Экономические связи Минска и Анкары могут получить новое качество в Могилеве
В конце марта в Беларуси ожидают крупномасштабный десант турецких экспертов и инвесторов - представителей автопромышленных предприятий. Запланированы протокольные встречи в Министерстве промышленности Беларуси, непременное посещение МАЗа и МТЗ, но главная площадка интересов турецких гостей находится в Могилеве. Региональная СЭЗ подготовила целый пакет сценариев двустороннего сотрудничества.
Сложившиеся к сегодняшнему дню торгово-экономические отношения двух стран описываются несложной формулой. Это двусторонняя торговля с поступательной динамикой, в которой Беларусь пока имеет небольшое, но досадное отрицательное сальдо (по итогам 2011 года минус $189,7 млн.). На слуху также примеры крупных турецких инвестиций в отечественный рынок телекоммуникаций и гостиничный бизнес: в 2008-м телекоммуникационная компания Turkcell приобрела 80% акций белорусского GSM-оператора ЗАО "БеСТ", в том же году компанией "Принцесс Групп" введена в эксплуатацию пятизвездочная гостиница Crowne Plaza Minsk. Еще один пятизвездочный объект, "Президент Отель", в настоящее время возводит в белорусской столице турецкая компания "Эмсаш", привлекая кредитную линию Туркэксимбанка.
В области крупных производственных инвестиций заметных прорывов пока не наблюдается. Есть, впрочем, опробованная тактика белорусского проникновения на внешние рынки - в этом смысле обсуждаются планы открытия сборочных производств грузовых автомобилей МАЗ в Измире и тракторов "Беларус" на базе промышленной инфраструктуры города Токат. Именно в автомобилестроительной отрасли обе страны, похоже, находят область пересечения интересов.
Ожидаемая ныне делегация из 54 бизнесменов, представляющих 29 турецких компаний-производителей автокомпонентов, проведет переговоры с администрацией свободной экономической зоны "Могилев", с профессиональным интересом ознакомится с филиалом ОАО "МАЗ" заводом "Могилевтрансмаш", филиалом ОАО "БелАЗ" Могилевским автомобильным заводом им. С.М.Кирова, СЗАО "Могилевский вагоностроительный завод". Для участия в совместной контактно-кооперационной бирже уже получили приглашения представители сорока промышленных предприятий Минска и Могилева.
Такого рода визиты никогда не происходят на пустом месте и в данном случае политическая почва для бизнес-проектов готовилась тщательно и загодя. Предстоящий деловой контакт станет логичным продолжением системной работы белорусских министерств, ведомств и организаций по реализации договоренностей, достигнутых по итогам визита Президента Беларуси Александра Лукашенко в Турцию в октябре 2010 года. Именно после встреч на высшем уровне было решено всесторонне изучить возможности промышленной кооперации между белорусскими и турецкими предприятиями в современных условиях. Союз стремительно развивающихся турецкого автопрома с давно зарекомендовавшими себя в мире брендами белорусской автотракторной промышленности рассматривается обеими сторонами как многообещающий формат. И в Минске, и в Анкаре делают ставку на стратегию совместного проникновения на рынки третьих стран.
Своего рода "дорожную карту" двусторонних торгово-экономических отношений сформировала совместная межправительственная экономическая комиссия. На очередном заседании, которое состоялось в Минске 2-3 ноября 2011 года под сопредседательством министра иностранных дел Беларуси Сергея Мартынова и министра культуры и туризма Турции Эртурула Гюная, было принято решение создать совместную рабочую группу по промышленно-технологическому сотрудничеству. Тогда же были определены и приоритетные направления двустороннего сотрудничества в области производственной кооперации: производство тракторов и другой сельскохозяйственной техники, навесного и прицепного оборудования и запасных частей к ним; производство грузовой автомобильной техники, запчастей для грузовых и легковых автомобилей и запасных частей к ним; производство коммунальной техники; сотрудничество по модернизации действующих в Беларуси мощностей по производству текстильных изделий; производство мебели, электронного и электробытового оборудования, пластмассовых и резиновых изделий.
Пионерами с белорусской стороны в установлении партнерских контактов с турецкими промышленниками стали руководство Могилевской области и администрация СЭЗ "Могилев", которые в июне 2011 года приняли у себя представительную делегацию Ассоциации производителей автозапчастей и компонентов (TAYSAD). Познакомившись с возможностями свободной экономической зоны, глава TAYSAD Джеляль Кайа тогда подытожил: "Беларусь для турецких производителей автозапчастей представляет большой интерес не только в плане поставки запчастей и компонентов к грузовым, большегрузным автомобилям и тракторам, но и в плане создания совместных производств, налаживания тесных кооперационных связей между предприятиями. Сегодня мы ставим перед собой задачу по расширению своего присутствия в странах Европы и СНГ".
Турецкие промышленники теперь хорошо представляют возможности белорусского автопрома и перспективы объединенного рынка ЕЭП. В качестве резидента СЭЗ уже в ближайшее время может появиться турецкое предприятие EKU - известный в США, странах Евросоюза, Ближнего Востока и Африки производитель тормозных дисков и барабанов. В Могилеве ждут, что в ходе предстоящего визита пойдет уже предметный разговор о планах турецкой стороны по созданию сборочных производств автозапчастей и компонентов, отмечает начальник отдела инвестиций и внешнеэкономических связей администрации СЭЗ "Могилев" Андрей Киселев.
Представительный состав делегации турецких бизнесменов и широкий масштаб запланированных встреч и переговоров свидетельствуют о серьезности намерений наших гостей. Потенциал кооперационных связей между белорусскими и турецкими промышленниками огромен и подготовлен продуктивными контактами государственных ведомств Беларуси и Турции.
