В Беларуси в эпицентре внимания общества и государства в последнее десятилетие были такие острые демографические проблемы, как рождаемость и смертность населения. Принимаемые меры, в том числе в ходе реализации национальных программ дембезопасности, принесли свои плоды - укрепляются обнадеживающие тенденции по росту рождаемости и снижению смертности, улучшению здоровья населения, оптимизации миграции. К сожалению, вопросы трудовых ресурсов оказались на втором плане, хотя они тесными демографическими узами связаны с проблематикой численности населения и не менее важны. Ведь от того, каков количественный и качественный состав трудового потенциала, какова эффективность его использования, зависит социально-экономический рост. Одним словом, состояние трудовых ресурсов - тот индикатор, который наиболее точно указывает на перспективы развития страны. О том, каковы прогнозы и какие меры следует принять для того, чтобы этот индикатор зафиксировался в плюсовом секторе, рассказала корреспонденту БЕЛТА директор Научно-исследовательского института труда Министерства труда и социальной защиты Светлана Шевченко.
Приходится констатировать, что сложившиеся в республике демографические тенденции оказывают отрицательное воздействие на трудовые ресурсы и состояние рынка труда. Прежде чем говорить о мерах, которые бы могли нивелировать этот негатив, нужно иметь четкое представление о том, каков день сегодняшний и что готовит день грядущий.
Итак, в настоящее время вступают в активный репродуктивный возраст малочисленные когорты белорусов, родившихся в 90-е годы прошлого столетия, ухудшается возрастной состав населения республики (уменьшается численность и доля населения в трудоспособном возрасте, одновременно увеличивается численность представителей старшего поколения). Таким образом, работников, создающих национальный продукт, объективно становится с каждым годом меньше, а стариков - больше. И значит, существенно увеличивается демографическая нагрузка на трудоспособное население.
Тревожит и то обстоятельство, что в составе трудоспособного населения увеличивается доля старших возрастных групп - в скором времени эти люди перейдут из категории работающих в категорию тех, на обеспечение которых потребуются средства государственного социального страхования.
Статистика подтверждает эти неутешительные выводы: численность трудовых ресурсов с 2010 по 2013 годы сократилась на 1,5% - с 6 млн 78,5 тыс. человек до 5 млн 989,1 тыс. Как свидетельствует анализ половозрастной структуры населения, в ближайшие 10 лет в стране прогнозируется дальнейшее сокращение численности трудовых ресурсов.
С 2010 по 2013 годы доля людей в возрасте старше трудоспособного в структуре населения страны увеличилась с 22,7% до 23,9%, причем в сельской местности этот показатель достиг в прошлом году 31,2% (практически каждый третий сельчанин - пенсионер). По прогнозу, к 2020 году численность жителей старше трудоспособного возраста составит 27% населения страны. Что касается демографической нагрузки, то в 2010 году она была 625 человек нетрудоспособного возраста на 1000 человек трудоспособного возраста, в 2013 году - уже 684 человека. А к 2020 году демографическая нагрузка ожидается на уровне 745 человек.
Ситуация на рынке труда республики в целом стабильная, управляемая и контролируемая. "Но при этом она характеризуется снижением уровня занятости, наличием дисбаланса спроса и предложения рабочей силы, ростом вынужденной неполной занятости, неэффективным использованием рабочего времени и рабочей силы", - отметила Светлана Шевченко.
Спрос на рабочую силу устойчиво превышает предложение: на 1 октября нынешнего года на одного зарегистрированного в службе занятости безработного приходится в среднем по республике 2,5 вакансии, в Минске - более 10. Следует признать, что многие свободные рабочие места зависают в банке вакансий надолго, поскольку предлагаемая заработная плата непривлекательна для соискателей. В основном нанимателям требуются обладатели рабочих профессий, вместе с тем в прошлом году наметилась тенденция увеличения спроса на специалистов.
