Белорусское правительство для наращивания экспорта закрепило в конце 2014 года за должностными лицами конкретные страны и регионы. Среди перспективных направлений прозвучали, в том числе Индия и Пакистан, сотрудничество с которыми – одна из самых обсуждаемых тем последних недель. Этому, несомненно, поспособствовали два визита на высшем уровне: Президента Беларуси Александра Лукашенко – в Пакистан и Президента Индии Пранаба Мукерджи – в Беларусь. Министр промышленности Беларуси, сопредседатель белорусско-индийской и белорусско-пакистанской межправительственных комиссий по сотрудничеству в области экономики, торговли, промышленности, науки, технологий и культуры Виталий Вовк рассказал корреспонденту БЕЛТА, когда можно ожидать первых результатов по заключенным во время визитов соглашениям и над чем промпредприятиям Беларуси предстоит потрудиться для расширения сотрудничества с этими странами.
Начать разговор Виталий Вовк предложил с Пакистана и сразу огорошил, что "страна, мол, перспективная, но мы серьезно недорабатываем по освоению этого рынка". Действительно, в прошлом году товарооборот с Пакистаном был всего $58 млн, и речь идет не только о промпродукции. В январе-марте 2015 года экспорт белорусских товаров в Пакистан составил $14,57 млн. Среди основных экспортных статей – тракторы, калийные удобрения, жгут синтетических нитей, шины, валы трансмиссионные. Кстати, $10,5 млн из этих $14 млн приходятся именно на долю предприятий Минпрома.
"Я уже говорил раньше, что нам надо достичь товарооборота с Пакистаном в $1 млрд. Слишком оптимистично? Мы сегодня с Украиной имеем $6-7 млрд, а там ведь 45 млн населения. Для сравнения - в Пакистане живет около 200 млн человек. Это же какой потенциал рынка! И на этот рынок надо очень серьезно выходить по всем направлениям. К сожалению, в свое время мы эту страну "проспали", - подчеркнул министр и привел в качестве примера МТЗ. В лучшие годы (речь идет о 2008-2009 годах) белорусский тракторный гигант поставлял в Пакистан более 12 тыс. тракторов в год, сейчас эта цифра – менее 3 тыс. "Наша задача – не просто вернуть свои позиции и поставлять те же 12 тыс. тракторов, а увеличить поставки до 20 тыс.", - отметил он. Начало этому уже положено: во время официального визита Президента Беларуси в Пакистан был подписан договор между ОАО "МТЗ" и пакистанской компанией MTW PAK Assembling Industries на поставку 2000 единиц тракторокомплектов и 500 единиц полнособранных тракторов. А где один удачный контракт, то там должны быть и другие.
Планирует расширять свое присутствие на рынке Пакистана и ОАО "БелАЗ". Сейчас наш жодинский гигант налаживает взаимодействие с рядом пакистанских предприятий, среди которых строительная компания Tabani Group: на "БелАЗе" прорабатывают возможность поставки своей техники для цементных предприятий Пакистана. Кроме того, белорусские БелАЗы, возможно, будут направляться пакистанской компании по добыче меди, золота и серебра, а также компании по добыче угля.
Ряд предварительных договоренностей в ходе этого визита в Пакистан заключили также ОАО "Гомсельмаш", "МАЗ", "Бобруйскагромаш".
"Перед нами сейчас стоит непростая задача – превратить все меморандумы о намерениях в реальные контракты. Только по Минпрому во время визита таких документов было подписано 8, всего же их около 20. Работа предстоит очень напряженная, к тому же рынок Пакистана – не самый простой, тут надо учитывать много факторов помимо чистой экономики. Это и менталитет, и отношения между влиятельными семьями внутри страны, и политическая обстановка", - констатировал Виталий Вовк. Министр признался, что очень сильно облегчает задачу тот факт, что сейчас в Пакистане есть белорусское посольство. "Это точка входа, которая помогает и нам при освоении рынка, и пакистанскому бизнесу, заинтересованному в развитии сотрудничества. Теперь бизнесмены этой страны знают, что при необходимости всю информацию о Беларуси и наших возможностях смогут получить у себя в стране, просто придя в посольство", - рассказал он. Сотрудничество Министерства иностранных дел и Минпрома будет развиваться и дальше. "Сейчас мы серьезно рассматриваем возможность присутствия нашего представителя в посольстве Беларуси в Пакистане и белорусских посольствах в других перспективных странах. А таких мы для своего ведомства выделили около полутора десятка. Специалисты Минпрома при посольствах смогут более эффективно продвигать наши промпредприятия на новые рынки", - подчеркнул Виталий Вовк.
