Каннский фестиваль помогает белорусским кинематографистам наладить международное сотрудничество
Белорусское кино и Каннский кинофестиваль - что между ними общего? Неужели отечественные киноленты уже доросли до форума №1 в мире?.. В каком-то смысле да. В нынешнем году в Каннах был впервые представлен белорусский павильон: посетителей ожидал каталог с информацией о художественных, документальных, мультипликационных фильмах, выпущенных в Беларуси в последние годы. На одном из двух больших киноэкранов в павильоне в режиме нон-стоп демонстрировались документальные картины о Беларуси, ее достижениях в сфере науки, образования, культуры, спорта, красотах страны, на другом - новая приключенческая сказка киностудии "Беларусьфильм" под названием "Рыжик в зазеркалье", которая, кстати, вызвала интерес у зарубежных кинематографистов.
О конкретных результатах работы национального павильона на престижном международном форуме, современном состоянии кинематографии, а также о том, что необходимо белорусам для участия в конкурсной или внеконкурсной программе фестиваля, рассказал в беседе с корреспондентом БЕЛТА директор департамента по кинематографии Министерства культуры Беларуси Олег Сильванович.
КТО КОГО ЛЮБИТ, ТОТ ТОГО И ЧУБИТ?
"У белорусов есть характерная черта, которая проявляется во всем, даже в воспитании детей: за любую провинность мы наказываем собственное чадо сильнее, чем это могли бы сделать посторонние люди. Мы боимся показаться внешнему воспитателю слишком непринципиальными, мягкими родителями", - отметил Олег Сильванович. По его словам, такую же картину можно наблюдать и по отношению к национальной кинематографии. "Бытует мнение, что мы должны любить родное кино через отражение сознания третьей стороны. Для меня всегда было странно: почему нельзя любить удачные белорусские фильмы, не связывая их с существованием какой-то конкретной кинопромышленности в конкретном государстве? Можно также любить отдельных актеров и режиссеров. А на практике получается так: белорусской кинематографии все время предлагают занять позицию оправдывающейся стороны", - подчеркнул собеседник.
"Однако, когда приезжаешь в Канны, понимаешь: там ты равный среди равных. И начинаешь осознавать, что белорусское кино в ряде своих достижений выглядит не так мрачно, что оно находится на терпимом уровне", - продолжил Олег Сильванович.
По его мнению, в Беларуси есть достойные актеры и режиссеры, работой которых можно гордиться. "Конечно, были неудачные проекты, а порой и совершенно бездарные. Но есть и недооцененные. Отношение к белорусскому кино как к кино, которое существует на отшибе, сохранилось до сих пор. Почему большинство из нас не признает за национальной кинематографией право присутствовать в павильоне на Каннском кинофестивале? Мы должны были поехать в Канны, чтобы развеять этот миф", - сказал он.
Олег Сильванович убежден: чтобы вернуть доверие и уважение к родным фильмам, необходимо реформировать систему кинопроизводства, и делать это постепенно, шаг за шагом. "Нельзя сразу взять и лишить здание опорной конструкции - без нее оно просто рухнет. Для начала нужно поставить другую, более мощную опору", - считает он. Специалист подчеркнул, что сейчас в стране идет речь о совершенно новом подходе к кинопроизводству, стимулировании его развития, в том числе за счет привлечения в эту сферу частного капитала, о повышении заинтересованности производителей, продюсеров в работе над кинолентами при поддержке государства, создании определенных экономических стимулов, позволяющих привлечь частные инвестиции и развитие института кинопродюсирования в целом.
Национальный павильон - это своего рода посольство в мировом кинематографе, он в первую очередь представляет Беларусь как кинопроизводящее государство. И одно из достижений его работы - то, что павильон стал примером государственно-частного партнерства в сфере культуры: его организаторами выступили Министерство культуры Беларуси, Белтелерадиокомпания, Национальная киностудия "Беларусьфильм", а также два частных спонсора.
НАШИ ФИЛЬМЫ В КАННАХ: РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ МЕЧТА?
Представление павильона на Каннском кинофестивале принесло конкретные результаты: за десять дней работы были проведены переговоры с кинематографистами более чем из 30 стран мира. Специалисты установили контакты с продюсерами, режиссерами, дистрибьюторами из Польши, США, Литвы, Украины, Великобритании, Италии, Армении, Франции, России, Эстонии, Турции, Китая, Бельгии, Объединенных Арабских Эмиратов, Иордании, Германии, Чехии и других государств. В частности, кинематографистов интересовали возможности Национальной киностудии "Беларусьфильм", совместное производство документального и игрового кино, полнометражного анимационного 3D-фильма, участие белорусских картин в международных кинофестивалях. Другие специалисты были готовы приобрести белорусские картины для демонстрации на территории своей страны. "Проработав каждый из этих вариантов, можно будет говорить о конкретных результатах", - отметил Олег Сильванович.
