Процедуры отвода земельных участков под строительство в Беларуси нужно оптимизировать, они должны быть понятны и необременительны для инвесторов. Об этом шла речь на очередном заседании рабочей группы по проблемным вопросам строительной отрасли, которую возглавляет глава Администрации Президента Беларуси Андрей Кобяков. Обсуждались проблемы и недостатки при предоставлении земельных участков для строительства, процедуры и сроки их получения, а также насколько быстро инвестор может приступить к освоению участков и как он их использует. Подробно рассмотрена ситуация по выделению земельных участков для строительства в Минске. Шел разговор и о принципах предоставления земельных участков с обременением, в том числе с объектами под снос. Приняты предложения по совершенствованию законодательства в этой сфере.
Как отметил Андрей Кобяков, выделение земельных участков - один из ключевых вопросов строительства. Сфера отвода участков - одна из наиболее сложных в общем процессе строительства и подвержена чрезмерным коррупционным рискам. "Необходимо искать причины данных проблем и наводить здесь порядок", - сказал глава Администрации Президента.
В республике указом №667 от 27 декабря 2007 года установлен пошаговый механизм действий при изъятии и предоставлении земельных участков. На первом этапе этот механизм предусматривает предварительное согласование места размещения земельного участка, когда собираются исходные данные и оформляется акт выбора участка. На втором этапе разрабатывается проект строительства объекта на участке. Третий шаг - установка границ участка на местности, государственная регистрация его создания и возникновение права на участок. По мнению заместителя председателя Госкомимущества Вячеслава Абрамова, законодательством исключены основания для злоупотребления в этой сфере. В частности, предусмотрена необходимость создания конкурсной системы выбора наиболее выгодных предложений заказчиков при строительстве жилых домов.
Заместитель председателя Минского горисполкома Андрей Галь отметил, что в Минске разработан инвестиционный атлас, где представлены все земельные участки, конкретные площадки, а также указано, что в какой зоне предпочтительно разместить. Если заказчик готов взяться за определенный проект, например, паркинг, он подает заявку в исполком. "Если он просто хочет что-то построить где-нибудь в городе, мы его в первую очередь адресуем к атласу с объектами, в которых заинтересован город, - спортивными, социальными и другими", - сказал Андрей Галь. Если же в атласе нет площадки, которую хочет инвестор, то на нее оформляется градостроительный паспорт.
На заседании рабочей группы детально обсуждались вопросы одного их этапов строительства - получения акта выбора участка - документа, который дает право заказчику начать проектирование объекта на земельном участке. Это и есть первый шаг заказчика к выполнению проекта. На получение акта выбора отводится по законодательству 45 дней - срок от момента подачи заявки инвестора до утверждения акта выбора. Документ подписывает председатель горисполкома.
Но не все инвесторы получают акт в установленные сроки, процедура зачастую затягивается, особенно в Минске. Согласование акта между сторонами (МЧС, Минприроды и др.) идет сложно. Возникают проблемы, когда участок обременен, на нем есть объекты, подлежащие сносу. Кроме того, акт выбора дается на два года, а если за это время строительство не началось, надо продлевать действие документа по решению исполкома. Есть в этом процессе затягивания сроков объективные причины, а есть и субъективные. На это и указывали участники рабочей группы.
Нередко для получения земельных участков на бесплатной основе предприятия идут на хитрости, граничащие с мошенничеством, представляют фиктивные документы на выделение участков якобы под инвестпроекты. В практике исполкомов не изжиты и факты принятия решений задним числом. Происходит лоббирование со стороны должностных лиц органов власти интересов коммерческих структур при выделении участков под застройку без обременений. Зачастую бесплатное выделение земли влечет не снижение стоимости квадратного метра жилья, а увеличение прибыли застройщика.
Как отметил председатель КГБ Валерий Вакульчик, "надо продумать, как сделать так, чтобы было лучше и проще работать и чтобы этот пресловутый субъективный фактор, который порождает коррупцию, злоупотребления, был сведен к минимуму". По его мнению, действующая схема - узкое место в этом процессе. "В результате Беларусь теряет инвесторов, желающих прийти с проектами в нашу страну, мы не может извлечь максимальную пользу от земельных участков в выгодных местах, - отметил он. - Хорошо, что есть инвестиционный атлас в Минске, но нам важно, чтобы об этом знали инвесторы, чтобы были созданы условия для максимального количества желающих построить объекты в Беларуси".
Валерий Вакульчик предложил не держаться за старые нормативные акты, которые, возможно, уже устарели и несовершенны. Установленные процедуры можно также оптимизировать. "Очень важно разобраться в этом, мы должны ответить, можно ли убрать часть процедур, которые здесь прописаны, и упростить их, сократить по времени", - отметил председатель КГБ.
Председатель Комитета государственного контроля Александр Якобсон согласился с этим предложением. "Надо проанализировать весь этот пул документов и все лишнее, устаревшее убрать", - сказал он.
