Проверить, чтобы упредить
В Беларуси в 2011 году по сравнению с предыдущим на 35,3% снизилось количество проверок, проведенных контролирующими и надзорными органами, - 148,3 тыс. плановых и внеплановых. Основную долю проверок занимают налоговые - 25%. При этом на плановые пришлось 55%, внеплановые - 44,8%. На втором месте по количеству - проверки органов санитарного надзора Министерства здравоохранения - 16,2% общего количества (плановых 62,8%). На долю проверок МЧС приходится 15,4% (плановых 66,3%), органов Госстандарта - 12,6% (плановых 18,8%). Удельный вес проверочных мероприятий остальных контролирующих и надзорных органов в общем объеме значительно ниже. Так, плановые и внеплановые проверки Комитета государственного контроля Беларуси занимают в общем объеме только 2,6%. Но КГК здесь выступает координирующим органом. Кроме того, на комитет возложен контроль за исполнением указа от 16 октября 2009 года №510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь". Об итогах работы в этом направлении в прошлом году корреспонденту БЕЛТА рассказала начальник отдела координации деятельности контролирующих (надзорных) органов Комитета государственного контроля Беларуси Данута Рыжикова.
Указом №510 установлен единый для всех контролирующих и надзорных органов порядок планирования и проведения проверок. На каждое полугодие составляются координационные планы контрольной (надзорной) деятельности, в соответствии с которыми и проводятся проверки субъектов хозяйствования. На первое полугодие 2012 года запланировано проверить 30,3 тыс. субъектов хозяйствования. Но уже сейчас можно сказать, что их будет меньше, уже идут корректировки в сторону снижения, отметила Данута Рыжикова. Одной из наиболее распространенных причин исключения проверки из плана является начало процедуры ликвидации субъекта.
"В соответствии с законодательством регистрирующие органы не имеют права принимать решение о ликвидации субъекта, в отношении которого запланирована проверка, до ее окончания - сказала представитель КГК. - Но у нас нет такой цели - проверить всех и вся. Если субъект подает документы на ликвидацию предприятия и не будет осуществлять дальше запланированную к проверке деятельность, контролирующие и надзорные органы зачастую отменяют у него плановую проверку, так как ее цель - не выявить что-то и наказать, а упредить и помочь предприятию в дальнейшем правильно организовать работу".
Есть и другие случаи, когда контролеры оказывают доверие субъекту хозяйствования и не назначают ему плановую проверку. В работе контролирующих и надзорных органов факт отнесения субъекта к группе риска на основании осуществления им определенного вида деятельности без наличия информации о допущенных нарушениях, является скорее исключением при планировании проверки, чем нормой. Кроме того, Директивой Президента №4 установлены ограничения для назначения плановых проверок субъектов предпринимательской деятельности, добросовестно исполняющих обязательства перед бюджетом и не имеющих фактов нарушений законодательства.
Что касается установленных в координационных планах сроков проведения проверок, то законодательством допускается их изменение, в том числе по просьбе проверяемого субъекта при наличии соответствующих оснований. И такие просьбы удовлетворяются. Есть случаи, когда к уже запланированным проверкам подключаются соисполнители - другие органы. Это происходит, как правило, если выявляется какое-то нарушение, являющееся основанием для отнесения субъекта к определенной группе риска и установленная указом №510 периодичность проведения проверок позволяет конкретному контролирующему (надзорному) органу эту проверку назначить.
"Таким образом, координационные планы проверок - это не что-то застывшее, это живой, прозрачный документ. Но меняться он может только в соответствии с законодательством по трем направлениям: исключение проверок, изменение сроков их проведения и подключение соисполнителей к уже назначенным проверкам. В то же время внесение каких-то новых проверок в координационный план не допускается, дополнять список субъектов мы не можем", - подчеркнула Данута Рыжикова. Проверок может стать только меньше, но никак не больше.
В прошлом году во время плановых проверок примерно у 14% предприятий и организаций нарушения не были выявлены. Как правило, это были проверки надзорных органов, которые обязательно должны следить за работой опасных объектов с установленной периодичностью. Если эксплуатация такого объекта проводится в соответствии с требованиями, надзорные органы составляют не акт, а справку. И при условии, что нарушения не выявлены, в дальнейшем плановая проверка субъекта высокой группы риска пройдет через два года, а при средней группе риска - через пять лет. Много справок оформляется и по результатам контрольных проверок, когда субъект отчитывается, что он все нарушения устранил, но у контролирующего или надзорного органа все же есть вопросы.
Указ №510 при проведении контрольной (надзорной) деятельности предусматривает использование чек-листа. Он представляет собой список контрольных вопросов, которые юрлицо соблюдает и выполняет в своей деятельности и на которые будут ориентироваться проверяющие. Такие чек-листы широко используются в других странах. Чек-лист заполняет сам субъект хозяйствования. Тем самым он уже фактически себя проверяет, знает, что в его деятельности соответствует требованиям, а что нет и нужно исправить, устранить недостатки еще до прихода контролеров. Предприятие, приняв соответствующие меры, может уменьшить риск и перейти в другую категорию по степени риска. Например, есть такой список вопросов для парикмахерских по вопросам соблюдения санитарно-эпидемиологических норм и правил, для торговых организаций по обеспечению пожарной безопасности.
В проекте по внесению дополнений и изменений в указ №510 закладываются исходные требования по широкому внедрению чек-листов, как правило, во всех сферах надзора. Особенно это касается объектов при соблюдении ими требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, проматомнадзора, госстандартов.
Субъекты хозяйствования оценили введенную указом №510 открытость процедур планирования и проведения проверок, отметила Данута Рыжикова. Расширение функций самоконтроля также дает хороший результат и может работать как профилактическая и предупредительная мера.
КГК как орган, осуществляющий контроль за требованиями указа №510, стоит на защите законных прав проверяемых субъектов. Поэтому комитет требует соблюдения этих требований самими проверяющими. Проводится мониторинг практики назначения и проведения ими проверок, изучается обоснованность их назначения. "У нас есть широкая картина работы по республике, как контролирующие и надзорные органы выполняют требования законодательства при назначении проверок, - отметила Данута Рыжикова. - В 2011 году мы провели 33 проверки надзорных и контролирующих органов".
Проведены две комплексные проверки соблюдения требований указа №510 по системе органов МЧС и Минприроды. Проверка по системе МЧС и вопросы организации и осуществления контрольной и надзорной деятельности в республике были рассмотрены на совместном заседании коллегий Комитета госконтроля и Генеральной прокуратуры. По ее результатам Совмин принял ряд мероприятий по упорядочению контрольной и надзорной деятельности.
Всего за прошлый год за нарушения порядка назначения и проведения проверок по материалам Комитета госконтроля в Беларуси привлечены к дисциплинарной ответственности 259 должностных лиц контролирующих и надзорных органов. Понесли наказание и те органы, где проверки признаны незаконными. "Мы очень жестко относимся к выявленным фактам нарушений, потому что считаем: те люди, которые проверяют других, не имеют права сами нарушать, здесь у нас позиция принципиальная", - подчеркнула представитель комитета.