В конце марта в Беларуси ожидают крупномасштабный десант турецких экспертов и инвесторов - представителей автопромышленных предприятий. Запланированы протокольные встречи в Министерстве промышленности Беларуси, непременное посещение МАЗа и МТЗ, но главная площадка интересов турецких гостей находится в Могилеве. Региональная СЭЗ подготовила целый пакет сценариев двустороннего сотрудничества.
Сложившиеся к сегодняшнему дню торгово-экономические отношения двух стран описываются несложной формулой. Это двусторонняя торговля с поступательной динамикой, в которой Беларусь пока имеет небольшое, но досадное отрицательное сальдо (по итогам 2011 года минус $189,7 млн.). На слуху также примеры крупных турецких инвестиций в отечественный рынок телекоммуникаций и гостиничный бизнес: в 2008-м телекоммуникационная компания Turkcell приобрела 80% акций белорусского GSM-оператора ЗАО "БеСТ", в том же году компанией "Принцесс Групп" введена в эксплуатацию пятизвездочная гостиница Crowne Plaza Minsk. Еще один пятизвездочный объект, "Президент Отель", в настоящее время возводит в белорусской столице турецкая компания "Эмсаш", привлекая кредитную линию Туркэксимбанка.
В области крупных производственных инвестиций заметных прорывов пока не наблюдается. Есть, впрочем, опробованная тактика белорусского проникновения на внешние рынки - в этом смысле обсуждаются планы открытия сборочных производств грузовых автомобилей МАЗ в Измире и тракторов "Беларус" на базе промышленной инфраструктуры города Токат. Именно в автомобилестроительной отрасли обе страны, похоже, находят область пересечения интересов.
Ожидаемая ныне делегация из 54 бизнесменов, представляющих 29 турецких компаний-производителей автокомпонентов, проведет переговоры с администрацией свободной экономической зоны "Могилев", с профессиональным интересом ознакомится с филиалом ОАО "МАЗ" заводом "Могилевтрансмаш", филиалом ОАО "БелАЗ" Могилевским автомобильным заводом им. С.М.Кирова, СЗАО "Могилевский вагоностроительный завод". Для участия в совместной контактно-кооперационной бирже уже получили приглашения представители сорока промышленных предприятий Минска и Могилева.
Такого рода визиты никогда не происходят на пустом месте и в данном случае политическая почва для бизнес-проектов готовилась тщательно и загодя. Предстоящий деловой контакт станет логичным продолжением системной работы белорусских министерств, ведомств и организаций по реализации договоренностей, достигнутых по итогам визита Президента Беларуси Александра Лукашенко в Турцию в октябре 2010 года. Именно после встреч на высшем уровне было решено всесторонне изучить возможности промышленной кооперации между белорусскими и турецкими предприятиями в современных условиях. Союз стремительно развивающихся турецкого автопрома с давно зарекомендовавшими себя в мире брендами белорусской автотракторной промышленности рассматривается обеими сторонами как многообещающий формат. И в Минске, и в Анкаре делают ставку на стратегию совместного проникновения на рынки третьих стран.
Своего рода "дорожную карту" двусторонних торгово-экономических отношений сформировала совместная межправительственная экономическая комиссия. На очередном заседании, которое состоялось в Минске 2-3 ноября 2011 года под сопредседательством министра иностранных дел Беларуси Сергея Мартынова и министра культуры и туризма Турции Эртурула Гюная, было принято решение создать совместную рабочую группу по промышленно-технологическому сотрудничеству. Тогда же были определены и приоритетные направления двустороннего сотрудничества в области производственной кооперации: производство тракторов и другой сельскохозяйственной техники, навесного и прицепного оборудования и запасных частей к ним; производство грузовой автомобильной техники, запчастей для грузовых и легковых автомобилей и запасных частей к ним; производство коммунальной техники; сотрудничество по модернизации действующих в Беларуси мощностей по производству текстильных изделий; производство мебели, электронного и электробытового оборудования, пластмассовых и резиновых изделий.
Пионерами с белорусской стороны в установлении партнерских контактов с турецкими промышленниками стали руководство Могилевской области и администрация СЭЗ "Могилев", которые в июне 2011 года приняли у себя представительную делегацию Ассоциации производителей автозапчастей и компонентов (TAYSAD). Познакомившись с возможностями свободной экономической зоны, глава TAYSAD Джеляль Кайа тогда подытожил: "Беларусь для турецких производителей автозапчастей представляет большой интерес не только в плане поставки запчастей и компонентов к грузовым, большегрузным автомобилям и тракторам, но и в плане создания совместных производств, налаживания тесных кооперационных связей между предприятиями. Сегодня мы ставим перед собой задачу по расширению своего присутствия в странах Европы и СНГ".
Турецкие промышленники теперь хорошо представляют возможности белорусского автопрома и перспективы объединенного рынка ЕЭП. В качестве резидента СЭЗ уже в ближайшее время может появиться турецкое предприятие EKU - известный в США, странах Евросоюза, Ближнего Востока и Африки производитель тормозных дисков и барабанов. В Могилеве ждут, что в ходе предстоящего визита пойдет уже предметный разговор о планах турецкой стороны по созданию сборочных производств автозапчастей и компонентов, отмечает начальник отдела инвестиций и внешнеэкономических связей администрации СЭЗ "Могилев" Андрей Киселев.
Представительный состав делегации турецких бизнесменов и широкий масштаб запланированных встреч и переговоров свидетельствуют о серьезности намерений наших гостей. Потенциал кооперационных связей между белорусскими и турецкими промышленниками огромен и подготовлен продуктивными контактами государственных ведомств Беларуси и Турции.