Директор департамента по кинематографии также рассказал о потенциальной возможности участия Беларуси в конкурсных или внеконкурсных показах Каннского кинофестиваля. "Есть режиссеры, которые являются фигурами в мировом кинематографе - как, например, Эмир Кустурица. Если мы будем работать над совместной постановкой, такой фильм наверняка будет показан на Каннском кинофестивале - может быть, не в основном конкурсе, но в дополнительной программе. И что однозначно - фильм получит европейский прокат. То же самое касается сотрудничества с зарубежными кинопроизводителями и совместного финансирования проектов. Если же говорить о чисто белорусском продукте, который в перспективе может быть представлен в Каннах, возникает три варианта: первый - создание проекта собственными силами, второй - совместная постановка с белорусским участием, третий - работа белорусского актера в иностранном фильме", - пояснил Олег Сильванович.
При этом, по его мнению, фильм исключительно белорусского производства в ближайшее время вряд ли сможет конкурировать на Каннском кинофестивале в программе основного конкурса. "С другой стороны, если заранее просчитать фестивальную судьбу фильма, а сделать это хотя и сложно, но вполне вероятно, можно претендовать на участие в специальной программе "Особый взгляд" (Отдельная программа Каннского кинофестиваля. - Прим. БЕЛТА), - сказал Олег Сильванович. Ведь фестиваль №1 в мире благоволит к появлению на небосклоне новых кинематографий: в свое время он помог зажечься кинематографиям Китая, Кореи, Румынии. "Каннский кинофестиваль готов демонстрировать достойные фильмы - даже те, о которых пока в мире не знают", - отметил директор департамента по кинематографии.
При этом есть и прямой путь оказаться в программе показов Каннского кинофестиваля, прямо из места в карьер, - создать талантливое произведение искусства. "Здесь вступают в силу определенные технологии. Главное при создании фильма - это не техническое производство: в мире полно известных кинокомпаний, которые успешно этим занимаются. А вот хороший замысел - это 60% успеха. Еще одна важная составляющая - продвижение и реализация, дистрибьюция проекта. Само производство фильмов составляет около 10% успеха. А вот творческая составляющая проекта, претендующего на участие в международном форуме, должна быть очень профессиональной и художественно сильной. И главное: в таком рафинированном пространстве, как киноискусство, может прорваться только человек, который безумно любит кино и фанатично ему предан", - резюмировал Олег Сильванович.
Татьяна ПАСТУШЕНКО.
Белорусское кино и Каннский кинофестиваль - что между ними общего? Неужели отечественные киноленты уже доросли до форума №1 в мире?.. В каком-то смысле да. В нынешнем году в Каннах был впервые представлен белорусский павильон: посетителей ожидал каталог с информацией о художественных, документальных, мультипликационных фильмах, выпущенных в Беларуси в последние годы. На одном из двух больших киноэкранов в павильоне в режиме нон-стоп демонстрировались документальные картины о Беларуси, ее достижениях в сфере науки, образования, культуры, спорта, красотах страны, на другом - новая приключенческая сказка киностудии "Беларусьфильм" под названием "Рыжик в зазеркалье", которая, кстати, вызвала интерес у зарубежных кинематографистов.
О конкретных результатах работы национального павильона на престижном международном форуме, современном состоянии кинематографии, а также о том, что необходимо белорусам для участия в конкурсной или внеконкурсной программе фестиваля, рассказал в беседе с корреспондентом БЕЛТА директор департамента по кинематографии Министерства культуры Беларуси Олег Сильванович.
КТО КОГО ЛЮБИТ, ТОТ ТОГО И ЧУБИТ?
"У белорусов есть характерная черта, которая проявляется во всем, даже в воспитании детей: за любую провинность мы наказываем собственное чадо сильнее, чем это могли бы сделать посторонние люди. Мы боимся показаться внешнему воспитателю слишком непринципиальными, мягкими родителями", - отметил Олег Сильванович. По его словам, такую же картину можно наблюдать и по отношению к национальной кинематографии. "Бытует мнение, что мы должны любить родное кино через отражение сознания третьей стороны. Для меня всегда было странно: почему нельзя любить удачные белорусские фильмы, не связывая их с существованием какой-то конкретной кинопромышленности в конкретном государстве? Можно также любить отдельных актеров и режиссеров. А на практике получается так: белорусской кинематографии все время предлагают занять позицию оправдывающейся стороны", - подчеркнул собеседник.
"Однако, когда приезжаешь в Канны, понимаешь: там ты равный среди равных. И начинаешь осознавать, что белорусское кино в ряде своих достижений выглядит не так мрачно, что оно находится на терпимом уровне", - продолжил Олег Сильванович.
