Леонид Гуляко
Уполномоченный по делам религий и национальностей
Условия развития современного мира свидетельствуют об усложнении межрелигиозных и межнациональных отношений. Религиозный фактор во многих странах используется в политических целях для разделения общества по конфессиональному признаку и провоцирования конфликтов на религиозной почве, наблюдаются усиление проявлений религиозного экстремизма, расколы внутри самих религиозных объединений, рост популярности неокультов и псевдорелигиозных организаций. Данные явления свидетельствуют о дестабилизации в некоторых странах конфессиональной сферы и утрате контроля со стороны государства за деятельностью религиозных организаций.
"В современной Беларуси отсутствует почва для появления и развития межконфессиональных конфликтов. Управляемости этноконфессиональной сферой способствует четкая политика главы государства Александра Лукашенко, работа республиканских органов государственного управления, а также местных исполнительных и распорядительных властей. Но было бы ошибкой думать, что речь идет о стремлении как-то подчинить государству процессы, происходящие в данной области. Задача причастных к ней структур, в том числе и Аппарата уполномоченного, - соблюдение законодательства страны во взаимоотношениях органов власти с церковными, религиозными организациями", - отметил уполномоченный по делам религий и национальностей Леонид Гуляко.
Во взаимоотношениях с религиозными организациями государство руководствуется законодательно закрепленным принципом равенства религий перед законом и учитывает их влияние на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. По мнению уполномоченного по делам религий и национальностей, конфессии, которые по объективным причинам не могли оказать заметного влияния на развитие белорусского государства, его культуры и духовных традиций, имеют все возможности для активной деятельности, а если эта деятельность будет полезной и эффективной, люди это непременно оценят и отметят.
Согласно закону "О свободе совести и религиозных организациях" государство может строить свои взаимоотношения с религиозными объединениями путем заключения с ними соглашений в соответствии с гражданским законодательством. Белорусская православная церковь, являясь исторически традиционной и наиболее многочисленной конфессией в стране, играет определяющую роль в духовной жизни белорусского народа, принимает активное участие в решении социально значимых проблем. С учетом этого в июне 2003 года было подписано соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской православной церковью. Позднее в соответствии с данным соглашением заинтересованными органами государственного управления и Белорусским Экзархатом были разработаны и подписаны 14 программ сотрудничества - с министерствами и госкомитетами, со всеми облисполкомами и Минским горисполкомом. Взаимодействие органов государственной власти и религиозных организаций, к примеру, в Минской области строится в соответствии с соглашением о сотрудничестве между Минским областным исполнительным комитетом и Минской епархией Белорусской православной церкви, а также Соглашениями о сотрудничестве между районными и городскими исполнительными комитетами Минской области и благочиниями Минской епархии Белорусской православной церкви. В апреле 2012 года такие соглашения были подписаны между 23 районными и горисполкомами Минской области и благочиниями Минской епархии Белорусской православной церкви.
Опыт реализации совместных программ государства и Белорусской православной церкви будет учитываться при рассмотрении вопроса о проработке аналогичных соглашений в дальнейшем.
Уполномоченный подчеркнул, что вопросам конфессиональных отношений как составляющему вектору общественно-политической жизни страны глава государства уделяет самое пристальное внимание. Почти ежегодно происходят встречи Александра Лукашенко с Синодом Белорусской православной церкви, с Митрополитом Минско-Могилевской архиепархии Римско-католической церкви Тадеушем Кондрусевичем, другими католическими епископами. "Такие встречи, несомненно, являются значимыми событиями в конфессиональной сфере. Представители религиозных организаций, верующие, прихожане церквей и костелов ощущают поддержку и помощь со стороны главы государства в деле возрождения святынь Беларуси, сохранения традиционных духовных ценностей, приумножения духовного наследия белорусского народа", - считает Леонид Гуляко.
