На днях в СМИ прошла информация о том, что парламенты Беларуси и Казахстана не спешат ратифицировать Договор о создании Евразийского экономического союза. В то же время Госдума России практически единогласно ратифицировала этот документ уже на своем заседании 26 сентября.
Ранее с российской стороны, действительно, звучали заявления о том, что Договор о создании ЕАЭС, скорее всего, будет ратифицирован парламентами стран таможенной "тройки" примерно в одно время. Ранее на вопрос корреспондента БЕЛТА председатель Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, председатель Научно-консультативного совета Парламентского собрания Союза Беларуси и России Леонид Слуцкий ответил: "Договор будет ратифицирован синхронно, в один день, на осенней сессии. Думаю, что день этот недалеко, и мы сможем с гордостью сказать, что живем в Евразийском экономическом союзе".
Это утверждение, как и некоторые другие заявления российских политиков, было подхвачено многими СМИ, и все с нетерпением начали ожидать того самого "синхронного" дня. В свете подобных заявлений как-то ускользнул из виду тот факт, что в парламентах стран таможенной "тройки" несколько разная система рассмотрения документов. И мало кто принял во внимание то, что осенняя сессия в парламентах Беларуси, России и Казахстана открывается в разное время.
Если парламенты России и Казахстана могут собираться на заседания уже сейчас, в графике Палаты представителей Национального собрания Беларуси изначально была обозначена дата начала осенней сессии - 2 октября, которая всегда остается неизменной. Чисто теоретически, для пущей "синхронизации" можно было бы созвать внеочередную сессию Палаты представителей и внести в повестку вопрос о ратификации. Но для чего? Политическое решение о том, что Евразийский экономический союз начнет работать с 1 января 2015 года, уже принято президентами Беларуси, России и Казахстана.
Получается, что Договор можно ратифицировать и в декабре, и это никак не нарушит планов начала функционирования нового интеграционного блока. То, что Госдума рассмотрела ратификацию сегодня, вовсе не говорит о том, что и Совет Федерации сразу же займется документом. Кроме того, как заявил белорусский депутат Николай Самосейко, "синхронность - понятие растяжимое". И если Беларусь ратифицирует договор на несколько дней или недель позже, чем партнеры, это тоже можно считать синхронной ратификацией.
Возникает вопрос: к чему такая шумиха вокруг синхронизации, к чему спешка? Например, председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко ранее заявлял о том, что Договор о создании ЕАЭС планируется внести в парламент не раньше ноября-декабря 2014 года, то есть до закрытия осенней сессии. После чего официальной информации на этот счет в белорусских масс-медиа не проходило.
Что касается парламента Казахстана, там действует своя система рассмотрения документов. Из заявления председателя Комитета по международным делам, обороне и безопасности Мажилиса Маулена Ашимбаева следует, что Мажилис парламента уже взял в работу законопроект о ратификации договора о ЕАЭС. Окончательное заключение по документу будет озвучено с казахстанской стороны до 10 декабря текущего года, и это также никак не нарушает планов относительно 1 января будущего года.
Получается, что ратификация - это в большей степени процедурный момент. Гораздо важнее содержание документа и возможность реализации всех оговоренных в нем нюансов. На первых порах об оставшихся в договоре изъятиях и ограничениях, а также о возможности их устранения, говорилось гораздо больше. Сейчас же многих почему-то волнует "синхронность", которая, по сути, ничего принципиально нового в документ привнести не может.
Известно, что к подписанию договора стороны шли несколько лет. Он дает возможность Беларуси, России и Казахстану перейти на принципиально новый уровень интеграции, отличный от того, который есть в действующем Таможенном союзе. И хотя делается все не так быстро, как того хотелось бы "критикам синхронизации", процесс идет, и страны таможенной "тройки" имеют все шансы уложиться в отведенные сроки.
Не лишним будет напомнить о том, что Договор о создании ЕАЭС состоит из двух частей. В первой изложены цели и задачи евразийской интеграции и закреплен статус союза как полноформатной международной организации. Вторая часть - функциональная, она регламентирует механизмы экономического взаимодействия и фиксирует конкретные обязательства по отраслевой интеграции.
Так что, говоря о Евразийском экономическом союзе, лучше всего смотреть в корень. В первую очередь нужно обращать внимание на бонусы, которые могут получить страны от функционирования этого объединения, и те этапы, которые им необходимо для этого пройти, а затем уже акцентировать внимание на чисто технических вопросах. Конечно, можно говорить и о различных интеграционных проблемах, которые связаны совсем не с процедурой ратификации, но при этом понимать, что нельзя получить все и сразу. Даже если этого очень хочется. Тот же Европейский союз далеко не за один год стал тем, чем он является сейчас.
Поэтому в погоне за синхронизацией не стоит бежать впереди паровоза. ЕАЭС и так обещает стать мощным рынком и экономическим центром на пространстве СНГ в 170 млн человек. Сейчас совокупный объем экономик только трех стран - участниц Таможенного союза составляет $2,2 трлн. По подсчетам специалистов и экспертов, перспективный интеграционный эффект в виде прироста совокупного ВВП к 2030 году может составить примерно $900 млрд.
БЕЛТА.