В организациях сохраняется высокий уровень вынужденной неполной занятости работников. Если в 2012 году в режиме вынужденной неполной занятости работали 92,7 тыс. человек (или 2,7% численности работников), то в 2013 году - 127 тыс. работников (3,8%). В январе-августе 2014 года 110,3 тыс. работников организаций (3,4% среднемесячной численности) трудились в режиме вынужденной неполной занятости (в январе-августе 2013-го - 57,5 тыс. человек, или 1,7%).
Численность занятых в экономике Беларуси снизилась с 2010 по 2013 годы на 2,6% - с 4 млн 665,9 тыс. до 4 млн 545,6 тыс. человек. По прогнозу социально-экономического развития, к 2020 году численность занятых в экономике сократится еще на 8% и составит 4 млн 180 тыс. человек.
Есть и еще одна очень важная социально-экономическая проблема, на решение которой направлены большие усилия, в том числе в плоскости нормативно-правового регулирования, однако результаты ожидают желать лучшего. По-прежнему зарплата растет более быстрыми темпами, чем производительность труда (темп роста производительности труда в 2012 году составил 103,5%, в 2013 году - 101,6%, при этом темп роста заработной платы в 2012 году был 121,5%, в 2013 году - 116,4%).
Почему складывается такая ситуация? "Здесь целый комплекс причин, - пояснила Светлана Шевченко. - Прежде всего, это низкий уровень организации производства. В ряде случаев на предприятиях выявляется экономически необоснованная численность работников (это подтверждают результаты кадровой диагностики). Избыточная численность работников приводит к увеличению расходов нанимателей на рабочую силу, необоснованному росту цен на производимую продукцию и оказываемые услуги, снижает конкурентоспособность отечественных предприятий. Как следствие, уменьшаются объемы реализации продукции, растут складские запасы".
При этом наблюдается парадокс: предприятия, заявляя о наличии вакансий, одновременно имеют избыточную численность работников. Это связано с неудовлетворительной организацией труда и производства, а также с несоответствием профессионально-квалификационной структуры рабочей силы потребностям экономики, пояснила директор НИИ труда. Это сказывается на темпах модернизации экономики - дефицит квалифицированных кадров тормозит данные процессы.
Решению многих проблем может способствовать оптимизация численности работников на основе нормирования труда, подчеркнула директор НИИ. По ее мнению, современное состояние нормирования труда в организациях и отраслях экономики нельзя назвать удовлетворительным. Большинство норм и нормативов по труду значительно устарели: средний возраст (срок действия применяемых межотраслевых сборников норм и нормативов по труду) превышает 22 года, отраслевых - 19 лет, локальных - 12 лет. Не выполняются в полном объеме отраслевые и региональные программы по разработке новых и совершенствованию действующих сборников норм и нормативов по труду на 2013-2017 годы.
Удельный вес работников, труд которых нормируется, непозволительно низкий. Так, например, на КУП "Могилевоблдорстрой" этот показатель составляет всего 6%, на УП "Мингорсвет" - 7%, в ОАО "Борисовдрев" - 15%, на ЧПУП "Гомельобои" - 18%, на РУП "Завод газетной бумаги" - 19%.
Еще одной острой проблемой рынка труда является высокая текучесть кадров, подчеркнула Светлана Шевченко. Коэффициент текучести кадров составляет в среднем по стране 27-28%. Большое количество организаций не имеет стабильных трудовых коллективов. В этих условиях наниматели не заинтересованы в увеличении расходов на повышение квалификации своих работников, а это неизбежно сказывается на производительности труда. Так, затраты нанимателей на профессиональное обучение составляют мизерные 0,2% всех затрат на рабочую силу. А ведь в современных условиях ранее приобретенные квалификации быстро устаревают и, значит, нуждаются в обновлении знаний, умений, навыков.
