ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Понедельник, 25 ноября 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность -2°C
Все новости
Все новости
Комментарии
05 марта 2015, 16:08

Ставка на кемпинги - в Беларуси серьезно займутся развитием автотуризма

Ставка на кемпинги - в Беларуси серьезно займутся развитием автотуризма

По данным Европейской федерации ассоциаций кемпингов и караван-стоянок, путешествие в домах на колесах выбирает едва ли не каждый четвертый путешествующий по Старому Свету. Любовь европейцев к караванингу доказывают и другие цифры: здесь расположено 26 тыс. кемпингов, ежегодно фиксируется 450 млн ночевок в них с доходом в 15,9 млрд евро. Предпочтение кемпингам отдают более 50% голландцев, 25% немцев, 10-12% французов. Путешествия в домах на колесах выбирают люди разных возрастов и профессий, однако большинство европейских кемперов пока объезжает Беларусь стороной. Кстати, производство автодомов налажено и у нас, но пересадить на колеса белорусских путешественников пока не удалось. Впрочем, в последние годы представители туристической индустрии не раз заявляли, что развитие караванинга должно обеспечить наплыв гостей в страну. Как в Беларуси будут создавать рай для караванеров, корреспонденту БЕЛТА рассказали в Национальном агентстве по туризму.

ПРЯНИК ДЛЯ БИЗНЕСА

В Нацагентстве по туризму поясняют, что европейскими лидерами по количеству кемпингов считаются Италия, Нидерланды, Германия и Франция, на территории каждой из стран действуют более 300 кемпингов. Более десятка европейских стран, в том числе соседние Польша и Украина, имеют от 40 до 50 кемпингов. В Беларуси караванинг только начинает развиваться, сейчас в стране действует около 20 кемпингов, так что сравнение с другими странами пока совсем не в нашу пользу.

Исправить эту ситуацию должна своего рода дорожная карта автотуризма - утвержденный план мероприятий по развитию кемпингов и караванинга в Беларуси на 2015-2016 годы. Уже в этом году Беларусь собирается увеличить количество стоянок более чем в два раза, к 2016 году должно быть оборудовано не менее 38 кемпингов.

Конечно, эта цифра могла бы быть значительно больше, но бизнес ждет особых условий для тех, кто будет строить кемпинги. В качестве примера можно вспомнить опыт развития агроэкотуризма. В 2006 году свои услуги туристам могли предложить всего лишь 34 усадьбы, а сегодня их число выросло практически в 60 раз. И агроэкотуризм продолжает набирать популярность, в прошлом году поток туристов в агроусадьбы увеличился на 17% до 320 тыс. человек, в 2013 году - на 22%. Конечно, такой рост произошел не на пустом месте: в свое время финансовую поддержку хозяевам усадеб предложил Белагропромбанк. Сейчас таким же образом хотят внедрить механизмы кредитования для развития караванинга, другое дело, заинтересуются ли этим проектом сами банки.

ИЗ РИВЬЕРЫ В НЕСВИЖ

В Нацагентстве по туризму показывают карту кемпингов и отмечают закономерность: большинство площадок размещается на западе страны, при этом треть находится на территории Брестской области и концентрируется у границы с Польшей.

Предполагается, что в дальнейшем кемпинги в интересах туристов будут строиться согласно разработанной схеме. Это поможет избежать соседства с крупными промышленными предприятиями и другими подобными объектами. Что касается европейского опыта в этом вопросе, в Нацагентстве по туризму поясняют: если кемпинг в Европе предназначен в первую очередь для активного коммерческого использования, то, как правило, он имеет крупные размеры и территориально приурочен к зонам повышенного туристического спроса. Это крупные туристические центры (например кемпинги на территории или в пределах 10-20-минутной досягаемости от Венеции, Флоренции, Варшавы), места для пляжного туризма (Лазурный Берег, испанская и итальянская Ривьера, озеро Балатон), места, где развит событийный туризм, проходят фольклорные и национальные фестивали (Прованс), крупные спортивные и музыкальные мероприятия.

В Нацагентстве по туризму называют самые удачные места для будущих белорусских кемпингов. Как показывает статистика последних лет, белорусскую столицу ежегодно посещают более половины всех туристов, приехавших в страну. Логично, что кемпинги были бы востребованы в самом Минске или непосредственной близости от него.

Не пришлось бы пустовать и кемпингам вблизи областных центров, полагают специалисты. Популярностью могли бы пользоваться сети стоянок возле Бреста и Витебска (например во время "Славянского базара"), есть потенциал у зоны размещения вблизи Гродно. Предлагается оборудовать кемпинги вдоль загруженных трасс, около водоемов и национальных парков. Как правило, вблизи нацпарков средства размещения есть, но в туристический сезон мест в них катастрофически не хватает.

Еще один вариант размещения - так называемые кластерные кемпинги. Они могли бы расположиться возле туристических цепочек Мир - Несвиж - Новогрудок - озеро Свитязь, Туров - Пинск - Припятский национальный парк.

