Среди последних активно обсуждаемых в мире новостей - введение ограничений политического характера в отношении Российской Федерации со стороны США и Евросоюза в связи с событиями в Украине. По последней информации, список российских граждан, в отношении которых вводятся ограничительные меры, расширен. Стоит отметить, что пока на практике по отношению к России применяются лишь санкции политического характера, хотя речь ведется и об экономических. Но практически шепотом.
Вполне закономерно, что за санкциями США своевременно последовал "зеркальный ответ" российской стороны - появился список официальных лиц и членов Конгресса США, которым запрещен въезд на территорию РФ. Более того, российский МИД устами своего замглавы Григория Карасина заверил, что "на каждый враждебный выпад США Москва будет отвечать адекватно". "В дипломатической и политической практике существует такое понятие, как - по-английски это звучит reciprocity, а по-русски это зеркальность ответа. Он должен быть адекватным, и я не скрою, что мы сейчас думаем над этим", - заявил он на заседании комитета Совета Федерации по международным делам.
Поэтому можно с большой долей вероятности предполагать: чем жестче будут вести себя по отношению к России США и Евросоюз, тем принципиальнее будет российский ответ. Но до того как перейти непосредственно к санкциям на практике и их влиянии на мировую экономику, обратимся к теории об эффективности таких "опальных" ограничений.
В современных международных отношениях механизм санкций применяется с завидной регулярностью, но их действенность вызывает большие сомнения - в большинстве случаев они просто не работают. И это в полной мере подтверждают последние события на международной арене: действительно, экономические санкции, введенные США в отношении Ирана, не заставили эту страну отказаться от разработки ядерной программы, а Северную Корею - от испытаний ракет с ядерными боеголовками. Согласие руководства Сирии и, в частности, Башара Асада на вывоз из страны химического оружия, как ни странно, также был получен не под гнетом санкций, а совершенно другим путем.
Однако некоторые влиятельные игроки большой политики все еще не оставляют попыток заставить оппонентов (или партнеров) плясать под свою дудку. И мало кто обращает внимание на то, что: 1. без одобрения ООН не все санкции являются эффективными и выражают мнение всего мирового сообщества, в противном случае их можно считать хорошей самодеятельностью; 2. санкции легко обойти стороной - было бы желание.
В частности, российский политолог, директор Центра политической конъюнктуры Сергей Михеев в разговоре с корреспондентом БЕЛТА заметил: "Вообще-то в международном праве предусмотрены санкции, которые одобряются ООН, - в этом случае их можно было бы считать правомерными и введенными от имени всего мирового сообщества. По сути Запад применяет санкции на правах "сильного", тем самым разрушая международное право, о котором он якобы так печется, и логическую систему, подменяя международное право своим собственным мнением".
Впрочем, если говорить об действенности опубликованных США списков, пока российской элите от них ни тепло ни холодно. "Насчет американцев все понятно: они обычно ищут брешь в правящем классе, - продолжил Сергей Михеев. - Аналогичным образом США действовали во всех странах, где проводились "цветные" революции. Они просто пытаются найти болевые точки в правящем классе для того, чтобы расколоть его и создать некий лагерь потенциальных сторонников. А потом через этот лагерь влиять на всю политику или поддерживать оппозицию. Этот же подход США сейчас пытаются использовать и в отношении России. Но насколько я понимаю, никакого эффекта от этого нет".
И правда: о выигрышности ограничений сейчас задумались многие, в том числе и в Евросоюзе. Скорее всего, именно США как большие любители "вляпаться" в какие-нибудь международные дела толкают ЕС на санкционные шаги в отношении России и даже пытаются своими заявлениями вывести ЕС на новый уровень санкций экономического характера. При этом уже сейчас и европейцы, и американцы признают, что такие меры больно ударят по мировой экономике. "Обама пытается подставить Европу, втянуть ее в свой проект и таким образом решить собственные вопросы, потому что у американцев, на самом деле, нет серьезных рычагов давления на Россию. Но пока в полной мере это не удается", - сказал Сергей Михеев, и скорее всего в данном случае его устами глаголет истина. Тем более что ответный бумеранг уже запущен Россией в сторону США. Так, внешнеполитическое ведомство РФ опубликовало заявление, в котором черным по белому написано: использование санкционных инструментов - вещь обоюдоострая. "Разговаривать с нашей страной таким языком, как могли не раз убедиться в Вашингтоне, неуместно и контрпродуктивно", - говорится в заявлении.