Как в условиях сокращения численности трудоспособного населения, численности занятых в экономике и остальных проблем рынка труда поддерживать устойчивый экономический рост? По мнению Светланы Шевченко, через повышение эффективности использования трудовых ресурсов и реализацию мер по дополнительному вовлечению в экономическую деятельность незанятого населения. Задача эта сложная, комплексная, ее решение зависит и от принимаемых в стране нормативных правовых актов, и от позиции самого общества.
Как известно, в Беларуси до 1 января 2015 года будет разработана система мер по искоренению иждивенчества и тунеядства. Такую задачу поставил Президент Беларуси 20 октября на совещании по вопросам занятости и миграции в стране. Стране нужны рабочие и интеллектуалы, которые, получив в стране образование, трудились бы на ее благо.
Безусловно, есть категории населения, которые нуждаются в господдержке, - дети, инвалиды, пожилые люди и т.д. Исходя из того, каково качество их жизни, можно оценивать уровень цивилизованности общества - общеизвестный постулат. Однако средства, выделяемые государством на эти цели, не возникают из воздуха - они формируются теми, кто трудится - таков принцип солидарности поколений. И те трудоспособные люди, которые являются лишь потребителями социальных благ, заработанных трудом других, должны быть выведены из теплой тени - в первую очередь, экономическими методами.
Не работает человек по каким-то причинам, но желает трудоустроиться - необходимо оказать ему в этом содействие. Не имеет востребованной на рынке труда специальности - нужно помочь ее обрести. Работает на черном рынке труда, получая доходы и не уплачивая ни копейки налогов, - следует применить к нему меры налогового воздействия, а к его подпольному нанимателю, если таковой имеется, - и административные. Без оформления официального договора человек трудится в сопредельной стране, получая расчет наличными, - взыскать определенную сумму в бюджет, ведь из него субсидируется общественный транспорт, которым пользуются члены семьи неплательщика, медучреждения, где они лечатся, детские сады и школы, где дочери и сыновья получают воспитание и образование, а также в Фонд соцзащиты, из средств которого выплачиваются пособия его детям и пенсии родителям.
Понятно, что вовлечение в официальную занятость социальных иждивенцев не решит все проблемы рынка труда и трудовых ресурсов. Но эта мера - отнюдь не единственная.
Так, необходимо совершенствование организации труда и производства, повышение мотивации к эффективному труду, обеспечение экономически обоснованной численности работников. Нужно повысить охват работников нормированием труда на предприятиях во всех видах экономической деятельности, обеспечить неукоснительное выполнение отраслевых и региональных программ по разработке новых и совершенствованию действующих норм и нормативов по труду на 2013-2017 годы. Причем срок действия сборников норм и нормативов по труду не должен превышать 5 лет. На этой основе должна проводиться модернизация предприятий.
При модернизации неизбежно высвобождение работников. Но они не должны оказаться за воротами предприятий - следует обеспечить их трудоустройство, провести переобучение новым профессиям.
Актуальным является повышение территориальной мобильности работников через реализацию системы мер по перераспределению рабочей силы в интересах развития экономики страны и регионов. При этом очень важен вопрос более активного развития рынка арендного жилья. Без этого трудно рассчитывать на быстрое развертывание современных производств на новых площадках и в перспективных регионах.
Много лет говорится о необходимости согласования рынка образовательных услуг с потребностями рынка труда. С этой целью в настоящее время разрабатывается новая модель национальной системы квалификаций. В ее основе - внедрение профессиональных стандартов, типовых карт профессионального развития и карьерного роста, которые позволят формировать квалификационные требования к специалистам и программы их профессиональной подготовки.
Что касается трудовой миграции, то необходимо регулирование привлечения иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах на основе принципа приоритетного использования национальных кадров. В целях регулирования миграционных потоков в интересах развития трудонедостаточных регионов целесообразно пересмотреть областные программы по расселению иностранных граждан с учетом демографической ситуации, прогнозов экономического развития и потребности в трудовых ресурсах регионов. Резонно предусмотреть специальные меры стимулирования привлечения в Беларусь высококвалифицированных кадров - по такому пути идут многие страны, в том числе Российская Федерация.
