Споры о необходимости защитных полос лесов вдоль железнодорожных линий и автомобильных дорог ведутся давно. Во многих областях Беларуси их вырубка началась, а освободившиеся территории используются с максимальной для страны выгодой, например для посева сельхозкультур. Однако экологи оперируют исследованиями белорусских ученых, которые свидетельствуют о том, что без защитных полос содержание тяжелых металлов в сельскохозяйственной продукции превышает допустимые нормы. К тому же они защищают поля от природных факторов, например от ветровой эрозии. О том, какой вариант решения этого вопроса предлагает проект Лесного кодекса Беларуси, рассказала корреспонденту БЕЛТА заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Наталья Климович.
Необходимость подготовки новой редакции Лесного кодекса в Беларуси назрела уже давно, так как действующий документ вступил в силу в 2000 году. "Прошло практически 14 лет с момента его вступления в силу, а ведь жизнь внесла свои коррективы в законодательство в сфере лесного хозяйства, необходимо усовершенствовать нормы документа с учетом практики его применения. Изменения коснутся многих важных аспектов, в том числе оптимизации категорий защитности лесов первой группы, к которой относятся территории, выполняющие преимущественно водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические и оздоровительные функции. Сейчас их доля в лесном фонде страны составляет около 55%", - отметила депутат.
В настоящее время лесным законодательством установлена необходимость защитных полос леса вдоль железнодорожных линий шириной до 500 м в каждую сторону и республиканских автомобильных дорог до 250 м в обе стороны. Для более рационального использования лесных ресурсов и ликвидации дисбаланса распределения лесного фонда в новой редакции кодекса предлагается уменьшить их ширину до 100 м в каждую сторону. В этом случае площадь лесов первой группы сократится на 325,1 тыс. га, а расчетная лесосека по стране увеличится на 437,9 тыс. куб.м. "Это решение экономически обосновано, так как расширение территории лесосеки позволит увеличить объем заготовки древесины. И дело не в том, что в стране нехватка древесины: по оценке экспертов, общие запасы составляют 1,7 млрд куб.м, в том числе возможные для эксплуатации - около 1,372 млрд куб.м, а воспроизводство лесов превышает использование этого ресурса более чем на 13%", - пояснила Наталья Климович.
Уход за защитными лесополосами сейчас фактически не осуществляется на должном уровне, хотя они находятся на балансе у дорожников. Законопроектом предусмотрено, что порядок содержания этих территорий и проведения в них лесохозяйственных мероприятий будет определять Министерство лесного хозяйства.
Документ предлагает объединить отдельные категории защитности лесов в зависимости от их целевого назначения и установленного режима ведения хозяйственной деятельности. Леса заповедников, национальных парков, заказников республиканского назначения, памятников природы республиканского значения объединятся в леса особо охраняемых природных территорий. Городские леса и лесопарковые части зеленых зон вокруг городов и других населенных пунктов будут относиться к категории оздоровительных лесов. Леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения объединятся в санитарно-гигиенические леса. "Ранее этот перечень был гораздо больше. Если эта норма будет принята, станет гораздо проще, леса объединятся с учетом их функционального назначения. В новой редакции кодекса отдельным пунктом прописано, каким образом должны осуществляться работы в Полесском государственном радиационно-экологическом заповеднике с учетом сложившейся там экологической ситуации и радиационной нагрузкой, которую он несет", - сообщила парламентарий.
Законопроект предусматривает уточнение полномочий, прав и обязанностей субъектов отношений в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Планируется значительно расширить полномочия Президента Беларуси, правительства, Министерства лесного хозяйства, а также местных исполнительных и распорядительных органов власти. Что касается полномочий главы государства, то к ним будут отнесены вопросы функционирования государственной лесной охраны, установления порядка и критериев отнесения лесов к группам и категориям защитности. Белорусское правительство будет наделено полномочиями по установлению такс на второстепенные лесные ресурсы, побочное лесопользование, лесопользование для проведения культурно-оздоровительных, туристических, иных рекреационных и (или) спортивных мероприятий. Минлесхоз дополнительно сможет участвовать в утверждении порядка выполнения работ по содержанию лесных насаждений вдоль республиканских автомобильных дорог. Ведомству будет предоставлено право составлять типовые формы договора аренды участка лесного фонда, карт-схем участков лесного фонда.
Кроме того, будет определен четкий перечень государственных органов, имеющих право осуществлять контроль в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Среди них госорганы и должностные лица, которые входят в состав государственной лесной охраны, определенные структуры Комитета государственного контроля и Минприроды, а также Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Беларуси и местные исполкомы.
"Помимо разграничений прав и обязанностей юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, в новой редакции Лесного кодекса предусмотрено еще одно интересное нововведение. С учетом значительного ежегодного роста объема лесопользования и развития рынка лесных услуг проектом документа планируется представлять юрлицам, ведущим лесное хозяйство, право привлекать для оказания услуг по проведению лесохозяйственных мероприятий иных лиц на основе гражданско-правовых договоров. То есть они смогут нанимать другие организации, физических и юридических лиц, чтобы они тоже занимались лесопользованием", - сообщила Наталья Климович.
В проекте документа прописан и перечень запретов. Они будут распространяться на осуществление на территории лесного фонда отдельных видов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на лес или приводящей к его уничтожению. Это мойка транспортных средств, размещение скотомогильников, загрязнение бытовыми и промышленными отходами, продуктами жизнедеятельности скота, сброс сточных вод, выгрузка снега с содержанием песко-соляных смесей и противоледных реагентов, организация свалок, устройство лагерей для сельскохозяйственных животных. "Понятно, что и ранее это было запрещено, но законодательно эти запреты не были прописаны. Теперь такой перечень содержится в подготовленном законопроекте", - добавила парламентарий.
Для разграничения отраслей законодательства из ныне действующего кодекса будет исключен такой вид лесопользования, как пользование участками лесного фонда, отнесенными к охотничьим угодьям, для ведения охотничьего хозяйства. Сейчас этот вид деятельности регулируется законодательством об охране и использовании животного мира. Кроме того, с учетом нововведений будет актуализирована лесохозяйственная терминология, а также приведены в соответствии с новыми нормами некоторые нормативные правовые акты.
Разработчиком законопроекта является Министерство лесного хозяйства Беларуси, подготовлен он с учетом предложений всех заинтересованных сторон. "Новая редакция Лесного кодекса была внесена в Палату представителей согласно плану подготовки законопроектов на 2014 год. Сейчас мы обсуждаем этот документ с депутатским корпусом, готовим свои предложения. Скорее всего, в первом чтении законопроект будет рассмотрен на открывающейся 2 октября 2014 года пятой сессии Палаты представителей Национального собрания. Его принятие позволит оптимизировать систему управления лесным хозяйством Беларуси и не потребует дополнительных финансовых затрат на реализацию", - отметила Наталья Климович.
Екатерина МАРКОВИЧ,
БЕЛТА.