Еще один момент в пользу "беззубости" политических санкций, который нельзя упускать из виду, - возможность обойти "лесом" действующие ограничения. Как говорится, было бы желание, а уж возможности изыскать всегда можно. Так, директор информационно-просветительского учреждения "Актуальная концепция", политолог Александр Шпаковский отметил, что при наличии приглашения со стороны соответствующей международной организации (например, ООН или Интерпола) для участия в мероприятиях, проводимых этим субъектом, "опальные" российские чиновники и бизнесмены вполне могут въехать на территорию той страны, где по идее их быть не должно. Аналогичные действия могут предпринять и владельцы американских паспортов, "запрещенные" в России. "Соответственно и чиновники ЕС, и США, и представители финансово-политической элиты Российской Федерации будут посещать те мероприятия, где им необходимо присутствовать исходя из собственных интересов или по долгу службы", - убежден он.
Стоит обратить внимание на следующий факт: США и ЕС так и не внесли в ограничительные списки президента России Владимира Путина, что вполне логично. Можно вводить санкции в отношении действующего президента Украины Виктора Януковича, который на сегодняшний день не обладает реальными рычагами власти в Украине и реальным влиянием на международную политику, и это вряд ли будет иметь какие-то серьезные последствия для кого бы то ни было. В то же время ограничивать контакты с российским руководством - достаточно серьезный шаг, который может в целом изменить систему международных связей. "По этому вопросу нет согласия даже у Германии и Франции. Если Франция занимает более жесткую позицию, то Ангелу Меркель постоянно критикуют на предмет чрезмерной мягкости и того, что она по многим вопросам поддерживает Кремль", - сказал Александр Шпаковский. Вероятно, на это у немецкого канцлера есть свои причины, и в данном случае "собака зарыта" в экономической плоскости.
Также в данном контексте можно упомянуть отношения по линии Россия - НАТО. Например, на данный момент НАТО заявило о прекращении сотрудничества с РФ, хотя в то же время на территории России продолжает действовать логистический центр НАТО, который в определенных условиях может разворачиваться до масштабов полноценной базы снабжения. Кроме того, Российская Федерация является активным участником проекта "Северная распределительная сеть", в рамках которого осуществляется снабжение контингента американских войск в Афганистане. В 2014 году США и другие страны, участвующие в операции в Афганистане под эгидой НАТО (ISAF - Международные силы содействия безопасности), планируют вывести большую часть войск из этой страны, и охрану государственных границ в этом регионе в большей степени, чем раньше, принимает на себя ОДКБ. Кроме того, не стоит обходить вниманием контракт по поставке французских вертолетоносцев системы Mistral в Россию. Так, недавно глава французского МИД заявил о приостановке этого контракта, а в ответ Россия обязала Францию вернуть уже заплаченные $1,2 млрд. Кто в этой ситуации понесет больший ущерб - непонятно.
"Так что есть очень высокая кооперация на разных направлениях - в экономике, в вопросах международных отношений и региональной безопасности в отдельных точках планеты (например, Сирии). Все это не позволяет сейчас говорить об одномоментном разрыве связей между Россией и государствами Запада. Скорее всего, мы имеем дело с игрой на повышение ставок, где каждая сторона демонстрирует твердость собственной позиции и готовность идти до конца", - считает Александр Шпаковский.
Но какова вероятность того, что оппоненты в конце концов перейдут от политических действий к экономическим?