По его словам, активно развивается и православно-католический диалог. В частности, архиепископ Тадеуш Кондрусевич предложил провести в Минске в 2014 году международный православно-католический форум. По мнению Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси Филарета, данные форумы постепенно становятся эффективным инструментом обмена мнениями, поиска общих позиций и в богословской, и в культурной сферах для христиан Востока и Запада современной Европы.
"Совместные встречи православных и католических епископов, приобретающие формат систематических мероприятий, могут также внести серьезный вклад в процесс поддержания религиозного мира и сотрудничества в европейском регионе. Белорусская православная церковь готова выступить принимающей стороной", - уверен уполномоченный по делам религий и национальностей.
В настоящее время продолжается разработка проекта соглашения между Республикой Беларусь и Ватиканом. Основным его разработчиком является Министерство иностранных дел Беларуси, участие в работе над текстом документа принимает и Аппарат уполномоченного по делам религий и национальностей. Необходимо учитывать, что Ватикан - это самостоятельное и независимое государство, договорные отношения с ним будут определяться с соблюдением всех требований, предусмотренных для международных договоров.
Совершенствованию организации взаимодействия органов власти с церковными, религиозными организациями способствовало создание в 2008 году при уполномоченном Консультативного межконфессионального совета, в состав которого вошли руководители всех 25 религиозных объединений республиканского уровня. Совет призван повысить оперативность и эффективность решения возникающих задач. С этой целью ежеквартально опрашиваются члены совета по поводу волнующих их вопросов, после чего этот перечень направляется в соответствующие министерства и ведомства для получения комментариев. При необходимости в Аппарат уполномоченного приглашают представителей органов госуправления на уровне заместителей министра, начальников управлений, чтобы они при личной встрече с руководителями конфессий могли изложить свои позиции и разъяснить те или иные нюансы.
Например, в апреле 2012 года была организована такая встреча с представителями министерств здравоохранения, труда и социальной защиты, МВД. Были рассмотрены вопросы, касающиеся аспектов трудового законодательства в религиозной сфере, работы, проводимой МВД совместно с религиозными организациями по духовно-трудовому воспитанию осужденных. В октябре прошло выездное заседание Консультативного совета совместно с Государственным пограничным комитетом на базе Лидского пограничного отряда. Состоялся обстоятельный разговор не только о проводимой работе по реализации соглашения, но и определены направления сотрудничества комитета и Экзархата БПЦ на перспективу. Аналогичным образом, отметил собеседник, осуществляется взаимодействие по линии других ведомств.
Еще несколько лет назад в Беларуси существовали некоторые проблемы с самовольным строительством культовых зданий и установкой памятников некоторыми религиозными структурами, регистрацией религиозных организаций под видом общественных, участием священнослужителей в политической деятельности. Правда, следует отметить, что это были единичные случаи. В настоящее время благодаря систематическому разъяснению религиозным организациям органами государственной власти законодательства республики, значительной работе, проводимой в этом направлении со стороны Консультативного межконфессионального совета при уполномоченном, и проверкам уставной деятельности религиозных организаций эти проблемные вопросы встречаются значительно реже, чем это было еще пять лет назад. Так, в преддверии проведения выборов депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь 5-го созыва среди религиозных организаций проводилась разъяснительная работа о соблюдении статьи 8 закона "О свободе совести и религиозных организациях", в соответствии с которой религиозные организации не участвуют в деятельности политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели, и не оказывают им финансовой и иной поддержки. В местах богослужений не допускаются использование государственной символики, проведение собраний, митингов, предвыборной агитации и других мероприятий политического характера, а также выступления, призывы, оскорбляющие представителей органов государственной власти, должностных лиц и отдельных граждан. Фактов нарушения законодательства религиозными организациями установлено не было.
