Почти четверть трудовых ресурсов Беларуси сконцентрирована в Минске. У работников столицы традиционно самый высокий в стране средний уровень заработной платы. Вместе с тем город столкнулся с проблемой низкой производительности труда, что одновременно с необоснованным ростом доходов населения может привести к нарушению экономического баланса. Мингорисполком предлагает пути выхода из сложившейся ситуации с учетом сохранения достойного уровня жизни населения. Требуют новых взглядов, подходов и вопросы социальной защиты. В приоритете по-прежнему большие и крепкие семьи, активная трудовая деятельность, приносящая достаток, достойная жизнь в пожилом возрасте.
ЗАРПЛАТА - ОТ СЛОВА "ЗАРАБОТАТЬ"
За декабрь 2013 года работники Минска получили в среднем Br7 млн 962,8 тыс. (для сравнения: средняя заработная плата в Беларуси составила Br5 млн 854,7 тыс.). Наиболее высокооплачиваемыми в столице остаются работники финансовой сферы, строительной отрасли, промышленности, транспорта и связи. Ниже среднегородского уровня зарплата сложилась в организациях текстильного и швейного производства, торговли, ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования, общественного питания.
Эксперты прогнозируют дальнейшее повышение заработной платы работников столицы. В декабре 2014 года она превысит Br9,3 млн. Заместитель председателя Мингорисполкома Жанна Бирич отметила: "В наступившем году по-прежнему высокой будет заработная плата у работников финансовой сферы, строительных организаций. В то же время не будет расти высокими темпами зарплата в промышленности, поскольку существенно снижены объемы производства, есть проблемы с реализацией. Однако у города имеется резерв - работа предпринимательского сектора, который занимает большой удельный вес в экономических показателях".
Столичные организации в 2013 году так и не преодолели негативную тенденцию превышения темпов роста заработной платы над темпами роста производительности труда (116,9% и 102,1% соответственно). Наибольший дисбаланс отмечался в организациях торговли и общественного питания, промышленности, транспорта и связи. Преодолеть низкий рубеж производительности труда возможно путем проведения комплексной модернизации и повышения эффективности вложенных инвестиций.
Решить проблему можно и с помощью эффективной системы стимулирования труда. Для повышения мотивации работников столичных организаций продолжается внедрение комиссионных систем, "плавающих окладов", выплат ежемесячного вознаграждения, грейдирования. Таким образом, нанимателям предоставлена свобода в выборе системы оплаты труда работников. На практике же большинство нанимателей, к сожалению, не используют эти возможности. Только четверть валообразующих организаций города применяет гибкие системы оплаты труда, позволяющие устанавливать размер зарплаты в зависимости от трудового вклада работника.
По мнению Жанны Бирич, со временем все столичные предприятия реального сектора экономики перейдут на гибкие системы оплаты труда. Это будет также способствовать закреплению кадров.
Что касается своевременности выплаты заработной платы, то нарушение сроков, а порой и задолженность в течение прошлого года допускали 8 организаций города. В этой связи отраслевой комитет Мингорисполкома внес в Министерство труда и социальной защиты предложения по ужесточению ответственности нанимателя за это нарушение законодательства о труде. Данная мера предусматривает выплату неустойки нанимателем за каждый день просрочки. Если в течение календарного года установлено три или более фактов несвоевременной выплаты зарплаты субъектами хозяйствования частной формы собственности, то предлагается предоставить право Мингорисполкому и облисполкомам вносить ходатайства об их ликвидации.
КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ
В экономике Минска в 2013 году были заняты 1 млн 78 тыс. человек. Уровень регистрируемой безработицы не превысил 0,2% от экономически активного населения - это самый низкий показатель в республике. На одного безработного приходилось 11-16 свободных рабочих мест. Больше всего в кадрах нуждались предприятия промышленности, строительства, транспорта и связи, учреждения здравоохранения. Спрос на рабочую силу растет, при этом сохраняется его структурно-профессиональный дисбаланс: более 70% вакансий предназначены для рабочих. В связи с этим Мингорисполком внес в правительство предложения по оптимизации рынка труда и повышению престижа профтехобразования, а также по кардинальной перестройке системы образования в соответствии с потребностями экономики.