В таком случае, вероятнее всего, убытки понесет каждая из сторон и ущерб будет пропорциональным, ведь в условиях глобального развития экономики все страны и интеграционные образования обросли серьезными связями. Если обратиться к истории, можно проследить такую закономерность: в разные годы санкции применялись против сравнительно небольших государств (Иран, Ливия или КНДР), но в отношении России у того же метода гораздо меньше шансов на успех. Это объясняется именно большими рисками для мировой экономики. Рассуждая над этим вопросом, Александр Шпаковский заметил: "Я слабо себе представляю, каким образом Европа сможет диверсифицировать поставки газа из России. Здесь играют роль отношения между Европой и "Газпромом", частью акционеров которого являются в том числе и европейские держатели. Маловероятно, что из-за Украины эти отношения будут поставлены под угрозу. Очевидно, что сейчас имеют место претензии России на новую геополитическую роль в современном мире и несогласие ряда представителей западной элиты с такой позицией".
Например, Беларусь существует в режиме ограниченного взаимодействия со странами Запада с 90-х годов, и, в общем-то, никакого серьезного ущерба страна от подобных действий партнеров не понесла. "И даже наоборот: в наиболее кризисном 2011 году товарооборот Беларуси со странами ЕС и экономические показатели, выгодные для нас, значительно возросли", - подчеркнул политолог.
Поэтому пока не будет поставлен для России, США и ЕС вопрос о введении экономических санкций, особенно мнительным поклонникам мировой политики хвататься за сердце не стоит. Уж слишком негативными последствиями такие действия грозят всем сторонам. И, конечно, без ресурсов России слабо можно себе представить развитие современного мира. Недавно американский сенатор Джон Маккейн допустил серьезную ошибку, назвав Россию "государством-автозаправкой". Но не говори "гоп": даже если забыть о том, что эта страна до настоящего времени обладает уникальными технологиями по ряду отраслей, и назвать ее "автозаправкой", очевидно, что без бензина автомобиль далеко не уедет. И уедет ли вообще? "Это совершенно четко понимают североамериканские и европейские элиты, поэтому налицо игра на повышение ставок, в которой каждая из сторон демонстрирует решительность и готовность идти до конца. Здесь как в покере: все блефуют. Но в какой-то момент игрокам необходимо будет раскрыть карты и выйти на какое-то совместное решение. Партия должна закончиться неким дипломатическим консенсусом", - убежден Александр Шпаковский.
Так что, судя по всему, перейти санкциям в плоскость экономики пока не суждено, и это к лучшему. Наиболее адекватным вариантом развития событий был бы выход на переговоры и рассмотрение вопросов таким образом, чтобы были удовлетворены все стороны и при этом сохранилась система экономического развития и взаимодействия в мире.
Вполне закономерно, что за санкциями США своевременно последовал "зеркальный ответ" российской стороны - появился список официальных лиц и членов Конгресса США, которым запрещен въезд на территорию РФ. Более того, российский МИД устами своего замглавы Григория Карасина заверил, что "на каждый враждебный выпад США Москва будет отвечать адекватно". "В дипломатической и политической практике существует такое понятие, как - по-английски это звучит reciprocity, а по-русски это зеркальность ответа. Он должен быть адекватным, и я не скрою, что мы сейчас думаем над этим", - заявил он на заседании комитета Совета Федерации по международным делам.
Поэтому можно с большой долей вероятности предполагать: чем жестче будут вести себя по отношению к России США и Евросоюз, тем принципиальнее будет российский ответ. Но до того как перейти непосредственно к санкциям на практике и их влиянии на мировую экономику, обратимся к теории об эффективности таких "опальных" ограничений.
В современных международных отношениях механизм санкций применяется с завидной регулярностью, но их действенность вызывает большие сомнения - в большинстве случаев они просто не работают. И это в полной мере подтверждают последние события на международной арене: действительно, экономические санкции, введенные США в отношении Ирана, не заставили эту страну отказаться от разработки ядерной программы, а Северную Корею - от испытаний ракет с ядерными боеголовками. Согласие руководства Сирии и, в частности, Башара Асада на вывоз из страны химического оружия, как ни странно, также был получен не под гнетом санкций, а совершенно другим путем.
Однако некоторые влиятельные игроки большой политики все еще не оставляют попыток заставить оппонентов (или партнеров) плясать под свою дудку. И мало кто обращает внимание на то, что: 1. без одобрения ООН не все санкции являются эффективными и выражают мнение всего мирового сообщества, в противном случае их можно считать хорошей самодеятельностью; 2. санкции легко обойти стороной - было бы желание.
