Таможенный союз Беларуси, России и Казахстана ждет пополнение. В скором времени его участниками собираются стать две страны. По итогам саммита в Москве была утверждена дорожная карта по присоединению Армении к ТС и ЕЭП. Кроме того, главы государств таможенной "тройки" договорились, что на экспертном уровне продолжится работа над дорожной картой по присоединению Кыргызстана. Об особенностях региональной экономической интеграции, сложностях и основных этапах, которые предстоит пройти странам - участницам ТС/ЕЭП, вместе с корреспондентом БЕЛТА рассуждала доктор экономических наук профессор декан факультета международных экономических отношений Белорусского государственного экономического университета Галина Шмарловская. Она прокомментировала итоги заседания Высшего Евразийского экономического совета.
"Международная региональная экономическая интеграция - одна из тенденций развития и объективная необходимость для стран, решающих проблемы вхождения в мировую экономику. В связи с этим Беларусь инициировала развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве и последовательно принимает меры по их реализации", - отметила Галина Шмарловская.
Она обратила внимание на то, что Беларусь является участником ряда интеграционных образований. Особое внимание уделяется деятельности ТС и ЕЭП с перспективой перехода в 2015 году к Евразийскому экономическому союзу.
Участвуя в интеграционных процессах, необходимо учитывать определенные положения. "Мировая теория и практика развития экономической интеграции, во-первых, выработали определенные этапы (преференциальные соглашения, зоны свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз), каждый из которых выполняет свою функциональную роль; во-вторых, доказали, что прохождение этих этапов предполагает строгую последовательность и что создание интеграционного образования означает делегирование (передачу) части функций правительств на наднациональный уровень", - подчеркнула декан факультета международных экономических отношений БГЭУ.
Это предопределено тем, что на каждом этапе принимаются соответствующие меры по либерализации законодательств стран-участниц. На этапе преференциальных соглашений сохраняются национальные таможенные тарифы каждой из стран и отсутствуют межгосударственные органы. В условиях зоны свободной торговли происходит полная отмена таможенных тарифов во взаимной торговле, но сохраняются национальные таможенные тарифы в отношении третьих стран и возможно создание небольшого межгосударственного секретариата. В таможенном союзе вводится общий таможенный тариф и единая система нетарифного регулирования в отношении третьих стран, обеспечивается полная свобода перемещения товаров и услуг внутри региона, создается развитая система межгосударственных органов. В условиях общего рынка подписывается договор о свободе движения товаров, услуг и факторов производства (капитала, трудовых ресурсов). На этапе экономического союза осуществляются меры по координации макроэкономической политики, гармонизации законодательства в валютной, бюджетно-налоговой, денежной областях; создаются органы, способные принимать оперативные решения от лица группировки, а правительства согласованно отказываются от части своих функций и передают их наднациональным органам.
"Следовательно, прежде чем переходить от одного этапа к последующему, необходимо решить поставленные задачи и заложить основы для дальнейшего движения, - подчеркнула собеседница. - В этой связи совершенно справедливо утверждение Президента Беларуси Александра Лукашенко на заседании Высшего Евразийского экономического совета о том, что идти в экономический союз, не закончив формирование таможенного, весьма рискованно и вообще неправильно".
Галина Шмарловская напомнила, что до перехода необходимо исключить изъятия, включая алкогольную, табачную продукцию, лекарственные средства, медицинские изделия, газ, нефть, нефтепродукты, автомобили, рыбу и так далее, чтобы не допускать дискриминации; на деле обеспечить свободу передвижения не только товаров, но и услуг, капитала и трудовых ресурсов. Все это вопросы предыдущих этапов. Необходимо укрепить положение в рамках стран - членов Таможенного союза, а уже затем двигаться дальше, в том числе в плане расширения участников.
"Решение этих вопросов необходимо сопровождать предоставлением национального режима в отношении перемещения всех товаров. Это позволит определить равные права, снизить цены, увеличить объемы торговли и, соответственно, производства. Важно, чтобы либерализация торгового законодательства шла параллельно с углублением производственной кооперации, уточнением международной специализации стран. Функционирование в рамках единого интеграционного рынка - это функционирование единого воспроизводственного процесса", - сказала собеседница.