Исходя из демографической и экономической ситуации, целесообразно стимулирование граждан к более продолжительной трудовой деятельности.
Эти меры будут содействовать ограничению иждивенческих настроений, легализации занятости и ориентируют граждан на ответственность за свое будущее, резюмировала Светлана Шевченко.
Елена ПРУС
Приходится констатировать, что сложившиеся в республике демографические тенденции оказывают отрицательное воздействие на трудовые ресурсы и состояние рынка труда. Прежде чем говорить о мерах, которые бы могли нивелировать этот негатив, нужно иметь четкое представление о том, каков день сегодняшний и что готовит день грядущий.
Итак, в настоящее время вступают в активный репродуктивный возраст малочисленные когорты белорусов, родившихся в 90-е годы прошлого столетия, ухудшается возрастной состав населения республики (уменьшается численность и доля населения в трудоспособном возрасте, одновременно увеличивается численность представителей старшего поколения). Таким образом, работников, создающих национальный продукт, объективно становится с каждым годом меньше, а стариков - больше. И значит, существенно увеличивается демографическая нагрузка на трудоспособное население.
Тревожит и то обстоятельство, что в составе трудоспособного населения увеличивается доля старших возрастных групп - в скором времени эти люди перейдут из категории работающих в категорию тех, на обеспечение которых потребуются средства государственного социального страхования.
Статистика подтверждает эти неутешительные выводы: численность трудовых ресурсов с 2010 по 2013 годы сократилась на 1,5% - с 6 млн 78,5 тыс. человек до 5 млн 989,1 тыс. Как свидетельствует анализ половозрастной структуры населения, в ближайшие 10 лет в стране прогнозируется дальнейшее сокращение численности трудовых ресурсов.
С 2010 по 2013 годы доля людей в возрасте старше трудоспособного в структуре населения страны увеличилась с 22,7% до 23,9%, причем в сельской местности этот показатель достиг в прошлом году 31,2% (практически каждый третий сельчанин - пенсионер). По прогнозу, к 2020 году численность жителей старше трудоспособного возраста составит 27% населения страны. Что касается демографической нагрузки, то в 2010 году она была 625 человек нетрудоспособного возраста на 1000 человек трудоспособного возраста, в 2013 году - уже 684 человека. А к 2020 году демографическая нагрузка ожидается на уровне 745 человек.
Ситуация на рынке труда республики в целом стабильная, управляемая и контролируемая. "Но при этом она характеризуется снижением уровня занятости, наличием дисбаланса спроса и предложения рабочей силы, ростом вынужденной неполной занятости, неэффективным использованием рабочего времени и рабочей силы", - отметила Светлана Шевченко.
Спрос на рабочую силу устойчиво превышает предложение: на 1 октября нынешнего года на одного зарегистрированного в службе занятости безработного приходится в среднем по республике 2,5 вакансии, в Минске - более 10. Следует признать, что многие свободные рабочие места зависают в банке вакансий надолго, поскольку предлагаемая заработная плата непривлекательна для соискателей. В основном нанимателям требуются обладатели рабочих профессий, вместе с тем в прошлом году наметилась тенденция увеличения спроса на специалистов.
В организациях сохраняется высокий уровень вынужденной неполной занятости работников. Если в 2012 году в режиме вынужденной неполной занятости работали 92,7 тыс. человек (или 2,7% численности работников), то в 2013 году - 127 тыс. работников (3,8%). В январе-августе 2014 года 110,3 тыс. работников организаций (3,4% среднемесячной численности) трудились в режиме вынужденной неполной занятости (в январе-августе 2013-го - 57,5 тыс. человек, или 1,7%).