В частности, российский политолог, директор Центра политической конъюнктуры Сергей Михеев в разговоре с корреспондентом БЕЛТА заметил: "Вообще-то в международном праве предусмотрены санкции, которые одобряются ООН, - в этом случае их можно было бы считать правомерными и введенными от имени всего мирового сообщества. По сути Запад применяет санкции на правах "сильного", тем самым разрушая международное право, о котором он якобы так печется, и логическую систему, подменяя международное право своим собственным мнением".
Впрочем, если говорить об действенности опубликованных США списков, пока российской элите от них ни тепло ни холодно. "Насчет американцев все понятно: они обычно ищут брешь в правящем классе, - продолжил Сергей Михеев. - Аналогичным образом США действовали во всех странах, где проводились "цветные" революции. Они просто пытаются найти болевые точки в правящем классе для того, чтобы расколоть его и создать некий лагерь потенциальных сторонников. А потом через этот лагерь влиять на всю политику или поддерживать оппозицию. Этот же подход США сейчас пытаются использовать и в отношении России. Но насколько я понимаю, никакого эффекта от этого нет".
И правда: о выигрышности ограничений сейчас задумались многие, в том числе и в Евросоюзе. Скорее всего, именно США как большие любители "вляпаться" в какие-нибудь международные дела толкают ЕС на санкционные шаги в отношении России и даже пытаются своими заявлениями вывести ЕС на новый уровень санкций экономического характера. При этом уже сейчас и европейцы, и американцы признают, что такие меры больно ударят по мировой экономике. "Обама пытается подставить Европу, втянуть ее в свой проект и таким образом решить собственные вопросы, потому что у американцев, на самом деле, нет серьезных рычагов давления на Россию. Но пока в полной мере это не удается", - сказал Сергей Михеев, и скорее всего в данном случае его устами глаголет истина. Тем более что ответный бумеранг уже запущен Россией в сторону США. Так, внешнеполитическое ведомство РФ опубликовало заявление, в котором черным по белому написано: использование санкционных инструментов - вещь обоюдоострая. "Разговаривать с нашей страной таким языком, как могли не раз убедиться в Вашингтоне, неуместно и контрпродуктивно", - говорится в заявлении.
Еще один момент в пользу "беззубости" политических санкций, который нельзя упускать из виду, - возможность обойти "лесом" действующие ограничения. Как говорится, было бы желание, а уж возможности изыскать всегда можно. Так, директор информационно-просветительского учреждения "Актуальная концепция", политолог Александр Шпаковский отметил, что при наличии приглашения со стороны соответствующей международной организации (например, ООН или Интерпола) для участия в мероприятиях, проводимых этим субъектом, "опальные" российские чиновники и бизнесмены вполне могут въехать на территорию той страны, где по идее их быть не должно. Аналогичные действия могут предпринять и владельцы американских паспортов, "запрещенные" в России. "Соответственно и чиновники ЕС, и США, и представители финансово-политической элиты Российской Федерации будут посещать те мероприятия, где им необходимо присутствовать исходя из собственных интересов или по долгу службы", - убежден он.
Стоит обратить внимание на следующий факт: США и ЕС так и не внесли в ограничительные списки президента России Владимира Путина, что вполне логично. Можно вводить санкции в отношении действующего президента Украины Виктора Януковича, который на сегодняшний день не обладает реальными рычагами власти в Украине и реальным влиянием на международную политику, и это вряд ли будет иметь какие-то серьезные последствия для кого бы то ни было. В то же время ограничивать контакты с российским руководством - достаточно серьезный шаг, который может в целом изменить систему международных связей. "По этому вопросу нет согласия даже у Германии и Франции. Если Франция занимает более жесткую позицию, то Ангелу Меркель постоянно критикуют на предмет чрезмерной мягкости и того, что она по многим вопросам поддерживает Кремль", - сказал Александр Шпаковский. Вероятно, на это у немецкого канцлера есть свои причины, и в данном случае "собака зарыта" в экономической плоскости.
