РЕГИСТРИРУЙТЕ ПРЕДПРИЯТИЕ НЕ ВЫХОДЯ ИЗ ДОМА
В Беларуси 1 сентября 2011 года стартует пилотный проект по введению электронной регистрации субъектов хозяйствования. На начальном этапе подать документы через Интернет можно будет для регистрации частных унитарных предприятий и индивидуальных предпринимателей, пока только в белорусской столице. Далее, в случае успешной работы, электронная регистрация станет возможна для всех субъектов хозяйствования. О том, что такое электронная регистрация, как она будет осуществляться, каковы ее перспективы и преимущества, корреспондент БЕЛТА побеседовала с начальником управления Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР) Министерства юстиции Беларуси Галиной Подрезенок.
Электронная регистрация для Беларуси в новинку, поэтому для начала территориально ограничивается возможность регистрации предприятий через Интернет и вводится для тех субъектов хозяйствования, от которых требуется предоставление наименьшего количества документов.
Галина Подрезенок подчеркнула, что было бы не совсем правильно вводить электронную регистрацию сразу по всей стране, поскольку созданная информационная система требует апробирования, а проще это сделать в отдельно взятом регионе, в частности в Минске, и на отдельных видах субъектов хозяйствования (ЧУП и ИП). "По результатам обкатки, возможно, система будет использоваться на всей территории Беларуси и всеми субъектами хозяйствования", - сказала специалист.
Сам процесс электронной регистрации достаточно прост. Заявителю необходимо подготовить пакет документов, предусмотренный декретом №1, затем зайти на веб-портал по электронному адресу www.egr.gov.by.
Открытая часть портала будет доступна для всех пользователей сайта. Она содержит необходимую справочную информацию, нормативно-правовые акты, которые действуют в этой сфере, а также перечень регистрирующих органов, списки зарегистрированных и исключенных из ЕГР субъектов хозяйствования.
Непосредственно услуга по государственной регистрации будет возможна только авторизованным пользователям. Для этого необходимо приобрести в информационно-издательском центре Министерства по налогам и сборам ключ электронной цифровой подписи. "На данный момент стоимость ключа для юридических лиц составляет около Br272 тыс. без НДС, для физических лиц - около Br163 тыс. без НДС", - сообщила Галина Подрезенок.
Далее заявитель заходит с помощью ключа в закрытую часть веб-портала для заполнения заявления на регистрацию. Формы заявлений разработаны в электронном виде, авторизированному пользователю нужно только внести в заявление свои данные. Для упрощения процедуры на портале предусмотрены многочисленные подсказки, например классификаторы. То есть если желающий зарегистрировать предприятие не может точно сформулировать, к примеру, планируемые к осуществлению виды деятельности, он может воспользоваться соответствующим классификатором.
Кроме того, с помощью веб-портала можно будет согласовать наименование предприятия, проверив предварительно, согласовывалось ли выбранное название ранее, тут же заполнить заявление и направить его на согласование.
Регистрация ЧУП или ИП будет осуществляться только после оплаты государственной пошлины за регистрацию. При электронной государственной регистрации пошлину можно оплатить посредством Единого расчетного информационного пространства (ЕРИП), в кассах банков, инфокиосках.
После подтверждения оплаты государственной пошлины документы направляются в регистрирующий орган, где их рассматривают сразу же после получения, как если бы гражданин пришел туда самостоятельно. Уведомление об осуществлении регистрации либо об отказе с указанием оснований приходит заявителю по электронной почте с электронной цифровой подписью сотрудника регистрирующего органа.
Однако это не означает, что теперь граждане могут зарегистрировать свое предприятие только через Интернет и никак иначе. Если заявитель не желает приобретать и пользоваться ключом электронной цифровой подписи, он может прийти на прием в регистрирующий орган и традиционным способом осуществить регистрацию, то есть подать документы в бумажном виде. "Выбор есть, и это самое главное", - считает Галина Подрезенок.
И возможности портала www.egr.gov.by не ограничиваются подачей документов в электронном виде. С помощью этого веб-портала заявитель получит документы, подтверждающие регистрацию, в частности свидетельство о регистрации, устав в электронном виде, подписанные электронной цифровой подписью сотрудника регистрирующего органа. Правда, есть одна проблема: государственные органы не всегда принимают электронные документы. "По сути, они должны это делать. Это прописано в законе об электронном документе и электронной цифровой подписи, - подчеркнула Галина Подрезенок. - Думаю, что после внесения изменений в нормативно-правовые акты, касающиеся административных процедур, госорганы будут это делать".
Кроме того, на веб-портале лицензирующим органам будет предоставлена возможность ознакомиться в электронном виде с документами, подтверждающими государственную регистрацию.
Возможно, в перспективе можно будет вообще отказаться от выдачи свидетельства о государственной регистрации, а оставить обязательной для предоставления лишь выписку из ЕГР. Ведь недобросовестные собственники имущества предприятий зачастую используют свидетельство о регистрации, даже когда само предприятие находится в стадии ликвидации. В этом случае свидетельство может подтвердить лишь факт регистрации, а в выписке из ЕГР указывается статус предприятия на момент выдачи этой выписки (действующий, находится в процессе ликвидации, исключен из ЕГР).
Сегодня и банки Беларуси переходят на электронный документооборот, подключившись к автоматизированной информационной системе "Взаимодействие". Таким образом они регулярно информируют налоговые органы и Фонд соцзащиты об открытии и закрытии счетов субъектов хозяйствования. "В перспективе, сотрудничая с банками, мы хотим нашим пользователям предоставить возможность открывать банковские счета в электронном виде. Это быстро и удобно. И это далеко не все возможности, которые может предоставить наш портал", - заверила Галина Подрезенок.