При уполномоченном по делам религий и национальностей действует Экспертный совет, в состав которого входят ученые и специалисты в области религиоведения, права, психологии. Экспертным советом осуществляются экспертизы при создании религиозных организаций на соответствие их уставов, вероучений, соответствующих им культовых практик белорусскому законодательству, а также по запросам заинтересованных государственных органов в отношении материалов деятельности организаций и групп по выявлению их религиозного характера. "Нами проводится работа по предупреждению ввоза в Беларусь религиозной литературы экстремистского либо оскорбляющего религиозные чувства верующих содержания. Члены Экспертного совета, сотрудники Аппарата уполномоченного, отделов по делам религий и национальностей облисполкомов, Минского горисполкома принимают участие в работе по организации семинаров, учебы для специалистов идеологической сферы, курирующих вопросы этноконфессиональной сферы, работников системы образования, в ходе которых дается информация о зарегистрированных организациях, разъясняются государственные подходы к незарегистрированным религиозным организациям", - пояснил Леонид Гуляко.
Аппаратом уполномоченного по делам религий и национальностей совместно с Министерством юстиции ведется работа по предупреждению регистрации религиозных организаций под видом общественных объединений. Эта работа, подчеркнул уполномоченный, ведется системно и конкретно.
"Тесное межведомственное взаимодействие всей вертикали власти, сотрудничество с религиозными организациями по выявлению проблемных вопросов, своевременное разъяснение законодательства, правовое реагирование по выявляемым фактам правонарушений являются комплексным механизмом по предупреждению нарушений законодательства религиозными организациями", - резюмировал он.
Молодежь чрезвычайно увлекаема новизной, в том числе всевозможными нетрадиционными для белорусского общества религиозными направлениями, иногда называемыми "деструктивными", но, как отмечают в Аппарате уполномоченного, в Беларуси это крайне редкие явления. Статьей 31 Конституции Республики Беларусь гарантировано право каждого самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом.
Вместе с тем к организациям, в том числе и религиозным, установлены отдельные требования, связанные с обеспечением защиты прав каждого отдельного гражданина. К примеру, статья 16 Конституции Республики Беларусь запрещает деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности. "Очевидно, что данные нормы исходят из принципа приоритета права гражданина, а не организации", - отметил Леонид Гуляко.
Законом "О свободе совести и религиозных организациях" установлено требование, единое для всех конфессий и религиозных направлений, о том, что религиозные организации подлежат обязательной государственной регистрации. Именно с момента регистрации религиозная организация приобретает статус юридического лица и пользуется правами, и выполняет обязанности в соответствии с законодательством Республики Беларусь и своими уставами.
Деятельность религиозных групп и организаций без государственной регистрации незаконна, она является серьезным нарушением белорусского законодательства.
"При этом законодательством о свободе совести и религиозных организациях не предусмотрены понятия "деструктивных" религиозных течений. Для государства есть одно требование - соблюдение законодательства нашей страны. Если же религиозная организация нарушает эти требования либо ее деятельность, представляет угрозу психическому или физическому здоровью граждан, препятствует исполнению ими государственных, общественных, семейных обязанностей, или способствует разжиганию межрелигиозной розни, то эта деятельность противоречит законодательству и должна быть пресечена", - сказал Леонид Гуляко.
По его мнению, крайне важно, чтобы и сами граждане, особенно молодежь, проявляли осторожность, ведь не секрет, что различные псевдорелигиозные структуры используют затруднительное положение людей, их проблемы для создания психологической привязанности к своему культу. "Поэтому я попрошу при столкновении с новыми движениями, которые акцентируют свою работу по развитию "духовности", уяснить, все ли ясно в структуре, истории создания организации, понятен ли механизм ее управления, нет ли там "посвященного круга", который хранится в тайне. Если на прямо заданный вопрос вам не дают четкого и ясного ответа, это повод насторожиться. Неплохо в таких ситуациях проконсультироваться у специалистов или хотя бы попытаться найти альтернативную информацию", - посоветовал уполномоченный.