Также в данном контексте можно упомянуть отношения по линии Россия - НАТО. Например, на данный момент НАТО заявило о прекращении сотрудничества с РФ, хотя в то же время на территории России продолжает действовать логистический центр НАТО, который в определенных условиях может разворачиваться до масштабов полноценной базы снабжения. Кроме того, Российская Федерация является активным участником проекта "Северная распределительная сеть", в рамках которого осуществляется снабжение контингента американских войск в Афганистане. В 2014 году США и другие страны, участвующие в операции в Афганистане под эгидой НАТО (ISAF - Международные силы содействия безопасности), планируют вывести большую часть войск из этой страны, и охрану государственных границ в этом регионе в большей степени, чем раньше, принимает на себя ОДКБ. Кроме того, не стоит обходить вниманием контракт по поставке французских вертолетоносцев системы Mistral в Россию. Так, недавно глава французского МИД заявил о приостановке этого контракта, а в ответ Россия обязала Францию вернуть уже заплаченные $1,2 млрд. Кто в этой ситуации понесет больший ущерб - непонятно.
"Так что есть очень высокая кооперация на разных направлениях - в экономике, в вопросах международных отношений и региональной безопасности в отдельных точках планеты (например, Сирии). Все это не позволяет сейчас говорить об одномоментном разрыве связей между Россией и государствами Запада. Скорее всего, мы имеем дело с игрой на повышение ставок, где каждая сторона демонстрирует твердость собственной позиции и готовность идти до конца", - считает Александр Шпаковский.
Но какова вероятность того, что оппоненты в конце концов перейдут от политических действий к экономическим?
В таком случае, вероятнее всего, убытки понесет каждая из сторон и ущерб будет пропорциональным, ведь в условиях глобального развития экономики все страны и интеграционные образования обросли серьезными связями. Если обратиться к истории, можно проследить такую закономерность: в разные годы санкции применялись против сравнительно небольших государств (Иран, Ливия или КНДР), но в отношении России у того же метода гораздо меньше шансов на успех. Это объясняется именно большими рисками для мировой экономики. Рассуждая над этим вопросом, Александр Шпаковский заметил: "Я слабо себе представляю, каким образом Европа сможет диверсифицировать поставки газа из России. Здесь играют роль отношения между Европой и "Газпромом", частью акционеров которого являются в том числе и европейские держатели. Маловероятно, что из-за Украины эти отношения будут поставлены под угрозу. Очевидно, что сейчас имеют место претензии России на новую геополитическую роль в современном мире и несогласие ряда представителей западной элиты с такой позицией".
Например, Беларусь существует в режиме ограниченного взаимодействия со странами Запада с 90-х годов, и, в общем-то, никакого серьезного ущерба страна от подобных действий партнеров не понесла. "И даже наоборот: в наиболее кризисном 2011 году товарооборот Беларуси со странами ЕС и экономические показатели, выгодные для нас, значительно возросли", - подчеркнул политолог.
Поэтому пока не будет поставлен для России, США и ЕС вопрос о введении экономических санкций, особенно мнительным поклонникам мировой политики хвататься за сердце не стоит. Уж слишком негативными последствиями такие действия грозят всем сторонам. И, конечно, без ресурсов России слабо можно себе представить развитие современного мира. Недавно американский сенатор Джон Маккейн допустил серьезную ошибку, назвав Россию "государством-автозаправкой". Но не говори "гоп": даже если забыть о том, что эта страна до настоящего времени обладает уникальными технологиями по ряду отраслей, и назвать ее "автозаправкой", очевидно, что без бензина автомобиль далеко не уедет. И уедет ли вообще? "Это совершенно четко понимают североамериканские и европейские элиты, поэтому налицо игра на повышение ставок, в которой каждая из сторон демонстрирует решительность и готовность идти до конца. Здесь как в покере: все блефуют. Но в какой-то момент игрокам необходимо будет раскрыть карты и выйти на какое-то совместное решение. Партия должна закончиться неким дипломатическим консенсусом", - убежден Александр Шпаковский.
Так что, судя по всему, перейти санкциям в плоскость экономики пока не суждено, и это к лучшему. Наиболее адекватным вариантом развития событий был бы выход на переговоры и рассмотрение вопросов таким образом, чтобы были удовлетворены все стороны и при этом сохранилась система экономического развития и взаимодействия в мире.