Никто не хочет перемен. Даже если думает, что хочет. Понятно, что речь в данном случае идет о более глобальных вещах, чем, например, банальная перестановка мебели или даже переход на другое место работы. Сломать систему - вот что непросто, особенно когда она проверена годами и работает (пусть не так, как хотелось бы, но все-таки работает). В этом случае реформаторам нужно предъявить очень веские аргументы, чтобы быть услышанными и понятыми и предполагаемые преобразования не наткнулись на непреодолимое неаргументированное "нет" в стане исполнителей. А еще лучше - локально реализовать нововведения и показать результаты. Именно так поступили в отношении реформирования жилищно-коммунального хозяйства: на базе двух районов Минска - Партизанского и Первомайского - были апробированы ключевые пертурбации, после чего на республиканский семинар в белорусскую столицу съехались представители сферы ЖКХ и облисполкомов со всей страны.
Основной посыл реформирования - разделение служб заказчика и подрядчика. Сейчас обе функции, по сути, выполняет одна организация - ЖРЭО, поэтому ждать эффективности не приходится. Реформа предполагает "разведение" служб по собственности, то есть у заказчика и подрядчика теперь не будет одного руководителя, который по должностным обязанностям, с одной стороны, должен следить за качеством услуг, а с другой - отвечать за финансово-экономическое состояние подрядных организаций.
Как доложил участникам республиканского семинара первый заместитель председателя Минского городского исполнительного комитета Владимир Кухарев, в конце февраля были созданы два коммунальных унитарных предприятия: "ЖКХ Партизанского района Минска" и "ЖКХ Первомайского района Минска", которые теперь представляют службу заказчика. Службой подрядчика являются жилищно-эксплуатационные участки (ЖЭУ), образованные в результате укрупнения нынешних ЖЭСов. Подчиняться КУПы будут государственному учреждению "Минское жилищное коммунальное хозяйство", которое будет образовано на базе нынешнего ГО "Минское городское жилищное хозяйство".
Объектом посещения участников семинара стало ЖЭУ №3 Партизанского района, которое является одним из четырех жилищно-эксплуатационных участков, образованных в результате укрупнения жилищно-эксплуатационных служб (раньше в ЖРЭО района было 8 ЖЭСов). Укрупнение позволило сократить административно-управленческий аппарат и на этом сэкономить, но данный процесс не являлся самоцелью. Главное отличие ЖЭУ от ЖЭСа заключается в выделении специализированных бригад исполнителей, которые будут заниматься оказанием только определенных видов услуг. Например, техническое обслуживание жилого дома будут выполнять только рабочие по комплексному обслуживанию и ремонту зданий и сооружений (хаус-мастера). Также созданы бригады рабочих по комплексной уборке и содержанию домовладений, текущему ремонту, оказанию платных бытовых услуг населению. Другими словами, каждый работник ЖЭУ будет заниматься своим делом: надо в подъезде лампочку заменить - это к хаус-мастеру, надо смеситель на кухне починить - это к специалисту, который оказывает платные бытуслуги. Причем "на окладе" будут только рабочие по комплексному обслуживанию, остальные бригады переходят на хозрасчет - сколько заработал, столько получил. Правда, и у хаус-мастеров с заработной платой все не так просто: около половины составляет премия, которой он с легкостью лишится, если, например, из-за его недосмотра произошло ЧП и пришлось вызывать аварийную службу. То есть хаус-мастер заинтересован в том, чтобы обходилось без чрезвычайщины.
Кстати, об аварийной службе. Реформа предполагает, что она будет выполнять коммунальные заявки минчан в выходные и праздничные дни. Причем речь идет не только о ликвидации аварийных ситуаций, но и о текущем ремонте. То есть если прорвало трубу, то бригада не просто перекроет воду, а сделает все для того, чтобы жильцы получили водоснабжение как можно быстрее, после чего выставит счет ЖЭУ. Что касается оперативности работы, то нынешнее максимальное время прибытия на аварийные ситуации первой категории, которое составляет 60 минут, не может считаться удовлетворительным. В этом убежден заместитель премьер-министра Беларуси Анатолий Калинин, который также принимал участие в семинаре. Вице-премьер поручил сократить это время до 30 минут. По его мнению, аварии первой категории должны расцениваться как чрезвычайные. "Регламент должен быть. И если приехали более чем через полчаса в ситуации первой категории, это ЧП. Жители рассчитывают на вашу оперативность" - отметил он.
Если планы городских властей будут реализованы в полной мере, то оперативности устранению коммунальных аварий и выполнению текущих заявок от жильцов поспособствует единый контакт-центр ЖКХ. Он будет создан на базе КУП "Центр информационных технологий Мингорисполкома". Предполагается, что как только он заработает, минчанам не нужно будет думать, куда звонить - в диспетчерскую ЖЭУ, хаус-мастеру или в аварийную службу. Достаточно будет набрать номер 115, оставить оператору заявку и ждать реакции коммунальников. Причем, как заверил директор предприятия Олег Сидельник, она последует практически мгновенно. Оператор не только переадресует заявку, но и проконтролирует ее выполнение.
