В эти дни завершается вступительная кампания в вузы Беларуси. Студентами 54 государственных и частных вузов станут более 91 тыс. человек. Государственные вузы планировали принять 77,3 тыс. человек, из них на дневную форму получения образования - 45,2 тыс., заочную - 31,8 тыс. человек. На обучение за счет средств бюджета было запланировано принять 32,2 тыс. студентов. Это означает, что все остальные поступившие будут оплачивать свое обучение в вузе. О цене диплома и о том, как она формируется, корреспонденту БЕЛТА рассказали ректор Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники (БГУИР) Михаил Батура и ректор Минского государственного лингвистического университета (МГЛУ) Наталья Баранова.
Какова цена диплома о высшем образовании?
При установлении стоимости обучения в расчет берут не только финансовые параметры и стандарты, но и такие факторы, как контингент белорусских обучающихся, их социально-экономическое положение и многое другое.
По мнению ректора БГУИРа Михаила Батуры, в нынешнем году вузы предложили студентам оптимальный вариант получения платного образования. Средняя стоимость обучения в БГУИРе составила около Br13,7 млн. за учебный год. В зависимости от факультета и выбранной специальности студентам придется платить за год обучения в университете от Br12,7 млн. до Br14,7 млн. Михаил Батура обратил внимание на то, что в этом году все вузы заключают договоры на обучение со всеми студентами - бюджетниками и платниками. Стоимость обучения зафиксирована во всех договорах, в отличие от прошлых лет, когда она указывалась только в договорах со студентами-платниками.
Обучение в МГЛУ в 2012/2013 учебном году будет стоить первокурснику Br10,7 млн., а заочнику - чуть более Br3,5 млн.
За что платим?
Значительный объем средств из тех, что БГУИР получает в качестве оплаты обучения студентов, вуз направляет на обновление оборудования. Дело в том, что на всех занятиях в университете - лекционных и лабораторных - используют очень дорогостоящее оборудование. И руководство университета постоянно обновляет учебно-лабораторную базу. Это делается для того, чтобы студенты обучались на самых современных аппаратах. Например, в 2012 году в БГУИРе запланировано закупить лабораторного оборудования более чем на Br10 млрд., а за 2011 год на эти цели было выделено Br7 млрд. Иначе не получается, убежден Михаил Батура, ведь экономить на закупке нового, современного оборудования - это значит экономить на качестве подготовки специалиста.
Еще одна серьезная статья расходов - это электронные библиотеки. В БГУИРе создано уже три такие библиотеки. В разных корпусах вуза расположены библиотеки, в которых есть доступ ко всем электронным ресурсам вуза, а также к Национальной библиотеке и к Интернету. Конечно же, развитие этих услуг стоило университету немалых затрат, и сейчас поддержка всех сервисов на современном уровне также оплачивается из средств вуза. Кстати, из этих же средств оплачивает вуз и работу корпоративной компьютерной сети, к которой на сегодняшний момент подключены более 4 тыс. компьютеров, в том числе и в общежитиях вуза.
По каждой дисциплине (а их более 900) в БГУИРе созданы электронные учебно-методические комплексы дисциплин (ЭУМКД), каждый из которых содержит в электронном виде программы дисциплин, конспекты лекций, программы для выполнения в электронном виде лабораторных работ, для тестирования и самостоятельных работ. Их разработка и совершенствование также стоит громадных средств.
Кроме того, университет финансирует создание и обновление физкультурно-оздоровительной базы, оборудование комнат нового общежития, которое должно открыться в октябре в Студенческой деревне.
Ректор МГЛУ Наталья Баранова по поводу размера оплаты обучения также отметила, что МГЛУ обеспечивает качество образования и это требует постоянных финансовых затрат на развитие материально-технической базы вуза. Например, на приобретение современного оборудования для использования в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий для обучения переводу; для оборудования лабораторий, позволяющих осваивать инновационные технологии обучения иностранному языку, самостоятельно разрабатывать мультимедийные учебные материалы и дидактические средства обучения, для закупки электронных источников информации на иностранных языках. А ведь вуз обеспечивает подготовку по 18 языкам. Получается недешево, но и отказаться от инновационного развития нельзя, так как произойдет моментальное отставание в уровне подготовленности специалистов в сравнении с зарубежными вузами.
Скидка - хорошо, а заработать - лучше
БГУИР, как и другие вузы, предоставляет студентам различные возможности для снижения платы за обучение. Так, например, проучившись один учебный год на "хорошо" и "отлично", абитуриент может быть переведен на бюджетное отделение. Причем такая возможность сохраняется весь период обучения. Наличие высоких баллов в зачетке также может служить основанием для снижения платы за обучение на 20-50% в зависимости от качества освоения знаний.
В БГУИРе накоплен большой опыт предоставления студентам работы по различным направлениям. Большинство студентов со второго-третьего курса начинают подрабатывать. У них уже появляется резерв времени и знаний для того, чтобы где-то работать. Например, сейчас как никогда востребованы специалисты для работы в компаниях - резидентах ПВТ. Так что любой студент-платник, поступая в БГУИР, планирует, что с третьего курса он сможет сам помогать родителям или даже полностью зарабатывать на свое образование. Как говорит ректор, вуз не против такой работы. Мало того, все факультеты заинтересованы в этой практической составляющей образовательного процесса и даже идут навстречу таким студентам, оптимизируют расписание, чтобы оно было как можно более удобно для работающих.
Ректор вуза поддерживает задачу, которую поставил Президент страны Александр Лукашенко на встрече с министром образования Сергеем Маскевичем о расширении практической подготовки студентов. Он также отметил, что БГУИР готов подключиться к работе по введению своеобразного распределения студентов после третьего курса по некоторым специальностям, чтобы готовность будущего молодого специалиста к практической работе была оптимальна.
Все студенты МГЛУ, которые учатся успешно, также один раз в году в конце августа могут подать заявление на перевод на бюджет или на снижение платы за обучение. В последние годы число студентов, которые переведены на бюджетное обучение, не очень много. В 2011/2012 учебном году их было семеро, хотя вакантных мест было больше. Учиться отлично непросто, а для перевода на бюджетное обучение нужно иметь 75% "девяток" и "десяток" и ни одного балла ниже "семи", плюс активно участвовать в общественно-научной жизни вуза. Зато на частичное снижение платы за обучение подают заявления многие студенты МГЛУ. Ежегодно для 100-150 из них оплата снижается на 20-60% стоимости.
Некоторые абитуриенты целенаправленно поступают в вуз на конкретную специальность и ради ее получения готовы платить. Например, в МГЛУ на отделение английского языка переводческого факультета проходной балл среди абитуриентов, участвовавших в городском конкурсе, составил 362, а в сельском - 332, на факультете межкультурных коммуникаций на отделение немецкого языка - соответственно 352 и 347. По отдельным специальностям на платную форму обучения подали заявления абитуриенты, имеющие 352, 340 баллов. Ректор Наталья Баранова во время встречи с родителями таких абитуриентов предложила им подать документы на другие специальности вуза, ведь баллы были действительно достойные и ребята вполне могли претендовать на бюджетные места в конкурсе на другую специальность. Однако и родители и дети отказались.
Вывод из всего выше сказанного напрашивается следующий: знания нужны в современном обществе и они имеют свою цену, которая должна соответствовать качеству подготовки специалиста, современным реалиям и при этом быть доступной.