Рост производительности труда напрямую зависит от кадровой политики предприятий. Положительную роль здесь может сыграть внедрение карты профессионального роста (система стимулирования и повышения квалификации работников). Причем речь идет не только о квалифицированных рабочих, среднем персонале, но и о подготовке руководящих кадров. К слову, Мингорисполком считает целесообразным создать при Академии управления при Президенте Беларуси комиссию по аттестации менеджеров высшего звена предприятий, которая будет "отсеивать" некомпетентных руководителей.
Обеспокоенность вызывает рост вынужденной неполной занятости. По сравнению с 2012 годом потери рабочего времени по этой причине возросли в 2,3 раза. В настоящее время комитет по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома формирует перечень организаций, которые смогут предложить временную занятость в рамках оплачиваемых общественных работ для работников, находящихся в вынужденных неоплачиваемых отпусках.
"Для ряда организаций города характерны высокая текучесть кадров, их излишняя численность, в том числе сотрудников управленческого аппарата, низкий уровень оплаты труда. В этой связи повышение эффективности использования кадровых ресурсов имеет особую значимость", - считает председатель комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома Жанна Романович. Проведение кадровой диагностики, по ее словам, пока не приносит значимых результатов, однако заинтересованность нанимателей в решении проблемы эффективного использования кадрового потенциала заметно повысилась.
В ПРИОРИТЕТЕ - ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ
В Минске продолжается работа, направленная на укрепление потенциала семьи, совершенствование мер социальной защиты. И это приносит свои плоды. В 2013 году количество брачных союзов возросло на 9,8% по сравнению с 2012-м, а число разводов уменьшилось на 2,9%. Укрепляется тенденция увеличения рождаемости.
Однако при этом в Минске по-прежнему доминируют однодетные семьи (более 70% от их общего числа, или 165,1 тыс. семей). В связи с этим акцент делается на стимулирование рождения второго ребенка в семьях. Комитет по труду, занятости и социальной защите совместно с Минским городским объединением организаций профсоюзов разработал дополнительные трудовые и социальные гарантии работникам, воспитывающим двоих и более детей для внесения в коллективные договоры. Так, предлагается ежемесячное предоставление свободных от работы дней матери либо отцу, воспитывающих двоих и более детей в возрасте до 16 лет.
Особое внимание традиционно уделяется поддержке многодетных семей. В настоящее время на учете в органах соцзащиты состоят около 8,8 тыс. таких семей - на 21% больше, чем год назад. Из городского бюджета на социальную поддержку многодетных семей в прошлом году было направлено свыше Br7,5 млрд.
Малообеспеченные и находящиеся в трудной жизненной ситуации семьи могут рассчитывать на помощь государства. В минувшем году почти 20,9 тыс. жителей столицы получили адресную социальную помощь на общую сумму Br45,5 млрд. Средний размер ежемесячного социального пособия в расчете на одного получателя в целом по Минску составил Br206,6 тыс., единовременного социального пособия - Br1 млн 23,8 тыс. Основные получатели этих пособий - неполные и многодетные семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей. Кроме того, государственная поддержка предоставлена 296 одиноким пенсионерам и инвалидам, 213 безработным и 264 гражданам, освободившимся из мест лишения свободы.
Общее количество получателей государственной адресной социальной помощи в Минске по сравнению с 2012 годом уменьшилось на 2,4%. Это обусловлено ростом доходов населения в 2012-2013 годах, а также значительным увеличением с января прошлого года размеров детских пособий.
Особое внимание в текущем году будет уделяться внедрению новых форм социального обслуживания населения: предоставлению услуг на основе договоров пожизненного содержания с иждивением, краткосрочному и платному пребыванию пожилых людей и инвалидов в стационарных учреждениях. В 2013 году в столице было заключено шесть договоров ренты, в том числе три договора на условиях проживания в переданном под выплату ренты жилом помещении, и столько же - в доме-интернате. В конце 2013 года Мингорисполком принял решение о заключении договоров пожизненного содержания с иждивением еще с десятью одинокими людьми.