Также на благо потребителей ЖКУ работает сайт komplat.by. Создается мобильное приложение, с помощью которого можно будет отправить жалобу с фотодоказательством. Например, увидел бдительный горожанин, что люк не закрыт, сфотографировал это безобразие и отправил снимок на портал. Олег Сидельник пообещал, что коммунальники отчитаются о проделанной работе таким же образом - разместят фотографию на сайте. Анатолий Калинин при этом подчеркнул, что поступившее от жильца обращение должно быть на контроле и в обязательном порядке иметь обратную связь.
В данный момент планируется создать единый расчетно-справочный центр, в который войдут все 43 РСЦ Минска. В целом в стране создание единых центров позволит выделить основные и дополнительные ЖКУ, проконтролировать качество их работы и обеспечить прозрачность начисления. Кроме того, граждане смогут рассчитываться за все услуги по одному платежу. Пока такая опция доступна только в столице и некоторых других городах.
Участники семинара посетили и контейнерную площадку у дома №40а по проспекту Независимости. Владимир Кухарев доложил, что уже объявлен тендер по выбору единого оператора по вывозу и обезвреживанию отходов в Партизанском и Первомайском районах. "Единый оператор будет получать деньги за вывоз и утилизацию мусора и сам решать - заплатить за вывоз и захоронение на полигоне или заработать на раздельном сборе и переработке" - добавил он. Пока извлечение вторичных ресурсов из общего мусора в Беларуси не превышает 15%, но стоит задача увеличить долю до 25%. Как отметил Анатолий Калинин, мировая практика сбора вторичных материальных ресурсов говорит о том, что это окупаемый проект. Однако белорусские граждане пока не до конца осознают всю важность раздельного сбора отходов - как для экологии, так и для экономики. "У нас в обществе пока воспринимается, что все-таки не твердые коммунальные отходы, а просто мусор. И вот когда мы говорим "мусор", то и отношение соответствующее. Когда мы говорим, что это доля в экономике, наша экология, то все по-другому", - пояснил Анатолий Калинин.
Уже на пленарном заседании Владимир Кухарев признался, что принятие решения о реформировании жилищно-коммунального хозяйства далось непросто. "Собирались практически ежедневно, спорили, взвешивали все "за" и "против". Плотно работали с министерством. Мы столкнулись с рядом проблем, пришлось полностью менять нормативно-правовую базу. Подчеркну, что мы взялись не причесать и залакировать - мы структурно изменяем систему. Считаю правильным, что мы пошли на это", - поделился первый зампредседателя Мингорисполкома. По его словам, главное - это в итоге добиться прозрачности начисления ЖКУ и побудить коммунальников выполнять свою работу максимально качественно, чему поспособствует финансовая мотивация.
Анатолий Калинин также отметил важность и правильность предпринимаемых шагов, хотя, по его словам, ожидал, что процесс пойдет более интенсивно. Вице-премьер особо подчеркнул, что каждое преобразование должно осуществляться в расчете на конечного потребителя. "Главный герой сегодняшнего дня в сфере жилищно-коммунального хозяйства - это потребитель, жилец квартиры, пользователь жилищно-коммунальных услуг. Мы хотим повысить качество жизни наших граждан", - сказал он. Относительно стоимости ЖКУ Анатолий Калинин напомнил, что последние два года она увеличивается в январе на $5 плюс ежеквартальная индексация, и заверил, что такая система будет сохранена и впредь.
В завершение - о тех, для кого по большей части был организован семинар. Представители областных и районных ЖКХ внимательно слушали каждый доклад, интересовались темой, живо обсуждали реформы. Но в целом сложилось впечатление, что пока вопросов куда больше, чем ответов. Возможно, от недостаточной информированности, возможно, от нежелания принимать реформы - на них надо решиться, ведь в большинстве случаев проще плыть по течению. Семинар показал, что многое сказано и даже сделано, но этого пока недостаточно. Реформа только в самом начале пути.
Конфуцию приписывают фразу: "Не дай вам Бог жить в эпоху перемен". Конечно, мыслитель имел в виду куда более масштабные вещи, чем реформирование жилищно-коммунального хозяйства. Тем не менее, любые перемены в этой сфере влияют на качество жизни каждого из нас, ведь ЖКХ - это то, с чем мы сталкиваемся изо дня в день, а не от случая к случаю. Хочется верить, что у нас перемены к лучшему, тем более что в теории все выглядит более чем логично и взвешенно. Осталось всего ничего - реализовать ее на практике.