По его мнению, в Беларуси есть достойные актеры и режиссеры, работой которых можно гордиться. "Конечно, были неудачные проекты, а порой и совершенно бездарные. Но есть и недооцененные. Отношение к белорусскому кино как к кино, которое существует на отшибе, сохранилось до сих пор. Почему большинство из нас не признает за национальной кинематографией право присутствовать в павильоне на Каннском кинофестивале? Мы должны были поехать в Канны, чтобы развеять этот миф", - сказал он.
Олег Сильванович убежден: чтобы вернуть доверие и уважение к родным фильмам, необходимо реформировать систему кинопроизводства, и делать это постепенно, шаг за шагом. "Нельзя сразу взять и лишить здание опорной конструкции - без нее оно просто рухнет. Для начала нужно поставить другую, более мощную опору", - считает он. Специалист подчеркнул, что сейчас в стране идет речь о совершенно новом подходе к кинопроизводству, стимулировании его развития, в том числе за счет привлечения в эту сферу частного капитала, о повышении заинтересованности производителей, продюсеров в работе над кинолентами при поддержке государства, создании определенных экономических стимулов, позволяющих привлечь частные инвестиции и развитие института кинопродюсирования в целом.
Национальный павильон - это своего рода посольство в мировом кинематографе, он в первую очередь представляет Беларусь как кинопроизводящее государство. И одно из достижений его работы - то, что павильон стал примером государственно-частного партнерства в сфере культуры: его организаторами выступили Министерство культуры Беларуси, Белтелерадиокомпания, Национальная киностудия "Беларусьфильм", а также два частных спонсора.
НАШИ ФИЛЬМЫ В КАННАХ: РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ МЕЧТА?
Представление павильона на Каннском кинофестивале принесло конкретные результаты: за десять дней работы были проведены переговоры с кинематографистами более чем из 30 стран мира. Специалисты установили контакты с продюсерами, режиссерами, дистрибьюторами из Польши, США, Литвы, Украины, Великобритании, Италии, Армении, Франции, России, Эстонии, Турции, Китая, Бельгии, Объединенных Арабских Эмиратов, Иордании, Германии, Чехии и других государств. В частности, кинематографистов интересовали возможности Национальной киностудии "Беларусьфильм", совместное производство документального и игрового кино, полнометражного анимационного 3D-фильма, участие белорусских картин в международных кинофестивалях. Другие специалисты были готовы приобрести белорусские картины для демонстрации на территории своей страны. "Проработав каждый из этих вариантов, можно будет говорить о конкретных результатах", - отметил Олег Сильванович.
Директор департамента по кинематографии также рассказал о потенциальной возможности участия Беларуси в конкурсных или внеконкурсных показах Каннского кинофестиваля. "Есть режиссеры, которые являются фигурами в мировом кинематографе - как, например, Эмир Кустурица. Если мы будем работать над совместной постановкой, такой фильм наверняка будет показан на Каннском кинофестивале - может быть, не в основном конкурсе, но в дополнительной программе. И что однозначно - фильм получит европейский прокат. То же самое касается сотрудничества с зарубежными кинопроизводителями и совместного финансирования проектов. Если же говорить о чисто белорусском продукте, который в перспективе может быть представлен в Каннах, возникает три варианта: первый - создание проекта собственными силами, второй - совместная постановка с белорусским участием, третий - работа белорусского актера в иностранном фильме", - пояснил Олег Сильванович.
При этом, по его мнению, фильм исключительно белорусского производства в ближайшее время вряд ли сможет конкурировать на Каннском кинофестивале в программе основного конкурса. "С другой стороны, если заранее просчитать фестивальную судьбу фильма, а сделать это хотя и сложно, но вполне вероятно, можно претендовать на участие в специальной программе "Особый взгляд" (Отдельная программа Каннского кинофестиваля. - Прим. БЕЛТА), - сказал Олег Сильванович. Ведь фестиваль №1 в мире благоволит к появлению на небосклоне новых кинематографий: в свое время он помог зажечься кинематографиям Китая, Кореи, Румынии. "Каннский кинофестиваль готов демонстрировать достойные фильмы - даже те, о которых пока в мире не знают", - отметил директор департамента по кинематографии.
При этом есть и прямой путь оказаться в программе показов Каннского кинофестиваля, прямо из места в карьер, - создать талантливое произведение искусства. "Здесь вступают в силу определенные технологии. Главное при создании фильма - это не техническое производство: в мире полно известных кинокомпаний, которые успешно этим занимаются. А вот хороший замысел - это 60% успеха. Еще одна важная составляющая - продвижение и реализация, дистрибьюция проекта. Само производство фильмов составляет около 10% успеха. А вот творческая составляющая проекта, претендующего на участие в международном форуме, должна быть очень профессиональной и художественно сильной. И главное: в таком рафинированном пространстве, как киноискусство, может прорваться только человек, который безумно любит кино и фанатично ему предан", - резюмировал Олег Сильванович.
Татьяна ПАСТУШЕНКО.