Генеральный директор ГК "Росатом" Алексей Лихачев предложил реализовать в Беларуси ряд совместных инновационных мегапроектов, один из которых - так называемая гигафабрика. Соответствующее предложение он озвучил Александру Лукашенко во время процедуры торжественного подписания акта приемки в промышленную эксплуатацию второго блока БелАЭС.
Гигафабриками называют масштабные промышленные комплексы по выпуску электроники, микросхем и, с подачи Илона Маска, заводы электромобилей, а также аккумуляторных ячеек.
Речь идет о строительстве современного предприятия по производству электронных накопителей в виде литий-ионных батарей, ключевых электронных компонентов для электротранспорта, с локализацией на отдельной платформе, куда входит не только зарядное устройство, но и движок и интегральная система управления. С учетом активного развития сферы электротранспорта в Беларуси и соответствующего опыта "Росатома", есть все возможность реализовать подобный проект и в Беларуси, отметил Алексей Лихачев.
Литий-ионные аккумуляторы (Li-ion) не только широко распространены в современной бытовой электронной технике, но и находят все большее применение в качестве источника энергии в электромобилях. Эти батареи служат в несколько раз дольше других типов аккумуляторов, могут запасать больше энергии на единицу массы и объема, более высокоэкологичны по сравнению с другими типами накопителей.
Для экспресс-оценки целесообразности реализации инициативы гендиректора "Росатома" воспользуемся одним из наиболее популярных методов стратегического планирования - SWOT-анализом. Суть данной методики заключается в выявлении факторов внутренней и внешней среды путем структурирования их на четыре категории:
Strengths (сильные стороны) - описываются непосредственно свойства проекта, дающие преимущества перед другими в отрасли;
Weaknesses (слабые стороны) - описываются внутренние факторы или свойства, ослабляющие проект или препятствующие возможности достижения намеченной цели;
Opportunities (возможности) - описываются внешние вероятные факторы, дающие дополнительные возможности достижения намеченной цели;
Threats (угрозы) - описываются внешние вероятные факторы, которые могут осложнить реализацию проекта или достижение намеченной цели.
Задача SWOT-анализа - дать структурированное описание ситуации, относительно которой нужно принять какое-либо решение. При положительном решении о целесообразности реализации инвестиционного проекта заинтересованные стороны готовят соответствующий бизнес-план для всего его полного жизненного цикла.
Сильные стороны проекта
Актуальность. Строительство в Беларуси гигафабрики по производству электрических накопителей для автотранспорта соответствует национальным приоритетам и обусловлено ростом потребностей в комплектующих для электротранспорта, который предполагается производить в нашей стране. Учитывая, что после запуска второй очереди БелАЭС будет достаточно свободной энергии для проведения масштабной электрификации отечественной транспортной отрасли, правительство Беларуси постановлением Совета Министров от 9 апреля 2021 года №213 утвердило республиканскую Комплексную программу развития электротранспорта на 2021-2025 годы. Планируется, что реализация данной программы решит задачи по организации производства в республике грузового, пассажирского, специализированного, легкового и индивидуального электротранспорта, локализации базовых компонентов и элементов инфраструктуры, а также создание инфраструктуры для электротранспорта, в том числе в виде развитой общенациональной сети электрозарядных станций.
Широкая сфера применения. Первостепенная востребованность отечественной промышленности в литий-ионных аккумуляторах в автомобилестроении. К тому же, такие аккумуляторы используются и в современных образцах спецтехники в качестве комплектующих: в беспилотниках, стационарных системах накопления энергии для электросетевого комплекса и промышленных предприятий, гибридных мобильных и стационарных электростанций и др. высокотехнологичной продукции.
Современные технологии. По заверениям гендиректора "Росатома" белорусская гигафабрика будет спроектирована по последним передовым технологиям, что позволит изготавливать продукцию мирового уровня. Как следствие, новое предприятие не только полностью обеспечит потребности отечественных производителей электротранспорта в тяговых литий-ионных батареях, но будет иметь и экспортный потенциал.
Справочно: предполагается, что строительством гигафабрики будет заниматься ООО "Рэнера" (входит в ТВЭЛ - топливный дивизион "Росатома"). Данное общество не только является технологическим партнером южнокорейского производителя литий-ионных аккумуляторов Enertech International, но и имеет собственный опыт по строительству "под ключ" на территории России производств аккумуляторных батарей для электромобилей, троллейбусов с автономным ходом, карьерных самосвалов, горно-шахтной техники, прогулочных электрокаров, а также батарей для стационарных систем накопления энергии.
Стратегическое партнерство. Стратегическое сотрудничество с ГК "Росатом" будет способствовать развитию отечественных технологий и инжиниринговых решений в области не только электромобилестроения, но и таких современных инновационных компетенций, как атомная энергетика, ядерная медицина, аддитивные технологии. Такие проекты требуют инновационных решений и современного оборудования, а также подготовки квалифицированных специалистов, что существенно увеличивает инновационный потенциал белорусской науки и экономики.
