ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Понедельник, 25 ноября 2024
Минск-Уручье -1°C
Все новости
Все новости
Комментарии
19 мая 2014, 17:32
Светлана Савко

Принцип нулевой ответственности - банки будут доверять, но проверять

Светлана Савко
Корреспондент БЕЛТА

Принцип нулевой ответственности, который рекомендовал коммерческим банкам Национальный банк Беларуси, гарантирует держателям платежных карт, что деньги, списанные без их ведома, будут возвращены. Впрочем, за банками остается право провести расследование инцидента. Если выяснится, что клиент сам виноват в пропаже денег, то ему их не возместят. Подробнее о том, как будет действовать принцип нулевой ответственности, и мерах, которые помогут сохранить деньги на карточке в целости и сохранности корреспонденту БЕЛТА рассказали эксперты.

Большинство белорусских банков несанкционированно списанные с карточки деньги возвращают, то есть принцип нулевой ответственности в том или ином виде уже действует. Другое дело, что область этих правоотношений с клиентом не была четко прописана. Теперь основой для этого служат рекомендации регулятора. В Альфа-банке, например, готовятся к переходу на нулевую ответственность, который должен состояться с 1 августа. Как пояснил руководитель по информационным технологиям и электронному бизнесу Андрей Косач, клиенту в случае пропажи денег с карты в любом случае нужно написать заявление, изложить в нем ситуацию. Специалисты банка ее изучат, чтобы исключить вероятность мошенничества со стороны держателя карты.

В Альфа-банке планируют возвращать деньги на основании заявления независимо от того, завершилась банковская проверка или нет. Списанные средства вернутся в течение 30 дней со дня получения заявления клиента при использовании карточки на территории Беларуси и в течение 60 дней при проведении операции за рубежом. Если будет доказано, что вина лежит на держателе карты, он обязан будет вернуть деньги.
Эксперты обращают внимание: в условиях действия принципа нулевой ответственности важно, чтобы клиенты соблюдали условия договора счета с использованием банковской платежной карточки. Зачастую держатели карт сами виноваты в случившемся. Они либо где-то ее оставили, либо разгласили конфиденциальные данные. Сказать пин-код родственникам еще полбеды, хуже, когда человек по невнимательности предоставляет мошенникам номер карты, CCV код и другие сведения. Андрей Косач рассказал, что сам не так давно попался на удочку злоумышленников. Получив электронное извещение о якобы заканчивающемся действии аккаунта и необходимости предоставить данные для продления, не задумываясь, отправил все нужные сведения. А наутро выяснилось, что с его счета пытались несанкционированно снять деньги. Мошенники остались ни с чем только из-за того, что запросили буквально на несколько евроцентов больше, чем в тот момент было на карте.
"Сам виноват в этой ситуации. Ведь в договоре написано: не разглашать данные о своей карте. Когда внимательно посмотрел извещение, нашел как минимум пять признаков, что оно неофициальное. Ко всему ни одна нормальная организация никогда не потребует CCV кода просто так - только в момент оплаты", - отметил собеседник.

Этот случай в очередной раз укрепил его во мнении, что все деньги лучше не держать на одной карте. Андрей Косач считает, что у современного человека должно быть как минимум пять платежных карт: зарплатная, сберегательная, валютная - для поездок за рубеж, кредитная и карта для покупок в Интернете.

В банках не устают призывать владельцев пластиковых карт к осторожности и осмотрительности. Особенно во время поездок за рубеж. Существует даже список стран с высоким уровнем риска мошенничества, к которым относятся Украина, Россия (в частности, города Москва и Санкт-Петербург), Черногория, Болгария, Египет, Турция, Хорватия, Испания, Италия, Греция, Таиланд, Тунис, Сингапур, Кипр, Мексика. В любом случае специалисты рекомендуют туристам снимать деньги не в уличных банкоматах, а в отелях. Как правило, владельцы гостиниц доступ к платежным терминалам не ограничивают. В то же время установить скиммер на банкомат, расположенный в отеле, достаточно проблематично.