Что касается маршрута для автотуристов от Ривьеры до Несвижа, то, как отметили в Нацагентстве по туризму, большинству белорусских кемпингов еще предстоит интегрироваться в международные информационные системы и системы бронирования. Например, пока ни один отечественный кемпинг не представлен в самой крупной в Европе системе поиска кемпингов ACSI Eurocampings. Более того, Беларусь не входит в зону действия этой системы, хотя среди ее участников представлены ее страны-соседки.

ЗАВТРАК В НОМЕР ИЛИ КЕМПЕР?

В Нацагентстве по туризму поясняют, что практически все кемпинги в Беларуси находятся у водоемов, везде есть стандартный набор: водоснабжение, канализация, душ, электричество и другие удобства. Впрочем, туристы становятся все требовательнее, хозяевам будущих кемпингов стоит позаботиться о наличии Wi-Fi, детских площадок и игровых зон.

Если постояльцы гостиниц ориентируются на количество звезд, то гости отечественных кемпингов могут доверять собственной шкале оценки комфортности: международные стандарты и системы менеджмента качества кемпингов у нас пока не внедрены. Хотя в Европе звезды присваивают и кемпингам, например, уровень сервиса на немецких площадках оценивают с помощью пяти критериев (санитарно-гигиеническое оборудование, месторасположение, снабжение, отдых и развлечения и отдых на воде).

Впрочем, "звездность" гостиницы еще не гарантирует ее загрузку, и это видно на примере белорусских отелей. Оптимальной считается загрузка 65-70%, белорусские средства размещения, по данным Белстата, в 2014 году были заполнены на 34%, в 2013-м - на 41%, в 2012-м - на 43%. При этом специалисты Нацагентства по туризму отмечают: несмотря на то, что количество гостиниц ежегодно растет, обеспеченность местами не дотягивает до среднеевропейских показателей.

Что касается цен на гостиничные номера, то они постепенно снижаются, но до сих пор отпугивают туристов. "Анализ стоимости проживания в трехзвездочных отелях Минска показывает, что цена может быть сдерживающим фактором при выборе мест размещения, а потенциальный постоялец зачастую будет продумывать альтернативные варианты, вплоть до транзитного перемещения", - поясняют специалисты.

В Нацагентстве по туризму обращают внимание, что некоторые стоянки для автодомов изначально строятся как площадки для отдыха, другие предназначены как раз для бюджетных ночевок. В такой ситуации отечественные кемпинги вполне могут стать альтернативой гостиницам, особенно столичным. Тем более что в будущем концентрация кемпингов у границ Минска должна значительно увеличиться. Ожидается, что новые кемпинги могут появиться с западной и восточной стороны самого загруженного направления движения - трассы М1/Е30 Брест - Минск - граница Российской Федерации, с западной стороны трассы М6/Е28 Минск - Гродно и трассы М6/Е28 Минск - Ошмяны - граница Литовской Республики, с северной стороны трассы М8/Е95 граница Российской Федерации - Витебск - Гомель - граница Украины.

ПУТЕШЕСТВИЯ БЕЗ ГРАНИЦ

По оценкам специалистов туристического рынка, развитие караванинга способно привлечь в Беларусь десятки тысяч туристов. Вместе с тем эксперты отмечают, что Беларусь по-прежнему остается страной спонтанного и непродолжительного отдыха: иностранцы гостят у нас в среднем по четыре дня, и эта тенденция сохраняется последние несколько лет. Как правило, решение о поездке принимается за считаные дни, и на получение визы иногда попросту нет времени. В итоге, свободно путешествуя по той же Польше, Литве или Латвии, автотуристы объезжают Беларусь стороной. И не только из-за стоимости самой визы, сколько из-за процедуры ее получения. Опыт в плане либерализации визового режима уже есть: во время чемпионата мира по хоккею в Минске болельщикам вместо визы достаточно было предъявить билет на матч. Учитывая положительные отзывы об этом эксперименте, Минспорта и туризма направило в Совет Министров свои предложения касательно организации въезда туристов в страну, в частности, министерство предложило отменить доплату за срочность получения белорусской визы. Надежда на продвижение в визовом вопросе уже в ближайшем будущем есть: не исключено, что Беларусь и ЕС могут выйти на парафирование соглашения об облегчении визового режима уже к саммиту "Восточного партнерства" в мае.

Кроме того, на днях шла речь о создании единого визового пространства Беларуси и России. Планируется подготовить соглашение о взаимном признании виз, выданных гражданам зарубежных государств. Если такое решение будет принято, Беларусью могут заинтересоваться почти 29 млн потенциальных туристов - столько человек побывало в России в 2014 году, которая, по данным Всемирной туристской организации, вошла в топ-10 самых посещаемых стран.
 
Еще одно предложение, которое обсуждается вот уже несколько месяцев, - разрешить иностранцам посещать без визы белорусскую часть Беловежской пущи. Эта инициатива может стать реальностью для караванеров и других туристов уже в этом году.
Топ-новости
Свежие новости Беларуси