Слабые стороны
Конфликт интересов. Международная аудиторская корпорация KPMG, оценивает нынешнюю емкость российского рынка накопителей электроэнергии в 126 МВт.ч. К 2025 году она вырастет до 4,7 ГВт.ч, а к 2030 году - до 25,5 ГВт.ч. Соответственно в деньгах рынок накопителей сегодня может составлять $44 млн, к 2025 году прогнозируется его рост до $500 млн и до $1,2 млрд в год - к 2030 году.
Российские эксперты оценивают объем производства автомобилей на электротяге в России в 100 000-200 000 в год, т.е. потребность в аккумуляторах для новых машин с 2025 года составит от 3 до 7 ГВт.ч в год и уже в ближайшие годы имеет все шансы превысить 100 млрд руб. в год.
Утвержденная правительством РФ летом 2021 года концепция развития электротранспорта до 2030 года предусматривает, что к концу первого этапа (2021-2024 гг.) предусматривает производство не менее 25 000 электромобилей и запустить в работу 9400 зарядных станций по всей стране. Согласно документу, к 2030 году каждый десятый выпускаемый автомобиль в России должен быть электрическим, а число электрозаправок вырасти как минимум до 72 000. Таким образом, к 2030 году совокупная потребность в аккумуляторных ячейках в России превысит 13 ГВт.ч, с учетом принятой концепции и уже объявленных планов российских компаний по производству электромобилей и электробусов. Общий бюджет концепции оценивается в 591 млрд руб. до 2030 года, из них более 80% - внебюджетные источники.
Власти Москвы планируют в 2024-2030 годах закупить локализованные аккумуляторные батареи для различных видов электротранспорта почти на 130 млрд руб. Правительство Москвы проведет электронный конкурс на локализацию в течение трех лет производства аккумуляторов для электротранспорта в столице. По условиям контракта поставщик-инвестор "обязан взять на себя обязательство в течение трех лет локализовать на территории Москвы производство пяти типов аккумуляторных батарей для электротранспорта, в том числе для электробусов, трамвайных вагонов, электромобилей "Москвич", речного транспорта, электросамокатов и велосипедов. Стоимость батареи для электробуса должна составлять до 12 млн руб., для "Москвича" - до 0,5 млн руб. Частные инвестиции в проект должны составить не менее 3 млрд руб. Среди потенциальных инвесторов в проект локализации батарей в Москве - "Инэнерджи" (входит в "Роснано"), "Ростех" и "Росатом", но последний планирует поставлять ячейки для батарей с гигафабрики в Калининграде.
Потенциальный партнер по реализации инвестиционного проекта отечественной гигафабрики ГК "Росатом" не только строит аналогичное производство в Калининградской области, но и планирует построить еще одно профильное предприятие в Московской области.
Справочно: первые батареи с калининградской гигафабрики сойдут с конвейера в 2025 году. Мощность производства на первом этапе составит 4 ГВ. ч в год, что позволит обеспечить литий-ионными батареями до 50 тыс. электромобилей. В случае подтверждения спроса на продукцию возможно введение второй и третьей очередей до достижения суммарной мощности производства 14 ГВ. ч. На заводе будет выполняться полный цикл производства литий-ионных аккумуляторов - операции от процесса смешения компонентов катодных и анодных масс до выходного контроля готовой продукции. Инвестиции в проект оцениваются в объеме 51,5 млрд рублей. "Росатом" планирует вложить в строительство гигафабрики 19,2 млрд руб. собственных средств, еще 27,3 млрд руб. будут привлечены за счет кредитов. Кроме того, бюджет области выделит субсидию в 5 млрд руб.
Строительство второй гигафабрики планируется в Подмосковье. Об этом заявил 14 августа т.г. Алексей Лихачев на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным. Уже подписано Соглашение между ГК "Росатом" и ПАО "КамАЗ", которое предусматривает строительство площадки по изготовлению литий-ионных батарей для электротранспорта в Новой Москве (Красная Пахра), с общими инвестициями в размере 51 миллиарда рублей. Планируется, что площадка достигнет своей проектной мощности уже к 2025-2026 годам и станет крупнейшим в Российской Федерации по производству литий-ионных аккумуляторов. На полную производительность предприятие выйдет в 2026 году. До конца 2030 года троицкая гигафабрика поставит "Москвичу" 150 тыс. тяговых батарей и более 5 тыс. - "Мосгортрансу". Благодаря этим двум заводам Россия сможет оснащать аккумуляторами до 220 тыс. электромобилей в год к 2031 году.
