Лишь трое суток понадобилось областным и республиканским органам власти, чтобы восстановить нормальную жизнедеятельность Житковичского района, нарушенную из-за ЧП с мостом через Припять. Непростая ситуация требовала принятия быстрых и четких решений. Случившийся форс-мажор стал своеобразной проверкой слаженности действий органов госуправления, силовых ведомств, субъектов хозяйствования и местного населения. Анализ развития событий в течение 72 часов свидетельствует, что государство готово максимально задействовать любые ресурсы, когда речь о жизни и безопасности людей. Подтверждение данного вывода корреспонденты БЕЛТА получили в ходе бесед с людьми, находившимися в эпицентре этих событий.
Река Припять разделяет Житковичский район на две части. Сообщение между населенными пунктами, в первую очередь между районным центром и Туровом, было налажено через построенный в 1985 году мост. Расстояние между городами 24 км. Но обнаружилась вертикальная просадка ездового полотна на мосту через Припять. Маршрут стал в десятки раз длиннее.
Например, тяжелым грузовикам, чтобы попасть на другой берег, нужно было искать объездные пути через Пинск или Мозырь. Серьезной проблемой оказалась доставка молока с сельскохозяйственных предприятий на Туровский молочный комбинат. Массу неудобств получили и другие предприятия. Больших затрат по времени требовало и решение обычных вопросов для сельчан - посетить врача, сходить в банк. Вот примерно такой была картина 7 декабря после полудня, когда сотрудники ГАИ полностью перекрыли движение транспорта по мосту, рассказывает председатель Житковичского райисполкома Дмитрий Гайкевич. Растерянности у властей не было, уже готовилось экстренное заседание областного штаба по чрезвычайным ситуациям. Первостепенная задача - обеспечить безопасность людей. Для этого необходимо было решить вопрос устойчивой работы всей инфраструктуры на правом берегу реки, которую во многом обеспечивали организации, расположенные в Житковичах. Это, в частности, касалось электросетей, газоснабжения, здравоохранения, работы подразделений МЧС и милиции.
Не менее важный вопрос - доставить к месту жительства работников предприятий и организаций, которые в этот день в какой-то степени оказалась заложниками ЧП. "Мы немедленно наладили подвоз людей к мосту рейсовыми автобусами. Затем они шли через мост пешком, где их также ждали автобусы. Однако ближе к вечеру 7 декабря дорожное полотно на мосту просело уже почти на 1 м, поэтому было принято решение полностью закрыть движение", - констатирует он.
Тогда в работу включились спасатели. Они, разбив на обоих берегах палатки, в тот же начали день перевозить людей на катерах. Причем круглосуточно. Например, студентов из Туровщины, которые поздно ночью приехали на выходные к родителям. В течение дня спасатели перевозили до 700 человек.
Конечно, были и определенные неудобства. Например, от места, где останавливался автобус, необходимо было пройти по тропинке среди кустарников более 1 км до переправы с одной стороны и столько же - с другой. "Тем не менее, мы не получили ни одной жалобы от людей ни в пятницу, ни в субботу. Люди шутили, мол, хорошо перед сном совершить прогулку по свежему воздуху. Полешуков исторически закалила жизнь среди болот. Им и не такие препятствия приходилось преодолевать. Но главное - люди видели, что власть не бездействует, а предпринимает все возможное в сложившейся ситуации. И безоговорочно верили, что приемлемый вариант решения проблемы будет найден", - подчеркивает Дмитрий Гайкевич.
По согласованию с правительством республики было принято решение создать временную понтонную переправу. Однако для этого требовалось в сжатые сроки построить подъездные пути - более 2,5 км дорог с улучшенным покрытием, а также обваловать берега и обустроить площадки для въезда транспорта на понтонный мост.
Поэтому уже в пятницу, 8 декабря, из разных мест области в Житковичский район началась передислокация дорожно-строительной техники, подвоз материалов. По словам генерального директора РУП "Гомельавтодор" Игоря Матвецова, которому было поручено построить дорогу со стороны Житковичей, в общей сложности привлекли около 20 единиц техники местных организаций, а также из Чечерска, Рогачева, Светлогорска: бульдозеров, грейдеров, погрузчиков и т.д. На доставке песка, щебня, отсева, других компонентов для обустройства дороги было занято также более 20 большегрузных автомобилей, которые перевезли за два дня около 5 тыс. куб.м сыпучих материалов. Примерно такие технические ресурсы задействовал на противоположном берегу "Гомельоблдорстрой".
Для дороги пришлось прокладывать путь в пойме реки через заросли кустарников и мелких деревьев. На возведение дорог с двух сторон было отведено чуть более суток. Заместитель премьер-министра Анатолий Калинин дал поручение открыть движение автотранспорта по наплавному мосту не позднее середины дня 10 декабря. "Люди работали круглосуточно, с небольшими перерывами на обед и сон. Никого ни к чему не пришлось призывать или агитировать. Похоже, рабочие самостоятельно прочувствовали ситуацию, понимая, в каком непростом положении оказались местные жители. Все делалось быстро и аккуратно", - отметил Игорь Матвецов.
Дорожники еще продолжали готовить дорогу, а к реке 9 декабря в районе 16.00 уже подошла сводная колонна грузовиков подразделений 188-й гвардейской инженерной бригады Вооруженных Сил и Республиканского отряда специального назначения МЧС, которая доставила элементы понтонного моста. Начальник инженерных войск Вооруженных Сил - начальник управления инженерных войск Генерального штаба ВС Андрей Кураков, которой руководил работами по наведению моста, был немногословен. "Обе группы, которые двигались из Пинска и Могилева, прибыли к месту назначения в установленное время с интервалом в 2 минуты. Подразделения готовы выполнить поставленную задачу. Доставлено 22 элемента понтона, что позволит полностью перекрыть зеркало воды шириною 146,5 м", - отрапортовал тогда он.
Спустя полчаса военные приступили к сбору конструкций и оперативно завершили работу. Наведение непосредственно переправы решили начать с рассветом. Когда военные катера развернули сочлененные элементы моста в одну линию, то оказалась, что их недостаточно, чтобы перекрыть всю ширину реки. В связи с этим наплавной мост пришлось удлинить на одну дополнительную понтонную секцию. В итоге его общая длина составила 152,5 м. После этого провели работы по закреплению береговых элементов.
Ровно в 12.00, как и было поручено, понтонную переправу преодолел военный автомобиль КрАЗ - один из тех, что доставляли конструкции к месту монтажа. Большегрузные МАЗы еще продолжали подвозить щебень, а перед въездом на переправу уже стояли в ожидании гражданские легковые автомобили.
Это означало, что полноценная переправа через Припять восстановлена, а жизнь жителей населенных пунктов Житковичского района, расположенных по обе стороны реки, и работа народно-хозяйственного комплекса региона возвращается в обычное русло.
Валерий СИДОРЧИК,
БЕЛТА.-0-