Александр Маркевич
Старший научный сотрудник Центра политологии Института социологии НАН Беларуси, кандидат политических наук
26 декабря 1991 произошла геополитическая катастрофа - рухнул один из полюсов, не стало Советского Союза. Как жить дальше тогда, казалось, мало кто представлял. На обломках мировой державы внезапно осиротевшие республики стали строить свою независимость, выбирая разные пути и решая, с кем будут двигаться по определенным маршрутам. "До появления в 1994 году Конституции Республики Беларусь, где закреплялся пост Президента, сформировался четкий общественный запрос на персонификацию государственной власти. Люди хотели, чтобы власть была эффективной, чтобы она решала реальные проблемы, чтобы отвечала за свои действия", - делится мнением старший научный сотрудник Центра политологии Института социологии НАН Беларуси, кандидат политических наук Александр Маркевич. Народ нуждался в политике, который соответствовал бы его чаяниям. И в ходе первой президентской кампании суверенной республики он появился. Историческая ретроспектива, приправленная экспертным мнением, - в материале БЕЛТА.
У политиков тоже есть фирменный почерк
"Политика есть концентрированное выражение экономики", - говорил Владимир Ильич Ленин, основатель первого в мире пролетарского государства. Цитата звучит актуально и в наши дни. Само появление института президентства, по расхожему мнению экспертов, явилось закономерностью общественно-политического развития Беларуси в 90-е.
"Он говорил на понятном народу языке, говорил о том, что волнует людей, но главное - он говорил о будущем, - вспоминает политолог кандидата в президенты Александра Лукашенко. - Смысл его программы заключался в том, что белорусы будут жить лучше, чем в Советском Союзе. В начале 90-х это отвечало надеждам людей. Поэтому сделанный в пользу Александра Григорьевича народный выбор и в 1994 году, и в ходе последующих кампаний не был случайным".
Заглянув в прошлое на три десятка лет, кандидат политических наук констатирует: институт президентства подтвердил свою историческую привлекательность и оправдал способность к адаптации в быстро меняющемся мире. Самым важным итогом 30-летнего юбилея можно считать построенное сбалансированное суверенное белорусское государство, имеющее весомый авторитет на мировой арене, входящее в престижнейшие глобальные союзы, умеющее отстаивать свои национальные интересы и уверенно идущее по пути устойчивого развития во всех сферах жизни. Беларусь сегодня всему миру демонстрирует политическую стабильность, межконфессиональный, межрелигиозный и межнациональный мир.
"Как всего этого удалось достичь? Ключевую роль сыграл институт президентства. Сегодня он не просто орган государственного управления, но важнейшее условие нашего суверенитета. По сути - его гарант, - подчеркивает Александр Маркевич. - Президент всегда опирался на народ. Четыре референдума, семь Всебелорусских народных собраний тому подтверждение. Глава государства учит госслужащих опираться на запросы простых людей, подчеркивая: "Если не знаешь, как сделать, - пойди, спроси у людей, они подскажут". Это фирменный почерк Александра Григорьевича. Однажды наше общество созрело для создания представительного органа народовластия и конституционного закрепления его полномочий. Речь о ВНС. Это не случайность, это отражение наших многовековых традиций".
Уникальность - наш случай
При описании политической системы Беларуси часто используется такая характеристика, как уникальность. Старший научный сотрудник Центра политологии поясняет: корень следует искать в институте президентства. Согласно статье 79 Основного закона нашего государства, Президент Республики Беларусь является главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Также президент Беларуси является главнокомандующим Вооруженными Силами, возглавляет Совет Безопасности и имеет целый ряд иных значимых полномочий, закрепленных в Конституции, законах и других нормативных правовых актах.
"Говоря об институте президентства, мы говорим о примере политической мудрости, - обращает внимание Александр Маркевич. - Она проявляется в закреплении в стратегических документах - Концепции национальной безопасности, Военной доктрине - такой позиции, как национальный интерес, под которым подразумевается совокупность потребностей государства в реализации сбалансированных, подчеркиваю, сбалансированных интересов личности, общества и государства, позволяющих обеспечивать конституционные права и свободы, высокое качество жизни, независимость, территориальную целостность и устойчивое развитие Беларуси. Нравственной основой института президентства является принцип солидарной справедливости, сохранения исторической памяти и традиций народа".
