![Татьяна Бранцевич Татьяна Бранцевич](https://img.belta.by/images/storage/person/000057__3339.jpg)
Подведены итоги реализации программы социально-экономического развития Беларуси за 2016-2020 годы. На финишной прямой - разработка программных документов на очередную пятилетку. Именно государственные программы являются инструментом выполнения программы социально-экономического развития Беларуси. Министерство экономики (координатор данного направления) совместно с БЕЛТА организовали цикл интервью "Три вопроса о госпрограмме", в рамках которых планируется осветить каждую из государственных программ, реализованных в прошлой пятилетке. Сегодня на вопросы о госпрограмме о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 годы ответила замминистра экономики Татьяна Бранцевич.
Какие задачи решала государственная программа?
"Прежде всего - обеспечение эффективной занятости населения, повышение конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда и ее территориальной мобильности. В госпрограмме реализовывалось более 160 мероприятий", - сказала Татьяна Бранцевич.
По ее словам, безработным гражданам оказывалось содействие в трудоустройстве, получении новой профессии либо повышении квалификации. Те из них, кто решил стать ремесленником, заняться предпринимательством либо найти себя в сфере агроэкотуризма, получили финансовую поддержку. Такие субсидии были предоставлены более 8,7 тыс. безработных.
Также важное направление - поддержка в трудоустройстве лиц, не имеющих возможности конкурировать на рынке труда. Здесь речь идет об инвалидах, молодых людях в возрасте до 21 года, впервые ищущих работу, родителях в многодетных и неполных семьях, детях-сиротах, военнослужащих, уволенных с военной службы, лицах предпенсионного возраста, освобожденных из мест лишения свободы. На забронированные для этой категории рабочие места трудоустроено более 32 тыс. человек.
Вопросы улучшения условий и охраны труда работающих, снижения производственного травматизма в республике вынесены в отдельный блок госпрограммы. Для их решения принимались меры по созданию безопасных условий труда.
![](https://img.belta.by//uploads/lotus/opinion/000052_5B72640DF9D1492F432586D8004B7C5B_497416.jpg)
Как отметила заместитель министра, социальная поддержка граждан осталась многовекторной. Выплачена денежная помощь на оздоровление 28,2 тыс. человек. Государственная адресная социальная помощь предоставлена более 1,4 млн граждан. Это ежемесячные и единовременные выплаты на приобретение продуктов питания, лекарств, одежды, обуви, школьных принадлежностей, социальные пособия для возмещения затрат на нужды маленьких детей - подгузников, детского питания.
Пожалуй, одно из важнейших направлений - поддержка тех, кто физически не в силах о себе позаботиться. Здесь центральную роль играли территориальные центры социального обслуживания населения. "Акцент в работе таких центров был сделан на обеспечении доступности социального обслуживания жителей села, в том числе за счет хозяйственных бригад и бригад социального обслуживания, действующих на мобильной основе. На начало года работали почти 1,2 тыс. социальных пунктов и 24 филиала. Нетрудоспособным гражданам оказывались разовые социально-бытовые услуги (покупка и доставка на дом продуктов питания, товаров первой необходимости, уборка жилых помещений и др.), предоставлялось комплексное социальное обслуживание", - рассказала Татьяна Бранцевич.
Открыты четыре новых дома-интерната: два в Минской области, по одному в Брестской и Гродненской областях. Это вместе с иными мерами позволило создать более комфортные условия проживания, а также ликвидировать очередь на поселение, имевшуюся на 1 января 2016 года.
Комплексное социальное обслуживание оказывалось и на дому. Только в 2020 году эти услуги получали 93,8 тыс. нетрудоспособных граждан, из них более 3 тыс. воспользовались услугами сиделки. Также предоставлялись услуги сопровождаемого проживания инвалидов.
"Конечно же, не забываем про ветеранов Великой Отечественной войны, лицах, пострадавших от последствий войн, одиноких пожилых людях и инвалидах I и II группы. Более 60 тыс. из них оказана дополнительная социальная поддержка. Например, ремонт жилых помещений, печей, электропроводки, установка (замена) автономных пожарных извещателей. И само собой разумеющееся, что каждый ветеран был охвачен комплексными медицинскими осмотрами", - подчеркнула представитель министерства.
![](https://img.belta.by//uploads/lotus/opinion/000052_5B72640DF9D1492F432586D8004B7C5B_180052.jpg)
Продолжалась работа по повышению доступности среды жизнедеятельности для инвалидов и физически ослабленных лиц. Здесь речь идет не только о беспрепятственном доступе к объектам, но и об обеспечении информационной доступности в сфере теле-, радиовещания (для граждан, имеющих проблемы со слухом и зрением).
Как оценены результаты государственной программы?
"Реализация госпрограммы позволила достичь целевых установок. Так, удержана на уровне, ниже запланированного, зарегистрированная безработица: на начало года 0,2% при пороговом значении в 1% от численности рабочей силы", - отметила замминистра.
Уменьшена доля рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда. Обеспечено стабильное снижение показателя тяжести первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста. Снизился уровень производственного травматизма.
Обустроены элементами безбарьерной среды 7,7 тыс. объектов. С учетом особых потребностей инвалидов адаптировано значительное количество номеров в здравницах и гостиницах. Обустроены объекты транспортной инфраструктуры.
"В целом, высоко оценивая результаты, комиссия по госпрограммам обратила внимание и на вопросы, которые не удалось решить в полной мере", - добавила Татьяна Бранцевич.
Какие проблемы не удалось решить в полной мере?
Одна из проблем - ситуация с производственным травматизмом, в том числе со смертельным исходом. "Сразу оговорюсь. Речь идет не о росте количества производственных травм. Мы говорим о том, что их снижение идет меньшими темпами, чем было установлено программой. Причем эта ситуация характерна для всех областей Беларуси", - рассказала заместитель министра.
И вторая проблема - невыполнение обязательств местных органов по финансированию реконструкции и строительства стационарных учреждений (домов-интернатов для престарелых и инвалидов). "Например, Гомельским облисполкомом на эти цели в течение пяти лет средства не выделялись, Гродненским - выделено чуть больше 21% от запланированной суммы, Могилевским - около 12,5%, Мингорисполкомом - немногим более 47%. Общее финансирование капитальных вложений за пять лет составило 56,2% от предусмотренного объема", - пояснила Татьяна Бранцевич.
Она отметила, что эти и иные проблемы предстоит решать в ближайшие годы в рамках госпрограмм "Рынок труда и содействие занятости" и "Социальная защита".-0-