Глава представительства российского ООО "Астра Инвест" в Беларуси Светлана Щетко также обратила внимание на затягивание сроков выдачи акта выбора, долгое согласование различными сторонами. "Если все устраивает и выделяется участок, то не надо затягивать выдачу акта, пусть инвестор параллельно начинает проектировать. Кто от этого потеряет? Наоборот, побежим быстрее", - считает она.
Много проблем встречает на своем пути заказчик и после того, как получает акт выбора земельного участка. Ему еще предстоит походить по инстанциям для получения экспертизы, проведения проектно-изыскательских работ, нужны и другие многочисленные действия. По мнению Александра Якобсона, заказчик не должен ходить по инстанциям и согласовывать документы. "Он должен один раз обратиться в Мингорисполком и получить готовый продукт", - считает председатель КГК. Хотя, если заказчик готов сам этим заниматься, это его выбор, добавил он.
Резюмируя сказанное, глава Администрации Президента отметил, что действительно по проектированию в строительстве действует много нормативных актов, имеется колоссальный объем их вариантности. "Нельзя все это запутать, - сказал Андрей Кобяков. - Сделайте понятным этот процесс для инвестора. Объем процедур для получения акта выбора участка должен быть четко определен. Не должен заказчик заниматься всеми процедурами, если хочет построить нужный нашей стране объект, не надо ему вникать в тонкости этой системы. Мы все пользуемся мобильными телефонами, но не вникаем в их элементную базу. Так и инвестор не должен этим заниматься. Он имеет деньги, хочет построить у нас объект, так зачем же ему вникать в элементы этой системы?" В этой связи он призвал, не детализируя процесс, сделать его максимально комфортным для заказчика, чтобы все процедуры выполнялись по возможности оперативно. При этом не должно быть ухудшения работы.
Участники заседания рабочей группы озвучили предложения по решению поднятых проблем. Предложено расширить информацию о земельных участках, предлагаемых для инвестпроектов, а также для реализации на аукционах. Процедуры, связанные с получением технических условий (заданий) на объект строительства, должны быть максимально удобны для инвестора. Будут ужесточены требования к разработке архитектурно-планировочных заданий.
Также предлагается усовершенствовать процедуру проведения общественных обсуждений при планировании строительства объекта. Должны быть критерии оценки результатов таких обсуждений, чтобы потом местные органы власти могли принимать решения - строить или нет.
В целом же отмечено, что действующего законодательства по охране использования земель в части регламентации изъятия и предоставления земельных участков достаточно для проведения государственной политики в области землепользования. Наряду с этим даны поручения разработать изменения в постановление Совета Министров от 20 февраля 2007 года №223 "О некоторых мерах по совершенствованию архитектурной и строительной деятельности" в части определения обязательных процедур для инвестора (заказчика) объекта строительства. То есть для них должен быть подготовлен исчерпывающий перечень процедур при подготовке и выдаче разрешительной документации на строительство объектов.
Важным является и организация обучения, подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов государственных инжиниринговых организаций, служб заказчика, в том числе осуществляющих технический надзор за строительством объекта.
Как отметил Андрей Кобяков, выделение земельных участков - один из ключевых вопросов строительства. Сфера отвода участков - одна из наиболее сложных в общем процессе строительства и подвержена чрезмерным коррупционным рискам. "Необходимо искать причины данных проблем и наводить здесь порядок", - сказал глава Администрации Президента.
В республике указом №667 от 27 декабря 2007 года установлен пошаговый механизм действий при изъятии и предоставлении земельных участков. На первом этапе этот механизм предусматривает предварительное согласование места размещения земельного участка, когда собираются исходные данные и оформляется акт выбора участка. На втором этапе разрабатывается проект строительства объекта на участке. Третий шаг - установка границ участка на местности, государственная регистрация его создания и возникновение права на участок. По мнению заместителя председателя Госкомимущества Вячеслава Абрамова, законодательством исключены основания для злоупотребления в этой сфере. В частности, предусмотрена необходимость создания конкурсной системы выбора наиболее выгодных предложений заказчиков при строительстве жилых домов.
Заместитель председателя Минского горисполкома Андрей Галь отметил, что в Минске разработан инвестиционный атлас, где представлены все земельные участки, конкретные площадки, а также указано, что в какой зоне предпочтительно разместить. Если заказчик готов взяться за определенный проект, например, паркинг, он подает заявку в исполком. "Если он просто хочет что-то построить где-нибудь в городе, мы его в первую очередь адресуем к атласу с объектами, в которых заинтересован город, - спортивными, социальными и другими", - сказал Андрей Галь. Если же в атласе нет площадки, которую хочет инвестор, то на нее оформляется градостроительный паспорт.
На заседании рабочей группы детально обсуждались вопросы одного их этапов строительства - получения акта выбора участка - документа, который дает право заказчику начать проектирование объекта на земельном участке. Это и есть первый шаг заказчика к выполнению проекта. На получение акта выбора отводится по законодательству 45 дней - срок от момента подачи заявки инвестора до утверждения акта выбора. Документ подписывает председатель горисполкома.