Относительно высокая стоимость проекта. Удельная стоимость строительства "Росатомом" калининградской фабрики - $184 млн за 1 ГВт.ч при условии, что речь идет о вложениях только в линию на 4 ГВт.ч. Для сравнения, LG планирует построить фабрику в США мощностью в 11 ГВт.ч за $1,3 млрд, что примерно на 50% ниже удельной стоимости калининградского объекта. Более высокие капзатраты российского объекта могут быть связаны в том числе со снижением доступности и удорожанием необходимого передового оборудования для российских компаний, усложнением логистики, возможными курсовыми шоками. На повышенные затраты повлияет также заложенное в стоимость строительство R&D-центра для разработки новых технологий производства батарей и проведения НИОКР. Хотя есть и обратные факторы - гигафабрика располагается на площадке "замороженной" Балтийской АЭС, что, в свою очередь снижает общую стоимость строительства.
Возможности
Потенциально высокий экспортный потенциал. Ожидается, что объем мирового рынка аккумуляторных технологий вырастет с $100 млрд в 2023 году до $136,6 млрд к 2027 году при совокупном годовом темпе роста в 7,4%. В то же время, даже если российский рынок накопителей электроэнергии в 2030 году достигнет прогнозируемых значений, он все равно будет занимать лишь около 1% от мирового, который в 2030 году составит $425 млрд, или 2030 ГВт.ч.
Местное сырье. Главный материал, который необходим для литий-ионных батарей в электрокарах, - литий. В досанкционный период Россия закупала дешевый литий в Чили и Аргентине, не трогая свои крупнейшие месторождения. "Росатом" и "Норникель" готовятся начать собственную добычу лития в Мурманской области для дальнейших поставок на строящиеся в России гигафабрики. Таким образом, белорусское предприятие с высокой вероятностью после своего ввода будет полностью обеспечено российским сырьем в необходимом объеме.
Угрозы
Высокая внешняя конкурентная среда. Основной проблемой для проекта будет обеспечение спроса на выпускаемую продукцию. Сегодня почти весь мировой рынок производства литий-ионных батарей контролирует 6 компаний. Это китайские BYD, CATL и SK Innovation и южно-корейские LG Energy Solution, Panasonic и Samsung SDI. Еврокомиссия одобрила государственную поддержку в размере 2,9 млрд евро со стороны 12 государств для создания общеевропейского исследовательского проекта по разработке аккумуляторных батарей - в число его основных бенефициаров входят Tesla, BMW и Stellantis. Как результат, доля европейских компаний в мировом производстве аккумуляторов должна вырасти с 7% в 2020 году до 31% к концу десятилетия.
Для отрасли характерен эффект масштаба - чем выше объем производства, тем ниже себестоимость, и, как следствие, цена батареи. Поэтому высокая концентрация производителей в этой отрасли определяется в первую очередь эффектом масштаба.
Новый производитель, даже обладая всеми необходимыми технологиями, будет вынужден создавать крупномасштабное производство, в противном случае он будет неконкурентоспособен с точки зрения себестоимости.
На фабриках в КНР выпускают миллионы аккумуляторов в год. Для достижения конкурентоспособной себестоимости отечественного производства полного цикла (включая производство ячеек) белорусская гигафабрика должна выпускать не менее 250 000 батарей в год, т. е. объем производства должен вырасти в 5 раз от калининградского проекта "Росатома".
Проблемы с сырьем. Для бесперебойного производства аккумуляторных батарей необходимо достаточное количество сырья, а скорость, с которой появляются новые горнодобывающие проекты, не успевает за растущим рынком электрокаров. Главный материал, который необходим для литий-ионных батарей в электрокарах, - литий. 91% от его общего объема поставляется из Австралии (44%), Чили (34%) и Аргентины (13%). На сегодняшний день более 70% непосредственно технологического лития приходится на компании Aliemarle (США), SQM (Чили), Ganfeng Lithium (Китай), Tianqi Lithium (Китай) и Livent (США).
Второй ключевой элемент - кобальт. 59% кобальта поставляется на мировые производственные площадки из Конго. Россия имеет небольшую, но весомую долю в общем объеме поставок кобальта - 5%.
Третий ключевой элемент - естественный графит, поставляется на 67% из Китая. Другие компоненты типа никеля и марганца распределены более равномерно. В случае наступления форс-мажора, данные обстоятельства могут привести к перебоям в поставках и существенному росту стоимости отечественных батарей, поскольку на сырье приходится порядка 45% стоимости литий-ионных аккумуляторов.
Вывод
Реализация инвестиционного мегапроекта по строительству в Беларуси современного предприятия по производству электрических накопителей соответствует долговременной стратегии на формирование в стране т.н. экономики знаний, основанной на ряде прорывных высокотехнологических проектах VI технологического уклада.
В то же время непосредственно проект, инициированный гендиректором "Росатома" Алексеем Лихачевым, несет достаточно высокие риски, как непосредственно в его реализации, так и последующей окупаемости.
В этой части, имеет смысл обсуждать с инициатором данного инвестпредложения - ГК "Росатом" - варианты диверсификации потенциальных рисков. В частности, в соответствии с классической методологией риск-менеджмента, одним из таких вариантов является вхождение ГК "Росатом" в число акционеров белорусской гигафабрики, со всеми вытекающими обязательствами.-0-