ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Пятница, 15 ноября 2024
Минск-Уручье +1°C
Все новости
Все новости
Комментарии
17 апреля 2013, 16:28

Очевидная выгода и возможные риски проекта Ямал-Европа-2

Примерно через полгода станет окончательно понятно, будет ли строиться вторая ветка газопровода Ямал-Европа - проекта, который экономически выгоден всем его участникам: России, Беларуси, Польше, через территорию которых пройдет труба, а также конечным потребителям, в числе которых Словакия и Венгрия. Именно такой срок отвел "Газпрому" Президент России Владимир Путин для проработки всех технико-экономических вопросов. Зачем же понадобилось еще полгода, если эта идея обсуждается уже много лет?

Этот вопрос совсем не риторический. Следует напомнить, что строительство первой ветки Ямал-Европа было начато в 1996 году. Газопровод протянули от месторождений на севере Сибири к европейским потребителям по территории России, Беларуси, Польши и Германии. Общая протяженность маршрута превысила 2 тыс.км, мощность составила около 33 млрд.куб.м в год. Уже тогда шла речь о строительстве второй ветки, и к реализации этой идеи российских партнеров на протяжении многих лет призывал Президент Беларуси Александр Лукашенко. Однако в 2002 году совет директоров "Газпрома" отложил осуществление проекта на неопределенный срок, а в 2007 году Москва дала понять, что она отказывается от второй ветки газопровода Ямал-Европа в пользу обходного "Северного потока" по дну Балтийского моря.

За это время, пока идея о второй ветке "морозилась", ситуация существенно поменялась: появились как политические риски, так и экономические. О политических рисках можно сделать вывод даже исходя из хронологии событий: проект Ямал-Европа-2 был извлечен из небытия 3 апреля на встрече Владимира Путина с главой "Газпрома" Алексеем Миллером. Как оказалось позже, эта встреча стала своеобразным информационным вбросом: через день после нее "Газпром" и польская EuRoPol Gaz подписали меморандум о взаимопонимании по реализации проекта Ямал-Европа-2. И сразу же, как это обычно бывает, когда дело касается российского газа, вопрос перешел в политическую плоскость. Хотя вице-премьер, министр экономики Польши Януш Пехочиньский положительно оценил предложение "Газпрома", польский премьер-министр Дональд Туск заявил, что подписание меморандума не означает принятия решения о строительстве газопровода и даже назвал этот проект политическим.

Впрочем, опрошенные корреспондентом БЕЛТА эксперты сошлись во мнении, что политика вряд ли помешает строительству нового газопровода. В частности, российский политолог Сергей Михеев убежден, что для Польши этот проект экономически крайне выгоден. "Конечно, Украина будет пытаться воздействовать на Варшаву аргументом об ущемлении своих интересов, - сказал он. - Потом могут начаться разговоры на уровне Евросоюза, мол, невозможно предать демократическую Украину. Но я не исключаю, что польская сторона найдет какую-то компромиссную форму, которая позволит ей и проект осуществить, и, с другой стороны, сказать, что Польша Украине никак не насолила. В этом заключается искусство политики, в том числе польской".

Сергей Михеев напомнил, что прежде Польша неоднократно высказывалась за строительство второй ветки газопровода Ямал-Европа. "Украина является ненадежным политическим и экономическим партнером, и это главная причина появления всех сторонних проектов: "Северного потока", "Южного потока" и так далее", - констатировал политолог.

Он также подчеркнул, что без Беларуси реализация этого проекта абсолютно невозможна. "На фоне нашей истории с Украиной, Беларусь показала себя гораздо более надежным партнером, - отметил он. - Да, между Россией и Беларусью периодически тоже возникали какие-то неурядицы, может, они и дальше будут возникать, но в целом они никогда не носили такого фатального характера, как с Украиной. А самое главное, что отношения Москвы и Минска более честные, прозрачные и понятные: есть политический союз со всеми оговорками, есть экономическая составляющая этого союза, включающая определенные преференции. С Украиной же ситуация совершенно другая".

А вот что действительно может помешать реализации проекта, так это экономические факторы. "Самые главные опасности для проекта - отсутствие спроса и повышенная конкуренция со стороны стран - поставщиков сжиженного природного газа, - сказал корреспонденту БЕЛТА директор российского Фонда энергетического развития Сергей Пикин. - Вот эти два фактора являются наиболее значимыми рисками для всех проектов, которые реализуются Россией в направлении Евросоюза. Нужно наличие спроса, подтвержденного контрактными обязательствами со стороны покупателей в Европейском союзе". А еще следует вспомнить о возможностях добычи сланцевого газа, к чему в Европе тоже присматриваются.

В то же время, отметил эксперт, шансы на успех проекта повышает то, что особый характер белорусско-российских отношений позволяет минимизировать издержки. "Преимущество также в том, что проект Ямал-Европа работает уже достаточно давно, зарекомендовал себя с точки зрения рынков сбыта, - сказал Сергей Пикин. - Издержки будут значительно снижены за счет того, что новая труба пройдет по тому же транспортному коридору. А во-вторых, на мой взгляд, потребуется меньше согласований, так как это направление, по которому Россия давно экспортирует свой газ и оно достаточно эффективно. Поэтому шансы на успех здесь гораздо выше, чем, например, у проекта "Набуко".

Топографически ветка газопровода Ямал-Европа-2 должна включать в себя участок Кобрин-Вельке Капушаны - системную перемычку между Беларусью, Польшей и Словакией. Строительство "Южного потока" и "Северного потока" полностью не снимает зависимость России от транзита через Украину, так как газ в Словакию и Венгрию все равно сможет поставляться только через украинскую территорию. Если же задуманный второй ямало-европейский проект удастся, то "Южный поток" будет снабжать юг Европы, "Северный поток" - ее север, а Ямал-Европа-2 - страны Центральной Европы. Как считает заместить генерального директора российского Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, сама перемычка между Беларусью и Словакией будет стоить "копейки" по сравнению с затратами на "Северный поток" и "Южный поток". Расстояние от Кобрина до Вельке Капушаны менее 500 км, а оттуда до венгерско-украинского пункта передачи газа Берегдароц-Берегово - не более 70-80 км. Труба обойдется в сумму около 1-1,5 млрд. евро, плюс понадобится некоторая незначительная реконструкция мощностей на территории Беларуси, полагает эксперт. Для сравнения: две ветки "Северного потока" оцениваются примерно в $12 млрд., и эта цифра еще не окончательная.

В "Газпроме" утверждают, что предварительные переговоры показывают эффективность проекта Ямал-Европа-2, который может быть осуществлен в 2018-2019 годах. Дополнительный объем прокачки газа по нему предполагается в размере 15 млрд.куб.м. Эксперты, несмотря на все опасения, также полагают, что проект, скорее всего, будет реализован. Во-первых, потребности европейцев все равно будут расти, и сжиженный газ вряд ли их заполнит. Во-вторых, перемычку между Польшей и Словакией с Венгрией собирался строить сам Евросоюз в рамках создания газотранспортных путей с севера на юг, так почему же не сделать это за газпромовские деньги. Что же касается сланцевого газа, то пока не будут технологически решены экологические проблемы, с чем уже столкнулись в США, Европа вряд ли пойдет на его добычу.

Таким образом, в пользу газопровода Ямал-Европа-2 свидетельствуют многие факторы. Но если бы его начали строить лет 10 назад, рисков было бы гораздо меньше.

Топ-новости
Свежие новости Беларуси