Численность занятых в экономике Беларуси снизилась с 2010 по 2013 годы на 2,6% - с 4 млн 665,9 тыс. до 4 млн 545,6 тыс. человек. По прогнозу социально-экономического развития, к 2020 году численность занятых в экономике сократится еще на 8% и составит 4 млн 180 тыс. человек.
Есть и еще одна очень важная социально-экономическая проблема, на решение которой направлены большие усилия, в том числе в плоскости нормативно-правового регулирования, однако результаты ожидают желать лучшего. По-прежнему зарплата растет более быстрыми темпами, чем производительность труда (темп роста производительности труда в 2012 году составил 103,5%, в 2013 году - 101,6%, при этом темп роста заработной платы в 2012 году был 121,5%, в 2013 году - 116,4%).
Почему складывается такая ситуация? "Здесь целый комплекс причин, - пояснила Светлана Шевченко. - Прежде всего, это низкий уровень организации производства. В ряде случаев на предприятиях выявляется экономически необоснованная численность работников (это подтверждают результаты кадровой диагностики). Избыточная численность работников приводит к увеличению расходов нанимателей на рабочую силу, необоснованному росту цен на производимую продукцию и оказываемые услуги, снижает конкурентоспособность отечественных предприятий. Как следствие, уменьшаются объемы реализации продукции, растут складские запасы".
При этом наблюдается парадокс: предприятия, заявляя о наличии вакансий, одновременно имеют избыточную численность работников. Это связано с неудовлетворительной организацией труда и производства, а также с несоответствием профессионально-квалификационной структуры рабочей силы потребностям экономики, пояснила директор НИИ труда. Это сказывается на темпах модернизации экономики - дефицит квалифицированных кадров тормозит данные процессы.
Решению многих проблем может способствовать оптимизация численности работников на основе нормирования труда, подчеркнула директор НИИ. По ее мнению, современное состояние нормирования труда в организациях и отраслях экономики нельзя назвать удовлетворительным. Большинство норм и нормативов по труду значительно устарели: средний возраст (срок действия применяемых межотраслевых сборников норм и нормативов по труду) превышает 22 года, отраслевых - 19 лет, локальных - 12 лет. Не выполняются в полном объеме отраслевые и региональные программы по разработке новых и совершенствованию действующих сборников норм и нормативов по труду на 2013-2017 годы.
Удельный вес работников, труд которых нормируется, непозволительно низкий. Так, например, на КУП "Могилевоблдорстрой" этот показатель составляет всего 6%, на УП "Мингорсвет" - 7%, в ОАО "Борисовдрев" - 15%, на ЧПУП "Гомельобои" - 18%, на РУП "Завод газетной бумаги" - 19%.
Еще одной острой проблемой рынка труда является высокая текучесть кадров, подчеркнула Светлана Шевченко. Коэффициент текучести кадров составляет в среднем по стране 27-28%. Большое количество организаций не имеет стабильных трудовых коллективов. В этих условиях наниматели не заинтересованы в увеличении расходов на повышение квалификации своих работников, а это неизбежно сказывается на производительности труда. Так, затраты нанимателей на профессиональное обучение составляют мизерные 0,2% всех затрат на рабочую силу. А ведь в современных условиях ранее приобретенные квалификации быстро устаревают и, значит, нуждаются в обновлении знаний, умений, навыков.
Как в условиях сокращения численности трудоспособного населения, численности занятых в экономике и остальных проблем рынка труда поддерживать устойчивый экономический рост? По мнению Светланы Шевченко, через повышение эффективности использования трудовых ресурсов и реализацию мер по дополнительному вовлечению в экономическую деятельность незанятого населения. Задача эта сложная, комплексная, ее решение зависит и от принимаемых в стране нормативных правовых актов, и от позиции самого общества.