В белорусском обществе сохраняются традиции веротерпимости и взаимного уважения между верующими разных конфессий. За последнее десятилетие в Беларуси не наблюдалось каких-либо межконфессиональных конфликтов. В создании и сохранении атмосферы спокойствия большую роль играют как присущие белорусскому народу черты, так и эффективная государственная политика в конфессиональной сфере, а также конструктивная позиция, которую занимают религиозные организации и их руководители.
Екатерина БУРАКЕВИЧ
"В современной Беларуси отсутствует почва для появления и развития межконфессиональных конфликтов. Управляемости этноконфессиональной сферой способствует четкая политика главы государства Александра Лукашенко, работа республиканских органов государственного управления, а также местных исполнительных и распорядительных властей. Но было бы ошибкой думать, что речь идет о стремлении как-то подчинить государству процессы, происходящие в данной области. Задача причастных к ней структур, в том числе и Аппарата уполномоченного, - соблюдение законодательства страны во взаимоотношениях органов власти с церковными, религиозными организациями", - отметил уполномоченный по делам религий и национальностей Леонид Гуляко.
Во взаимоотношениях с религиозными организациями государство руководствуется законодательно закрепленным принципом равенства религий перед законом и учитывает их влияние на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. По мнению уполномоченного по делам религий и национальностей, конфессии, которые по объективным причинам не могли оказать заметного влияния на развитие белорусского государства, его культуры и духовных традиций, имеют все возможности для активной деятельности, а если эта деятельность будет полезной и эффективной, люди это непременно оценят и отметят.
Согласно закону "О свободе совести и религиозных организациях" государство может строить свои взаимоотношения с религиозными объединениями путем заключения с ними соглашений в соответствии с гражданским законодательством. Белорусская православная церковь, являясь исторически традиционной и наиболее многочисленной конфессией в стране, играет определяющую роль в духовной жизни белорусского народа, принимает активное участие в решении социально значимых проблем. С учетом этого в июне 2003 года было подписано соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской православной церковью. Позднее в соответствии с данным соглашением заинтересованными органами государственного управления и Белорусским Экзархатом были разработаны и подписаны 14 программ сотрудничества - с министерствами и госкомитетами, со всеми облисполкомами и Минским горисполкомом. Взаимодействие органов государственной власти и религиозных организаций, к примеру, в Минской области строится в соответствии с соглашением о сотрудничестве между Минским областным исполнительным комитетом и Минской епархией Белорусской православной церкви, а также Соглашениями о сотрудничестве между районными и городскими исполнительными комитетами Минской области и благочиниями Минской епархии Белорусской православной церкви. В апреле 2012 года такие соглашения были подписаны между 23 районными и горисполкомами Минской области и благочиниями Минской епархии Белорусской православной церкви.
Опыт реализации совместных программ государства и Белорусской православной церкви будет учитываться при рассмотрении вопроса о проработке аналогичных соглашений в дальнейшем.
Уполномоченный подчеркнул, что вопросам конфессиональных отношений как составляющему вектору общественно-политической жизни страны глава государства уделяет самое пристальное внимание. Почти ежегодно происходят встречи Александра Лукашенко с Синодом Белорусской православной церкви, с Митрополитом Минско-Могилевской архиепархии Римско-католической церкви Тадеушем Кондрусевичем, другими католическими епископами. "Такие встречи, несомненно, являются значимыми событиями в конфессиональной сфере. Представители религиозных организаций, верующие, прихожане церквей и костелов ощущают поддержку и помощь со стороны главы государства в деле возрождения святынь Беларуси, сохранения традиционных духовных ценностей, приумножения духовного наследия белорусского народа", - считает Леонид Гуляко.
По его словам, активно развивается и православно-католический диалог. В частности, архиепископ Тадеуш Кондрусевич предложил провести в Минске в 2014 году международный православно-католический форум. По мнению Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси Филарета, данные форумы постепенно становятся эффективным инструментом обмена мнениями, поиска общих позиций и в богословской, и в культурной сферах для христиан Востока и Запада современной Европы.