Екатерина МАРКОВИЧ
В Беларуси 1 сентября 2011 года стартует пилотный проект по введению электронной регистрации субъектов хозяйствования. На начальном этапе подать документы через Интернет можно будет для регистрации частных унитарных предприятий и индивидуальных предпринимателей, пока только в белорусской столице. Далее, в случае успешной работы, электронная регистрация станет возможна для всех субъектов хозяйствования. О том, что такое электронная регистрация, как она будет осуществляться, каковы ее перспективы и преимущества, корреспондент БЕЛТА побеседовала с начальником управления Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР) Министерства юстиции Беларуси Галиной Подрезенок.
Электронная регистрация для Беларуси в новинку, поэтому для начала территориально ограничивается возможность регистрации предприятий через Интернет и вводится для тех субъектов хозяйствования, от которых требуется предоставление наименьшего количества документов.
Галина Подрезенок подчеркнула, что было бы не совсем правильно вводить электронную регистрацию сразу по всей стране, поскольку созданная информационная система требует апробирования, а проще это сделать в отдельно взятом регионе, в частности в Минске, и на отдельных видах субъектов хозяйствования (ЧУП и ИП). "По результатам обкатки, возможно, система будет использоваться на всей территории Беларуси и всеми субъектами хозяйствования", - сказала специалист.
Сам процесс электронной регистрации достаточно прост. Заявителю необходимо подготовить пакет документов, предусмотренный декретом №1, затем зайти на веб-портал по электронному адресу www.egr.gov.by.
Открытая часть портала будет доступна для всех пользователей сайта. Она содержит необходимую справочную информацию, нормативно-правовые акты, которые действуют в этой сфере, а также перечень регистрирующих органов, списки зарегистрированных и исключенных из ЕГР субъектов хозяйствования.
Непосредственно услуга по государственной регистрации будет возможна только авторизованным пользователям. Для этого необходимо приобрести в информационно-издательском центре Министерства по налогам и сборам ключ электронной цифровой подписи. "На данный момент стоимость ключа для юридических лиц составляет около Br272 тыс. без НДС, для физических лиц - около Br163 тыс. без НДС", - сообщила Галина Подрезенок.
Далее заявитель заходит с помощью ключа в закрытую часть веб-портала для заполнения заявления на регистрацию. Формы заявлений разработаны в электронном виде, авторизированному пользователю нужно только внести в заявление свои данные. Для упрощения процедуры на портале предусмотрены многочисленные подсказки, например классификаторы. То есть если желающий зарегистрировать предприятие не может точно сформулировать, к примеру, планируемые к осуществлению виды деятельности, он может воспользоваться соответствующим классификатором.
Кроме того, с помощью веб-портала можно будет согласовать наименование предприятия, проверив предварительно, согласовывалось ли выбранное название ранее, тут же заполнить заявление и направить его на согласование.
Регистрация ЧУП или ИП будет осуществляться только после оплаты государственной пошлины за регистрацию. При электронной государственной регистрации пошлину можно оплатить посредством Единого расчетного информационного пространства (ЕРИП), в кассах банков, инфокиосках.
После подтверждения оплаты государственной пошлины документы направляются в регистрирующий орган, где их рассматривают сразу же после получения, как если бы гражданин пришел туда самостоятельно. Уведомление об осуществлении регистрации либо об отказе с указанием оснований приходит заявителю по электронной почте с электронной цифровой подписью сотрудника регистрирующего органа.
Однако это не означает, что теперь граждане могут зарегистрировать свое предприятие только через Интернет и никак иначе. Если заявитель не желает приобретать и пользоваться ключом электронной цифровой подписи, он может прийти на прием в регистрирующий орган и традиционным способом осуществить регистрацию, то есть подать документы в бумажном виде. "Выбор есть, и это самое главное", - считает Галина Подрезенок.
И возможности портала www.egr.gov.by не ограничиваются подачей документов в электронном виде. С помощью этого веб-портала заявитель получит документы, подтверждающие регистрацию, в частности свидетельство о регистрации, устав в электронном виде, подписанные электронной цифровой подписью сотрудника регистрирующего органа. Правда, есть одна проблема: государственные органы не всегда принимают электронные документы. "По сути, они должны это делать. Это прописано в законе об электронном документе и электронной цифровой подписи, - подчеркнула Галина Подрезенок. - Думаю, что после внесения изменений в нормативно-правовые акты, касающиеся административных процедур, госорганы будут это делать".
Кроме того, на веб-портале лицензирующим органам будет предоставлена возможность ознакомиться в электронном виде с документами, подтверждающими государственную регистрацию.
Возможно, в перспективе можно будет вообще отказаться от выдачи свидетельства о государственной регистрации, а оставить обязательной для предоставления лишь выписку из ЕГР. Ведь недобросовестные собственники имущества предприятий зачастую используют свидетельство о регистрации, даже когда само предприятие находится в стадии ликвидации. В этом случае свидетельство может подтвердить лишь факт регистрации, а в выписке из ЕГР указывается статус предприятия на момент выдачи этой выписки (действующий, находится в процессе ликвидации, исключен из ЕГР).
Сегодня и банки Беларуси переходят на электронный документооборот, подключившись к автоматизированной информационной системе "Взаимодействие". Таким образом они регулярно информируют налоговые органы и Фонд соцзащиты об открытии и закрытии счетов субъектов хозяйствования. "В перспективе, сотрудничая с банками, мы хотим нашим пользователям предоставить возможность открывать банковские счета в электронном виде. Это быстро и удобно. И это далеко не все возможности, которые может предоставить наш портал", - заверила Галина Подрезенок.
Екатерина МАРКОВИЧ