Едва ли возможно построить социальное государство без сильной власти, способной реально обеспечить внешнеполитическую безопасность и продуктивную социально-экономическую защищенность населения. В силу личности самого Президента институт президентства стал спасительным кругом для белорусской государственности. И это распространенное мнение.
Нет - копиям западных стандартов, да - собственному опыту
Президент неизменно подтверждает свою лидерскую миссию, являясь инициатором общественно-политического совершенствования во всех сферах жизни Беларуси. Заметив в свое время общественный запрос на обновление политической системы, глава государства инициировал внесение изменений в Конституцию. При широком народном участии был подготовлен ее проект, вынесен на обсуждение, рассмотрен и принят на референдуме.
"Важно, что в Конституции были закреплены ценности, являющиеся основой белорусского общества, белорусов как нации. В течение менее чем двух лет конституционные новации были закреплены, конкретизированы и нашли свое отражение в более чем 80 законах. Сегодня мы можем говорить о таких положениях, как конституционная роль ВНС, электоральный суверенитет, единый день голосования, усовершенствованная партийная система. Все это свидетельства существенного развития политической системы Республики Беларусь", - убежден политолог.
За последние годы кардинальным образом изменились вызовы и угрозы нашей национальной безопасности, потребовавшие разработки и внесения изменений в Концепцию национальной безопасности и в Военную доктрину, активизации работы в рамках интеграционных образований - Союзного государства, СНГ, ОДКБ. Беларусь гордится полноправным членством в ШОС, будучи наблюдателем, стремится стать членом БРИКС.
А что насчет недавнего решения о расширении безвизового режима въезда в Беларусь для граждан еще 35 государств Запада? Политолог обращает внимание: безвиз принят в данном случае лишь для простых иностранцев, владельцам дипломатических паспортов визы по-прежнему нужны. Что это, если не развитие народной дипломатии и доказательство открытости нашей страны?
"Пришло время национализировать белорусский государственный опыт, активно применять его на практике, - считает кандидат политических наук. - Цель конституционных изменений и совершенствования политической системы, мер по укреплению безопасности - очевидна. Они направлены на то, чтобы сделать эволюционные изменения нашей жизни необратимыми, а жизнь белорусского народа достойнее и лучше".-0-
У политиков тоже есть фирменный почерк
"Политика есть концентрированное выражение экономики", - говорил Владимир Ильич Ленин, основатель первого в мире пролетарского государства. Цитата звучит актуально и в наши дни. Само появление института президентства, по расхожему мнению экспертов, явилось закономерностью общественно-политического развития Беларуси в 90-е.
"Он говорил на понятном народу языке, говорил о том, что волнует людей, но главное - он говорил о будущем, - вспоминает политолог кандидата в президенты Александра Лукашенко. - Смысл его программы заключался в том, что белорусы будут жить лучше, чем в Советском Союзе. В начале 90-х это отвечало надеждам людей. Поэтому сделанный в пользу Александра Григорьевича народный выбор и в 1994 году, и в ходе последующих кампаний не был случайным".
Заглянув в прошлое на три десятка лет, кандидат политических наук констатирует: институт президентства подтвердил свою историческую привлекательность и оправдал способность к адаптации в быстро меняющемся мире. Самым важным итогом 30-летнего юбилея можно считать построенное сбалансированное суверенное белорусское государство, имеющее весомый авторитет на мировой арене, входящее в престижнейшие глобальные союзы, умеющее отстаивать свои национальные интересы и уверенно идущее по пути устойчивого развития во всех сферах жизни. Беларусь сегодня всему миру демонстрирует политическую стабильность, межконфессиональный, межрелигиозный и межнациональный мир.