"Совместные встречи православных и католических епископов, приобретающие формат систематических мероприятий, могут также внести серьезный вклад в процесс поддержания религиозного мира и сотрудничества в европейском регионе. Белорусская православная церковь готова выступить принимающей стороной", - уверен уполномоченный по делам религий и национальностей.
В настоящее время продолжается разработка проекта соглашения между Республикой Беларусь и Ватиканом. Основным его разработчиком является Министерство иностранных дел Беларуси, участие в работе над текстом документа принимает и Аппарат уполномоченного по делам религий и национальностей. Необходимо учитывать, что Ватикан - это самостоятельное и независимое государство, договорные отношения с ним будут определяться с соблюдением всех требований, предусмотренных для международных договоров.
Совершенствованию организации взаимодействия органов власти с церковными, религиозными организациями способствовало создание в 2008 году при уполномоченном Консультативного межконфессионального совета, в состав которого вошли руководители всех 25 религиозных объединений республиканского уровня. Совет призван повысить оперативность и эффективность решения возникающих задач. С этой целью ежеквартально опрашиваются члены совета по поводу волнующих их вопросов, после чего этот перечень направляется в соответствующие министерства и ведомства для получения комментариев. При необходимости в Аппарат уполномоченного приглашают представителей органов госуправления на уровне заместителей министра, начальников управлений, чтобы они при личной встрече с руководителями конфессий могли изложить свои позиции и разъяснить те или иные нюансы.
Например, в апреле 2012 года была организована такая встреча с представителями министерств здравоохранения, труда и социальной защиты, МВД. Были рассмотрены вопросы, касающиеся аспектов трудового законодательства в религиозной сфере, работы, проводимой МВД совместно с религиозными организациями по духовно-трудовому воспитанию осужденных. В октябре прошло выездное заседание Консультативного совета совместно с Государственным пограничным комитетом на базе Лидского пограничного отряда. Состоялся обстоятельный разговор не только о проводимой работе по реализации соглашения, но и определены направления сотрудничества комитета и Экзархата БПЦ на перспективу. Аналогичным образом, отметил собеседник, осуществляется взаимодействие по линии других ведомств.
Еще несколько лет назад в Беларуси существовали некоторые проблемы с самовольным строительством культовых зданий и установкой памятников некоторыми религиозными структурами, регистрацией религиозных организаций под видом общественных, участием священнослужителей в политической деятельности. Правда, следует отметить, что это были единичные случаи. В настоящее время благодаря систематическому разъяснению религиозным организациям органами государственной власти законодательства республики, значительной работе, проводимой в этом направлении со стороны Консультативного межконфессионального совета при уполномоченном, и проверкам уставной деятельности религиозных организаций эти проблемные вопросы встречаются значительно реже, чем это было еще пять лет назад. Так, в преддверии проведения выборов депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь 5-го созыва среди религиозных организаций проводилась разъяснительная работа о соблюдении статьи 8 закона "О свободе совести и религиозных организациях", в соответствии с которой религиозные организации не участвуют в деятельности политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели, и не оказывают им финансовой и иной поддержки. В местах богослужений не допускаются использование государственной символики, проведение собраний, митингов, предвыборной агитации и других мероприятий политического характера, а также выступления, призывы, оскорбляющие представителей органов государственной власти, должностных лиц и отдельных граждан. Фактов нарушения законодательства религиозными организациями установлено не было.
При уполномоченном по делам религий и национальностей действует Экспертный совет, в состав которого входят ученые и специалисты в области религиоведения, права, психологии. Экспертным советом осуществляются экспертизы при создании религиозных организаций на соответствие их уставов, вероучений, соответствующих им культовых практик белорусскому законодательству, а также по запросам заинтересованных государственных органов в отношении материалов деятельности организаций и групп по выявлению их религиозного характера. "Нами проводится работа по предупреждению ввоза в Беларусь религиозной литературы экстремистского либо оскорбляющего религиозные чувства верующих содержания. Члены Экспертного совета, сотрудники Аппарата уполномоченного, отделов по делам религий и национальностей облисполкомов, Минского горисполкома принимают участие в работе по организации семинаров, учебы для специалистов идеологической сферы, курирующих вопросы этноконфессиональной сферы, работников системы образования, в ходе которых дается информация о зарегистрированных организациях, разъясняются государственные подходы к незарегистрированным религиозным организациям", - пояснил Леонид Гуляко.