По ее мнению, правомерно утверждение о том, что союз должен быть именно международной организацией, которая будет наделена необходимой правосубъектностью. "Это позволит реализовывать совместную политику, используя соответствующие наднациональные институты, по отдельным вопросам принимать решения посредством переговоров между государствами-членами. Акты союза получат юридическую силу, обязательную для всех сторон, и их выполнение правомерно будет контролировать", - резюмировала Галина Шмарловская.
Татьяна ПАСТУШЕНКО
"Международная региональная экономическая интеграция - одна из тенденций развития и объективная необходимость для стран, решающих проблемы вхождения в мировую экономику. В связи с этим Беларусь инициировала развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве и последовательно принимает меры по их реализации", - отметила Галина Шмарловская.
Она обратила внимание на то, что Беларусь является участником ряда интеграционных образований. Особое внимание уделяется деятельности ТС и ЕЭП с перспективой перехода в 2015 году к Евразийскому экономическому союзу.
Участвуя в интеграционных процессах, необходимо учитывать определенные положения. "Мировая теория и практика развития экономической интеграции, во-первых, выработали определенные этапы (преференциальные соглашения, зоны свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз), каждый из которых выполняет свою функциональную роль; во-вторых, доказали, что прохождение этих этапов предполагает строгую последовательность и что создание интеграционного образования означает делегирование (передачу) части функций правительств на наднациональный уровень", - подчеркнула декан факультета международных экономических отношений БГЭУ.
Это предопределено тем, что на каждом этапе принимаются соответствующие меры по либерализации законодательств стран-участниц. На этапе преференциальных соглашений сохраняются национальные таможенные тарифы каждой из стран и отсутствуют межгосударственные органы. В условиях зоны свободной торговли происходит полная отмена таможенных тарифов во взаимной торговле, но сохраняются национальные таможенные тарифы в отношении третьих стран и возможно создание небольшого межгосударственного секретариата. В таможенном союзе вводится общий таможенный тариф и единая система нетарифного регулирования в отношении третьих стран, обеспечивается полная свобода перемещения товаров и услуг внутри региона, создается развитая система межгосударственных органов. В условиях общего рынка подписывается договор о свободе движения товаров, услуг и факторов производства (капитала, трудовых ресурсов). На этапе экономического союза осуществляются меры по координации макроэкономической политики, гармонизации законодательства в валютной, бюджетно-налоговой, денежной областях; создаются органы, способные принимать оперативные решения от лица группировки, а правительства согласованно отказываются от части своих функций и передают их наднациональным органам.
"Следовательно, прежде чем переходить от одного этапа к последующему, необходимо решить поставленные задачи и заложить основы для дальнейшего движения, - подчеркнула собеседница. - В этой связи совершенно справедливо утверждение Президента Беларуси Александра Лукашенко на заседании Высшего Евразийского экономического совета о том, что идти в экономический союз, не закончив формирование таможенного, весьма рискованно и вообще неправильно".
Галина Шмарловская напомнила, что до перехода необходимо исключить изъятия, включая алкогольную, табачную продукцию, лекарственные средства, медицинские изделия, газ, нефть, нефтепродукты, автомобили, рыбу и так далее, чтобы не допускать дискриминации; на деле обеспечить свободу передвижения не только товаров, но и услуг, капитала и трудовых ресурсов. Все это вопросы предыдущих этапов. Необходимо укрепить положение в рамках стран - членов Таможенного союза, а уже затем двигаться дальше, в том числе в плане расширения участников.
"Решение этих вопросов необходимо сопровождать предоставлением национального режима в отношении перемещения всех товаров. Это позволит определить равные права, снизить цены, увеличить объемы торговли и, соответственно, производства. Важно, чтобы либерализация торгового законодательства шла параллельно с углублением производственной кооперации, уточнением международной специализации стран. Функционирование в рамках единого интеграционного рынка - это функционирование единого воспроизводственного процесса", - сказала собеседница.
По ее мнению, правомерно утверждение о том, что союз должен быть именно международной организацией, которая будет наделена необходимой правосубъектностью. "Это позволит реализовывать совместную политику, используя соответствующие наднациональные институты, по отдельным вопросам принимать решения посредством переговоров между государствами-членами. Акты союза получат юридическую силу, обязательную для всех сторон, и их выполнение правомерно будет контролировать", - резюмировала Галина Шмарловская.
Татьяна ПАСТУШЕНКО