Начальник отдела контроля операций картцентра Белагропромбанка Татьяна Павловская советует для совершения операций за пределами Беларуси открыть отдельный счет и пополнять его по мере необходимости. По возвращении из поездки желательно перевести денежные средства на другой счет. "При выборе карточки для расчетов за рубежом предпочтение следует отдать карточке с чипом (стандарт EMV), так как она имеет более высокий уровень безопасности и лучше защищена от подделки. Не рекомендуется использовать за границей сберегательные карточки", - отметила она. Многие торговые точки предлагают клиентам такую услугу, как моментальная конверсия валюты (Dynamic Currency Conversion). Суть сервиса в том, что клиент может выбирать, в какой валюте оплачивать покупку (например, в валюте счета карточки). Многим клиентам эта услуга представляется удобной, так как рассчитываться в своей национальной валюте проще, однако следует иметь в виду, что применяемый при подобной конверсии обменный курс, как правило, невыгоден (разница может составлять около 10% и более). В этой связи рекомендуется всегда выбирать валюту страны, в которой совершается покупка.

В Беларуси при выборе терминала лучше отдавать предпочтение тому устройству, которое расположено в хорошо освещенном людном месте. Снимать деньги предпочтительнее в одних и тех же банкоматах внутри банковских отделений или в  хорошо просматриваемых помещениях. Перед тем, как воспользоваться терминалом, его нужно осмотреть на наличие подозрительных устройств на клавиатуре для ввода ПИН-кода и картридере. Там не должно быть прикреплено посторонних предметов (проводов, мини-видеокамер, каких-либо накладок). Если они есть, то об этом нужно сообщить в службу сопровождения, контакты которой указаны на терминале, и отказаться от его использования. Эксперты советуют отслеживать состояние счета. Сейчас банки предлагают клиентам различные способы получения информации о его состоянии. Карточку нужно как можно быстрее заблокировать, если сумма на ней подозрительно уменьшилась.

Татьяна Павловская напомнила несколько правил, которым нужно следовать, снимая деньги в банкомате. Первое - ни на что и ни на кого не отвлекаться, иначе есть риск совершить некорректную операцию. Второе - не позволять соседям по очереди заглядывать через плечо во время набора ПИН-кода. "Набирайте его быстро, заученными движениями и желательно несколькими пальцами. В этом случае злоумышленникам труднее разобрать, на какие именно кнопки вы нажимаете. При вводе ПИН-кода прикрывайте клавиатуру рукой, кошельком или сумочкой", - рекомендует специалист Белагропромбанка. Если банкомат не отдает карту, ее нужно заблокировать. При этом желательно не пользоваться услугами неизвестных лиц, предлагающих помощь по возврату изъятого пластика.

"При проведении операций в организациях торговли и сервиса не выпускайте карточку из вида. При необходимости проследуйте к месту установки терминала для оплаты покупки или услуги. Обращайте особое внимание на действия кассира. Если он пытается провести карточку через терминал более одного раза, уточните, для чего это нужно. Причиной может быть как технический сбой, так и попытка несанкционированного доступа к вашим данным", - обратила внимание специалист Белагпромбанка.

Кроме того, эксперт рекомендует обязательно сохранять карт-чеки по неуспешным операциям, а также операциям отмены и возврата покупки. "В случае отказа от покупки в течение текущего дня кассир должен предоставить карт-чек об отмене операции. Если чек об отмене не выдан, убедитесь, что кассир уничтожил ранее оформленный чек на оплату. При возврате ранее приобретенного товара предъявите кассиру карточку для проведения этой операции. Ввиду особенностей обработки операций возврата деньги могут быть доступны для использования не сразу (в среднем обработка операции возврата занимает до 2 недель). Если из-за неуспешной операции по карточке вы оплатили покупку иным способом (например, наличными или другой карточкой), обязательно сохраните подтверждающие документы, а потом проверьте, не списались ли со счета денежные средства по неуспешно завершенной транзакции", - добавила Татьяна Павловская.

По данным Нацбанка, количество банковских платежных карточек, находящихся в обращении в Беларуси по состоянию на 1 апреля 2014 года составило 12 тыс. 237, в том числе 5 тыс 370 карточек платежной системы БЕЛКАРТ, 6 тыс. 867 - международных платежных систем. В Беларуси установлено 3 тыс. 619 инфокиосков, 4 тыс. 156 банкоматов.

Топ-новости
Свежие новости Беларуси