Аппаратом уполномоченного по делам религий и национальностей совместно с Министерством юстиции ведется работа по предупреждению регистрации религиозных организаций под видом общественных объединений. Эта работа, подчеркнул уполномоченный, ведется системно и конкретно.
"Тесное межведомственное взаимодействие всей вертикали власти, сотрудничество с религиозными организациями по выявлению проблемных вопросов, своевременное разъяснение законодательства, правовое реагирование по выявляемым фактам правонарушений являются комплексным механизмом по предупреждению нарушений законодательства религиозными организациями", - резюмировал он.
Молодежь чрезвычайно увлекаема новизной, в том числе всевозможными нетрадиционными для белорусского общества религиозными направлениями, иногда называемыми "деструктивными", но, как отмечают в Аппарате уполномоченного, в Беларуси это крайне редкие явления. Статьей 31 Конституции Республики Беларусь гарантировано право каждого самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом.
Вместе с тем к организациям, в том числе и религиозным, установлены отдельные требования, связанные с обеспечением защиты прав каждого отдельного гражданина. К примеру, статья 16 Конституции Республики Беларусь запрещает деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности. "Очевидно, что данные нормы исходят из принципа приоритета права гражданина, а не организации", - отметил Леонид Гуляко.
Законом "О свободе совести и религиозных организациях" установлено требование, единое для всех конфессий и религиозных направлений, о том, что религиозные организации подлежат обязательной государственной регистрации. Именно с момента регистрации религиозная организация приобретает статус юридического лица и пользуется правами, и выполняет обязанности в соответствии с законодательством Республики Беларусь и своими уставами.
Деятельность религиозных групп и организаций без государственной регистрации незаконна, она является серьезным нарушением белорусского законодательства.
"При этом законодательством о свободе совести и религиозных организациях не предусмотрены понятия "деструктивных" религиозных течений. Для государства есть одно требование - соблюдение законодательства нашей страны. Если же религиозная организация нарушает эти требования либо ее деятельность, представляет угрозу психическому или физическому здоровью граждан, препятствует исполнению ими государственных, общественных, семейных обязанностей, или способствует разжиганию межрелигиозной розни, то эта деятельность противоречит законодательству и должна быть пресечена", - сказал Леонид Гуляко.
По его мнению, крайне важно, чтобы и сами граждане, особенно молодежь, проявляли осторожность, ведь не секрет, что различные псевдорелигиозные структуры используют затруднительное положение людей, их проблемы для создания психологической привязанности к своему культу. "Поэтому я попрошу при столкновении с новыми движениями, которые акцентируют свою работу по развитию "духовности", уяснить, все ли ясно в структуре, истории создания организации, понятен ли механизм ее управления, нет ли там "посвященного круга", который хранится в тайне. Если на прямо заданный вопрос вам не дают четкого и ясного ответа, это повод насторожиться. Неплохо в таких ситуациях проконсультироваться у специалистов или хотя бы попытаться найти альтернативную информацию", - посоветовал уполномоченный.
В белорусском обществе сохраняются традиции веротерпимости и взаимного уважения между верующими разных конфессий. За последнее десятилетие в Беларуси не наблюдалось каких-либо межконфессиональных конфликтов. В создании и сохранении атмосферы спокойствия большую роль играют как присущие белорусскому народу черты, так и эффективная государственная политика в конфессиональной сфере, а также конструктивная позиция, которую занимают религиозные организации и их руководители.
Екатерина БУРАКЕВИЧ