"Как всего этого удалось достичь? Ключевую роль сыграл институт президентства. Сегодня он не просто орган государственного управления, но важнейшее условие нашего суверенитета. По сути - его гарант, - подчеркивает Александр Маркевич. - Президент всегда опирался на народ. Четыре референдума, семь Всебелорусских народных собраний тому подтверждение. Глава государства учит госслужащих опираться на запросы простых людей, подчеркивая: "Если не знаешь, как сделать, - пойди, спроси у людей, они подскажут". Это фирменный почерк Александра Григорьевича. Однажды наше общество созрело для создания представительного органа народовластия и конституционного закрепления его полномочий. Речь о ВНС. Это не случайность, это отражение наших многовековых традиций".
Уникальность - наш случай
При описании политической системы Беларуси часто используется такая характеристика, как уникальность. Старший научный сотрудник Центра политологии поясняет: корень следует искать в институте президентства. Согласно статье 79 Основного закона нашего государства, Президент Республики Беларусь является главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Также президент Беларуси является главнокомандующим Вооруженными Силами, возглавляет Совет Безопасности и имеет целый ряд иных значимых полномочий, закрепленных в Конституции, законах и других нормативных правовых актах.
"Говоря об институте президентства, мы говорим о примере политической мудрости, - обращает внимание Александр Маркевич. - Она проявляется в закреплении в стратегических документах - Концепции национальной безопасности, Военной доктрине - такой позиции, как национальный интерес, под которым подразумевается совокупность потребностей государства в реализации сбалансированных, подчеркиваю, сбалансированных интересов личности, общества и государства, позволяющих обеспечивать конституционные права и свободы, высокое качество жизни, независимость, территориальную целостность и устойчивое развитие Беларуси. Нравственной основой института президентства является принцип солидарной справедливости, сохранения исторической памяти и традиций народа".
Едва ли возможно построить социальное государство без сильной власти, способной реально обеспечить внешнеполитическую безопасность и продуктивную социально-экономическую защищенность населения. В силу личности самого Президента институт президентства стал спасительным кругом для белорусской государственности. И это распространенное мнение.
Нет - копиям западных стандартов, да - собственному опыту
Президент неизменно подтверждает свою лидерскую миссию, являясь инициатором общественно-политического совершенствования во всех сферах жизни Беларуси. Заметив в свое время общественный запрос на обновление политической системы, глава государства инициировал внесение изменений в Конституцию. При широком народном участии был подготовлен ее проект, вынесен на обсуждение, рассмотрен и принят на референдуме.
"Важно, что в Конституции были закреплены ценности, являющиеся основой белорусского общества, белорусов как нации. В течение менее чем двух лет конституционные новации были закреплены, конкретизированы и нашли свое отражение в более чем 80 законах. Сегодня мы можем говорить о таких положениях, как конституционная роль ВНС, электоральный суверенитет, единый день голосования, усовершенствованная партийная система. Все это свидетельства существенного развития политической системы Республики Беларусь", - убежден политолог.
За последние годы кардинальным образом изменились вызовы и угрозы нашей национальной безопасности, потребовавшие разработки и внесения изменений в Концепцию национальной безопасности и в Военную доктрину, активизации работы в рамках интеграционных образований - Союзного государства, СНГ, ОДКБ. Беларусь гордится полноправным членством в ШОС, будучи наблюдателем, стремится стать членом БРИКС.
А что насчет недавнего решения о расширении безвизового режима въезда в Беларусь для граждан еще 35 государств Запада? Политолог обращает внимание: безвиз принят в данном случае лишь для простых иностранцев, владельцам дипломатических паспортов визы по-прежнему нужны. Что это, если не развитие народной дипломатии и доказательство открытости нашей страны?
"Пришло время национализировать белорусский государственный опыт, активно применять его на практике, - считает кандидат политических наук. - Цель конституционных изменений и совершенствования политической системы, мер по укреплению безопасности - очевидна. Они направлены на то, чтобы сделать эволюционные изменения нашей жизни необратимыми, а жизнь белорусского народа достойнее и лучше".-0-