Но не все инвесторы получают акт в установленные сроки, процедура зачастую затягивается, особенно в Минске. Согласование акта между сторонами (МЧС, Минприроды и др.) идет сложно. Возникают проблемы, когда участок обременен, на нем есть объекты, подлежащие сносу. Кроме того, акт выбора дается на два года, а если за это время строительство не началось, надо продлевать действие документа по решению исполкома. Есть в этом процессе затягивания сроков объективные причины, а есть и субъективные. На это и указывали участники рабочей группы.
Нередко для получения земельных участков на бесплатной основе предприятия идут на хитрости, граничащие с мошенничеством, представляют фиктивные документы на выделение участков якобы под инвестпроекты. В практике исполкомов не изжиты и факты принятия решений задним числом. Происходит лоббирование со стороны должностных лиц органов власти интересов коммерческих структур при выделении участков под застройку без обременений. Зачастую бесплатное выделение земли влечет не снижение стоимости квадратного метра жилья, а увеличение прибыли застройщика.
Как отметил председатель КГБ Валерий Вакульчик, "надо продумать, как сделать так, чтобы было лучше и проще работать и чтобы этот пресловутый субъективный фактор, который порождает коррупцию, злоупотребления, был сведен к минимуму". По его мнению, действующая схема - узкое место в этом процессе. "В результате Беларусь теряет инвесторов, желающих прийти с проектами в нашу страну, мы не может извлечь максимальную пользу от земельных участков в выгодных местах, - отметил он. - Хорошо, что есть инвестиционный атлас в Минске, но нам важно, чтобы об этом знали инвесторы, чтобы были созданы условия для максимального количества желающих построить объекты в Беларуси".
Валерий Вакульчик предложил не держаться за старые нормативные акты, которые, возможно, уже устарели и несовершенны. Установленные процедуры можно также оптимизировать. "Очень важно разобраться в этом, мы должны ответить, можно ли убрать часть процедур, которые здесь прописаны, и упростить их, сократить по времени", - отметил председатель КГБ.
Председатель Комитета государственного контроля Александр Якобсон согласился с этим предложением. "Надо проанализировать весь этот пул документов и все лишнее, устаревшее убрать", - сказал он.
Глава представительства российского ООО "Астра Инвест" в Беларуси Светлана Щетко также обратила внимание на затягивание сроков выдачи акта выбора, долгое согласование различными сторонами. "Если все устраивает и выделяется участок, то не надо затягивать выдачу акта, пусть инвестор параллельно начинает проектировать. Кто от этого потеряет? Наоборот, побежим быстрее", - считает она.
Много проблем встречает на своем пути заказчик и после того, как получает акт выбора земельного участка. Ему еще предстоит походить по инстанциям для получения экспертизы, проведения проектно-изыскательских работ, нужны и другие многочисленные действия. По мнению Александра Якобсона, заказчик не должен ходить по инстанциям и согласовывать документы. "Он должен один раз обратиться в Мингорисполком и получить готовый продукт", - считает председатель КГК. Хотя, если заказчик готов сам этим заниматься, это его выбор, добавил он.
Резюмируя сказанное, глава Администрации Президента отметил, что действительно по проектированию в строительстве действует много нормативных актов, имеется колоссальный объем их вариантности. "Нельзя все это запутать, - сказал Андрей Кобяков. - Сделайте понятным этот процесс для инвестора. Объем процедур для получения акта выбора участка должен быть четко определен. Не должен заказчик заниматься всеми процедурами, если хочет построить нужный нашей стране объект, не надо ему вникать в тонкости этой системы. Мы все пользуемся мобильными телефонами, но не вникаем в их элементную базу. Так и инвестор не должен этим заниматься. Он имеет деньги, хочет построить у нас объект, так зачем же ему вникать в элементы этой системы?" В этой связи он призвал, не детализируя процесс, сделать его максимально комфортным для заказчика, чтобы все процедуры выполнялись по возможности оперативно. При этом не должно быть ухудшения работы.
Участники заседания рабочей группы озвучили предложения по решению поднятых проблем. Предложено расширить информацию о земельных участках, предлагаемых для инвестпроектов, а также для реализации на аукционах. Процедуры, связанные с получением технических условий (заданий) на объект строительства, должны быть максимально удобны для инвестора. Будут ужесточены требования к разработке архитектурно-планировочных заданий.
Также предлагается усовершенствовать процедуру проведения общественных обсуждений при планировании строительства объекта. Должны быть критерии оценки результатов таких обсуждений, чтобы потом местные органы власти могли принимать решения - строить или нет.
В целом же отмечено, что действующего законодательства по охране использования земель в части регламентации изъятия и предоставления земельных участков достаточно для проведения государственной политики в области землепользования. Наряду с этим даны поручения разработать изменения в постановление Совета Министров от 20 февраля 2007 года №223 "О некоторых мерах по совершенствованию архитектурной и строительной деятельности" в части определения обязательных процедур для инвестора (заказчика) объекта строительства. То есть для них должен быть подготовлен исчерпывающий перечень процедур при подготовке и выдаче разрешительной документации на строительство объектов.
Важным является и организация обучения, подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов государственных инжиниринговых организаций, служб заказчика, в том числе осуществляющих технический надзор за строительством объекта.