Это касается, без сомнений, и индийского рынка, для выхода на который нужно еще очень много работать. Правда, первые шаги уже делаются. Объем белорусско-индийской торговли в январе-марте 2015 года составил $103,5 млн (темп роста 178,7%), включая белорусский экспорт в размере $66,3 млн. Положительное торговое сальдо для Беларуси составило $29,1 млн. На индийский рынок поставлена продукция 41 наименования. За аналогичный период 2014 года этот показатель составил 25 позиций. Опережающими темпами по сравнению с аналогичным периодом прошлого года поставлялись калийные удобрения, полиамиды, проволока из нелегированной стали, стекловолокно.
Что касается промпредприятий, то они за январь-март текущего года поставили в Индию продукции на сумму $642,0 тыс. Основу экспорта составляют поставки металлопродукции ОАО "БМЗ" на сумму $546,7 тыс. и интегральных схем ОАО "Интеграл" – $95,3 тыс. В числе основных экспортируемых товаров - карьерные самосвалы, трубы для нефте- или газопроводов, электроизмерительная аппаратура, волоконно-оптические кабели, интегральные схемы, мониторы.
"Вторая по численности населения страна в мире, Индия имеет не только развитый внутренний рынок, но и является активным игроком на международной арене. Думаю, никого не нужно убеждать в необходимости активного продвижения на этот рынок, несмотря на жесткую конкуренцию. Нынешний уровень товарооборота в $400 млн в год не отражает наших возможностей", - подчеркнул Виталий Вовк.
Говоря о возможностях, которые открываются для промышленных предприятий, министр в первую очередь вспомнил о белорусских тракторах. "В ходе визита Президента Индии в Беларусь, ОАО "МТЗ" подписало соглашение о сотрудничестве с компанией International Tractors Limited. Это третья компания на индийском рынке. И перед нашим тракторным заводом это должно открыть совершенно новые перспективы. Что же касается ОАО "БелАЗ", то они заключили трехстороннее соглашение с СП Belaz-Enrika Trades and Services и Voltas Limited о долгосрочном глобальном сервисном обслуживании своей техники и гарантиях поставок. Это соглашение предусматривает поставки жодинской техники в Индию в течение пяти лет на общую сумму $100 млн. Кроме того, сейчас в Индии идут 4 тендера, в которых участвует "БелАЗ", и мы рассчитываем на успех по крайней мере в двух. Что еще важно – в связке с "БелАЗом" на индийский рынок выйдет и наше ОАО "Белшина", - рассказал Виталий Вовк.
Неплохие перспективы и у борисовского завода "Автогидроусилитель", который заключил контракт на сумму $701,1 тыс. с компанией ZF Steering Gear (India) Ltd. на поставку в Беларусь автокомпонентов. Сейчас компании прорабатывают 5 проектов по совместному производству.
Еще один контракт заключил Минский подшипниковый завод. "Предприятие уже давно работает на индийском рынке. Объемы пока небольшие, но во время визита Президента Индии был подписан контракт с компанией Shree Shyam Bearings Pvt. Ltd. на поставку подшипников на сумму $1 млн. И это неплохо, ведь на МПЗ сейчас идет реконструкция, и ресурсы ему нужны, как никогда", - рассказал министр.
На вопрос, оправданно ли закрепление белорусских чиновников за конкретными регионами и странами, чтобы диверсифицировать экспорт, Виталий Вовк с улыбкой отметил: "Очень правильное решение, и ситуация с Пакистаном и Индией это доказывает: сейчас у нас значительно активизировалось сотрудничество с этими странами. Главное, чтобы мы не забывали, что наша задача – помогать предприятиям, направлять их, корректировать их работу, а не превращать ее в поток бумаг и совещаний".
Для предприятий Минпрома 2015 год – непростой. Кризис в России, сложная политическая ситуация в Украине не только больно ударили по промышленности, но и четко обозначили те точки, на которых сейчас нужно сосредоточить внимание. "Сервис и качество – вот те направления, по которым у нас есть серьезные вопросы. Никто не будет покупать машину, особенно такую сложную, как "БелАЗ", если в стране нет сервисного центра. Кроме того, сейчас весь мировой рынок уходит от универсальной техники. Мало уже сделать один хороший трактор и предлагать его всем: надо для каждой страны делать свою аппликацию. Вот над этим мы и работаем. Ситуация усложняется тем, что выйти на новые рынки сейчас очень сложно: мир уже поделен. И все же предприятия Минпрома должны занять достойное место в международном разделении труда, найти свои рынки и не выпускать их из рук. У нас для этого есть все возможности, просто придется очень много работать", - констатировал Виталий Вовк.
Светлана МИХОВИЧ