Как известно, в Беларуси до 1 января 2015 года будет разработана система мер по искоренению иждивенчества и тунеядства. Такую задачу поставил Президент Беларуси 20 октября на совещании по вопросам занятости и миграции в стране. Стране нужны рабочие и интеллектуалы, которые, получив в стране образование, трудились бы на ее благо.
Безусловно, есть категории населения, которые нуждаются в господдержке, - дети, инвалиды, пожилые люди и т.д. Исходя из того, каково качество их жизни, можно оценивать уровень цивилизованности общества - общеизвестный постулат. Однако средства, выделяемые государством на эти цели, не возникают из воздуха - они формируются теми, кто трудится - таков принцип солидарности поколений. И те трудоспособные люди, которые являются лишь потребителями социальных благ, заработанных трудом других, должны быть выведены из теплой тени - в первую очередь, экономическими методами.
Не работает человек по каким-то причинам, но желает трудоустроиться - необходимо оказать ему в этом содействие. Не имеет востребованной на рынке труда специальности - нужно помочь ее обрести. Работает на черном рынке труда, получая доходы и не уплачивая ни копейки налогов, - следует применить к нему меры налогового воздействия, а к его подпольному нанимателю, если таковой имеется, - и административные. Без оформления официального договора человек трудится в сопредельной стране, получая расчет наличными, - взыскать определенную сумму в бюджет, ведь из него субсидируется общественный транспорт, которым пользуются члены семьи неплательщика, медучреждения, где они лечатся, детские сады и школы, где дочери и сыновья получают воспитание и образование, а также в Фонд соцзащиты, из средств которого выплачиваются пособия его детям и пенсии родителям.
Понятно, что вовлечение в официальную занятость социальных иждивенцев не решит все проблемы рынка труда и трудовых ресурсов. Но эта мера - отнюдь не единственная.
Так, необходимо совершенствование организации труда и производства, повышение мотивации к эффективному труду, обеспечение экономически обоснованной численности работников. Нужно повысить охват работников нормированием труда на предприятиях во всех видах экономической деятельности, обеспечить неукоснительное выполнение отраслевых и региональных программ по разработке новых и совершенствованию действующих норм и нормативов по труду на 2013-2017 годы. Причем срок действия сборников норм и нормативов по труду не должен превышать 5 лет. На этой основе должна проводиться модернизация предприятий.
При модернизации неизбежно высвобождение работников. Но они не должны оказаться за воротами предприятий - следует обеспечить их трудоустройство, провести переобучение новым профессиям.
Актуальным является повышение территориальной мобильности работников через реализацию системы мер по перераспределению рабочей силы в интересах развития экономики страны и регионов. При этом очень важен вопрос более активного развития рынка арендного жилья. Без этого трудно рассчитывать на быстрое развертывание современных производств на новых площадках и в перспективных регионах.
Много лет говорится о необходимости согласования рынка образовательных услуг с потребностями рынка труда. С этой целью в настоящее время разрабатывается новая модель национальной системы квалификаций. В ее основе - внедрение профессиональных стандартов, типовых карт профессионального развития и карьерного роста, которые позволят формировать квалификационные требования к специалистам и программы их профессиональной подготовки.
Что касается трудовой миграции, то необходимо регулирование привлечения иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах на основе принципа приоритетного использования национальных кадров. В целях регулирования миграционных потоков в интересах развития трудонедостаточных регионов целесообразно пересмотреть областные программы по расселению иностранных граждан с учетом демографической ситуации, прогнозов экономического развития и потребности в трудовых ресурсах регионов. Резонно предусмотреть специальные меры стимулирования привлечения в Беларусь высококвалифицированных кадров - по такому пути идут многие страны, в том числе Российская Федерация.
Исходя из демографической и экономической ситуации, целесообразно стимулирование граждан к более продолжительной трудовой деятельности.
Эти меры будут содействовать ограничению иждивенческих настроений, легализации занятости и ориентируют граждан на ответственность за свое будущее, резюмировала Светлана Шевченко.
Елена ПРУС