Спички, открытое окно в многоэтажном доме, газовая плита - это далеко не полный список потенциально опасных для ребенка предметов. Зачастую взрослые защищают от них детей с помощью системы запретов. Но, во-первых, запретов бывает слишком много, во-вторых, кроме устрашения никакой другой мотивации для их соблюдения обычно не предлагается. Многие убеждаются, что такая схема малоэффективна, но продолжают ее применять. Преддверие летних каникул - повод задуматься о пересмотре принципов воспитания культуры безопасности. Ведь именно сейчас у детей появится много свободного времени, которое они проводят не в обществе заботливых взрослых.
Неэффективность воспитания только с помощью запретов, конечно, не означает, что все должно быть разрешено. Важно, чтобы запрет был понятен. "Не бери этот бутылек, а не то я тебе дам ремня" - это не объяснение запрета, а обычная угроза. Родители таким образом упрощают себе жизнь, но для ребенка толком ничего не проясняют. Отсюда вытекает побочный эффект. Ребенок думает, что брать бутылек нельзя потому, что накажут. Но накажут, если заметят, что брал. А если придумать секретный план похищения? Дети любят такие игры, особенно после прочтения повести об увлекательных приключениях или просмотра аналогичного мультфильма. Представьте, ребенок выкрал запретный бутылек, а в нем находится яд. Нетрудно догадаться, каким может быть финал. Так почему бы сразу не объяснить, почему его брать нельзя? Другими словами, необходимо дать ребенку правильную мотивацию. Причем объяснения по поводу опасности яда должны основываться только на научных фактах, а не фантазиях.
Например, взрослый говорит ребенку, что курить вредно, потому что будет рак легких. Малыш спрашивает: "Такой же, как в озере, будет рак в легких?". Ему ответят: "Да, и этот рак поедает человека изнутри". В эти ужасы дошкольник охотно поверит. Но до поры. Потом подрастет и узнает от других людей, что поедающий изнутри рак - басня. Вред очевиден: ребенок перестанет доверять взрослому. Неудачная то ли шутка, то ли педагогическая "находка" последнего никакой безопасности не научит.
Системность воспитания - это один из главных принципов. В частности, важно, чтобы ребенок четко знал, что может быть источником опасности и как эту опасность предупредить. В некоторых случая надо учить и тому, как преодолеть последствия. Например, что делать в случае пожара. При этом давайте помнить, что даже взрослым не всегда интересна "простая" форма изложения, когда вам читают скучную лекцию. Нужна не просто интересная подача информации, но активное обучение: совместная деятельность родителей и детей, самостоятельная детская активность. Конкретное воплощение этих принципов может быть самым разным. Неплохо, если будут использоваться игры, стимулирование творческого мышления, тяги к познанию нового.
Повторимся, главное - системность. Такой подход продвигает, например, российский специалист по педагогике Владимир Мошкин - автор работ по обучению детей культуре безопасности. "Незнание разработчиками учебников по курсу ОБЖ закономерностей воспитания культуры личной безопасности приводит к тому, что учебно-методическая литература по основам безопасности человека мало чем отличается от учебников химии или истории. Это, в свою очередь, препятствует повышению эффективности воспитательного процесса. Причина такого положения в том, что длительное время решение практических задач воспитания культуры личной безопасности было возможно на основе эмпирических педагогических знаний и с помощью общих педагогических теорий. Ситуация качественно изменилась вместе с глобальным изменением источников опасности, с тем скачком, который произошел в развитии культуры личной безопасности", - пишет он в одной из своих работ.
Развивая его мысль, можно сказать, что каждой семье нужен план действий по педагогике безопасности. Если ожидается покупка планшета для ребенка, то к моменту ценного приобретения он должен осознавать определенные вещи. К примеру, нельзя хвастаться новым планшетом перед незнакомыми людьми, нельзя включать постоянное незащищенное bluetooth-соединение. Все это сейчас звучит, как запреты. Но когда человек понимает их суть, то ему уже не надо говорить "не делай", "нельзя", "запрещено". Собственно это уже будут не запреты, а именно правила.
Приведем и пример совместной деятельности родителя и ребенка. Они вместе переходят дорогу: ждут, когда загорится зеленый, вместе смотрят налево, а посередине дороги направо и т.д. Только так. Никакой спешки и невнятных объяснений в стиле "мы на красный идем, потому что спешим". Куда спешим? В реанимацию? Здесь нужна не спешка, а рассудительность. Ребенок, в том возрасте, когда это еще не поздно, будет невольно копировать ваше поведение. Поэтому тут также должна быть системность. Если мы рассказываем дома о правилах безопасности, то и в реальной жизни показываем, как эти правила соблюдать.
Еще один важный аспект - создание безопасной среды. Не совсем правильно призывать родителей не оставлять малолетних детей без присмотра ни на секунду. Давайте честно признаемся, что далеко не всегда возможен такой постоянный контроль. Хотя в определенных ситуациях он просто необходим. Вернемся к тому, с чего мы начинали. Открытое окно в многоэтажном доме может быть опасным для маленького ребенка. Рядом с ним оставлять малыша недопустимо. Об этом говорят трагические случаи, которые происходят в последнее время. То же самое - открытый доступ к спичкам. В семье, где есть дети, такого быть не должно. Это банальная истина, но как показывают сводки МЧС, взрослые порой ее забывают. Вероятнее всего, они так поступают потому, что не выстраивают систему безопасности и были воспитаны на отрывочных эмпирических установках.
Естественно, безопасная среда - это не только спички и окна, а нечто большее. Это и специальные защитные экраны, которые не дают детям в возрасте до трех лет достать рукой до регуляторов газовой плиты; это и "хитрые" крышки на баночке с таблетками; это и закругленные, а не острые углы стола и многое другое. Невозможно привести какой-то фиксированный список этих позиций. Они постоянно меняются и дополняются. Взрослые должны сами понимать, что нужно сделать для создания безопасной среды. Очень хорошо это получается, когда они сами в детстве видели убедительные примеры безопасного поведения, когда поощрялась их тяга к познанию и создавалась реальная, без запугивания, мотивация к безопасному поведению.
Если вы сейчас в увлекательной форме расскажите ребенку, как регулируется дорожное движение в городе, какие в прошлом были ошибки в этой сфере, как вообще устроена транспортная инфраструктура, то через какое-то время, не исключено, он вам укажет на недостатки, на которые пока никто еще не обращал внимания. Это и будет сигналом, что вы занимаетесь системным обучением культуре безопасности. Наборы запретов такого результата никогда не дадут.