ФОРМУЛА БЕЛОРУССКОГО НЭПА
На заседании Совета Министров Беларуси 1 февраля обсуждали не цели и задачи социально-экономического развития страны - они определены IV Всебелорусским народным собранием, а методологию их достижения.
"Все программы и мероприятия должны обеспечить выход Беларуси по уровню и качеству жизни на среднеевропейские показатели, как в Польше и Чехии. Выполнение этих программ, все цифры и проценты должны дать в итоге этот результат", - заявил на заседании Совмина, где рассматривались проекты программы социально-экономического развития Беларуси на 2011-2015 годы и программы деятельности правительства на пятилетку, премьер-министр страны Михаил Мясникович.
Вице-премьер Сергей Румас обозначил важнейшие задачи деятельности правительства на пятилетие. Это обеспечение устойчивого экономического роста, повышение производительности труда, увеличение объема инвестиций в основной капитал, выход на положительное сальдо внешней торговли, повышение денежных доходов населения. Достижение высоких показателей, намеченных по этим направлениям, потребует от правительства новой экономической политики, включающей в себя оптимизацию управления госсектором, формирование благоприятного инвестиционного и делового климата и структурные изменения в национальной экономике.
Оптимизация управления госсектором предполагает, что министерства и концерны будут заниматься формированием государственной политики в отношении тех или иных отраслей, но не оперативным управлением деятельностью предприятий. Эта функция будет передаваться новым субъектам хозяйствования - холдингам, государственным объединениям, финансово-промышленным и другим хозяйственным группам. Они будут объединять предприятия как по отраслевому, так и по межотраслевому либо территориальному принципу - в зависимости от экономической целесообразности. При этом ставится задача разграничения функций государственного и хозяйственного управления, ограничения вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов хозяйствования. Будет проведена оптимизация удельного веса и структуры государственной собственности, в том числе путем продажи акций неэффективных госпредприятий.
В формировании благоприятного инвестиционного и делового климата основной упор будет сделан на совершенствование законодательной базы. Только в 2011 году потребуется разработать около 75 проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих переход от преимущественно административной системы управления экономикой к системе, основанной на рыночных механизмах косвенного регулирования. Предполагается дальнейшее снижение налоговой нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности (до 26% ВВП) и завершение работы по упрощению налогового администрирования (для сокращения временных затрат на расчет и уплату налогов более чем в три раза).
Также планируется создать условия для формирования конкурентоспособного финансового рынка, способного удовлетворять потребности экономики в инвестиционных ресурсах. Для этого необходимо развитие, а по отдельным направлениям - создание нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность биржевой и депозитарной систем, страховых организаций, коллекторских, лизинговых, инвестиционных и управляющих компаний.
В правительстве также отмечают необходимость формирования конкурентной среды на страховом рынке путем создания равных условий деятельности для организаций всех форм собственности.
Субъектам предпринимательской деятельности планируется предоставить право самостоятельного выбора форм и систем оплаты труда. Будут модернизированы механизмы мотивации работников и в госсекторе: появятся новые элементы социального пакета, будут задействованы опционные схемы (право на приобретение акций).
Вице-премьер Сергей Румас подчеркнул важность такой составляющей инвестиционного имиджа, как общепризнанные международные рейтинги, в частности, рейтинг Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Необходимо целенаправленно работать над повышением в них позиций Беларуси.
Смысл структурных изменений в белорусской экономике заключается в выходе на положительное внешнеторговое сальдо за счет наращивания экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью и экспорта услуг. Максимальное использование при этом местных ресурсов должно застраховать экономику от высокой доли промежуточного импорта. Например, предоставляя иностранным инвесторам в концессию белорусские месторождения, правительство стремится привлечь не тех, кто будет просто добывать сырье, а тех, кто на месте организует его переработку в продукцию с высокой добавленной стоимостью. То же самое касается лесного хозяйства и аграрного сектора. Нужны инвесторы, которые не просто будут вывозить из страны лес кругляк или молочное сырье, а перерабатывать его в Беларуси и экспортировать мебель, сыры или масло. В традиционно ключевой для белорусского экспорта калийной отрасли планируется перейти от экспорта соли к производству и экспорту комплексных минеральных удобрений.
Прорывными направлениями в промышленности должны стать био- и лазерно-оптические технологии. В течение пятилетки в Беларуси планируется создать и модернизировать около 20 производств в области биотехнологии и выйти на объемы экспорта в $200 млн. в год по этому виду деятельности. В лазерно-оптической сфере намечается увеличить объем производства как минимум в два раза и получать в год от экспорта не менее $300 млн.
Премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович особо подчеркивает важность взаимодействия в процессе экономической модернизации с крупными мировыми игроками, транснациональными корпорациями (ТНК). Для успешного продвижения на мировом рынке очень важны такие факторы, как известные бренды, отработанные логистические схемы - то, чем, как раз таки, обладают ТНК. "Это крупные игроки с большим опытом, нам надо учиться выстраивать с ними взаимовыгодные отношения", - полагает глава правительства. В то же время, по его словам, в таком партнерстве важно не упускать и национальных интересов, особенно в вопросах ценообразования, как на сырье, так и готовую продукцию.