации со среднесписочной численностью работников свыше 50 человек должны представлять налоговые декларации только в электронном виде. Помимо этого, плательщики имеют доступ к электронному консультированию, сверке расчетов с бюджетом. Действуют и другие инструменты улучшения налогового администрирования.

Также систематизированы нормы, регулирующие ведение и функционирование электронного банка данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции. С 39 до 6 сокращен перечень таких бланков. Упрощен порядок приема наличной выручки с использованием кассового оборудования, сокращен перечень документов, представляемых для регистрации кассового оборудования в налоговые органы, продлены сроки использования кассового оборудования.

Либерализирована процедура маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками: импортерам предоставлено право производить маркировку не только за рубежом, но и на территории Беларуси. Сокращен перечень маркируемых товаров.

Такие мероприятия также позволят снизить налоговую нагрузку и уменьшить временные затраты. И это, по предварительной оценке, позволит обеспечить Беларуси в отчете "Ведение бизнеса-2014" по показателю налогообложения 119-ую позицию (без снижения отчислений в Фонд соцзащиты).

Основной акцент в 2012 году сделан на совершенствование налогового администрирования как составного элемента налоговой системы, подчеркнула заместитель министра по налогам и сборам. Это обусловлено тем, что перечень и ставки налогов, а также состав налоговых льгот практически достигли оптимального уровня, в том числе для привлечения инвестиций. В этой связи дальнейшая работа будет сосредоточена на улучшении индикатора "количество времени". То есть поставлена задача сокращать время при осуществлении налоговых процедур.

На 2012 год запланировано создать центр электронного информирования плательщиков о налоговых событиях. Налоговые органы будут сами направлять электронные и СМС-сообщения плательщикам (без их запросов) и сообщать им о переплате, наличии задолженности, об обязанности представить декларацию о доходах и имуществе, представлять документы и дополнительные пояснения, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

Также на текущий год запланировано организовать сервис "Личный кабинет" на портале МНС для плательщиков, имеющих сертификаты электронно-цифровой подписи. В настоящее время налоговую отчетность в электронном виде подают более 50% субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, то есть свыше 71 тыс. плательщиков, из них более 52 тыс. организаций и 18 тыс. индивидуальных предпринимателей. Помимо представления налоговых деклараций в виде электронного документа, плательщики, используя сервис личного кабинета, получают возможность доступа к электронному консультированию, сверке расчетов с бюджетом, направления заявок на зачет (возврат) налогов, на переход на специальные режимы налогообложения, на получение справок и сведений.

По инициативе МНС на электронное декларирование уже перешли Фонд соцзащиты, Белгосстрах.

Элла Селицкая также обратила внимание, что в достоверности оценки налоговой системы Беларуси и, как следствие, в положительной оценке мировыми рейтинговыми агентствами условий ведения бизнеса в равной мере должны быть заинтересованы государство и хозяйствующие субъекты. "От такой оценки зависит объем привлекаемых средств как в уставный капитал, доли, паи действующих и создаваемых организаций, так и стоимость продаваемой иностранным инвесторам на территории республики недвижимости, а также предоставляемых кредитов, займов, - подчеркнула она. - И каким бы хорошим ни было национальное законодательство, здесь нельзя обойтись без усилий предпринимателей, без предложенных ими перспективных инвестиционных бизнес-проектов". Без этого все усилия государства по созданию условий для ведения бизнеса будут бесперспективными. Поэтому государство и бизнес должны работать на общий результат, стремиться к достижению поставленной задачи улучшения рейтинга по налогообложению, подчеркнула заместитель министра.

Топ-новости
Свежие новости Беларуси