Камеральные проверки уже приносят свои плоды и хорошо вписались в современные экономические реалии. За счет применения именно такого вида контроля за 2015 год налоговые органы обеспечили Br1,7 трлн дополнительных поступлений налогов в бюджет. По сравнению с 2014 годом соответствующие поступления в целом по республике выросли в сопоставимых ценах на 35,5%, а, к примеру, в инспекциях МНС по Брестской области - в 2,2 раза, Витебской и Гродненской - почти вдвое. В чем заключается особенность проведения камеральных проверок и какую ставку делает на них Министерство по налогам и сборам, корреспонденту БЕЛТА рассказал первый заместитель министра Игорь Клепча.
Во-первых, камеральный контроль эффективен. Во-вторых, проверяющие органы получают возможность сведения к минимуму вмешательства в производственно-хозяйственную деятельность организаций-плательщиков. Так, для проведения камеральной проверки налоговому инспектору не приходится выезжать к плательщику, а тому, в свою очередь, - отвлекаться от работы для дачи пояснений. Ключевую роль в такой проверке имеют анализ отчетной документации и сопоставление данных из различных информационных источников. Объектом внимания становятся правильность исчисления налоговых и других обязательных платежей в бюджет, своевременность и полнота их уплаты.
Игорь Клепча обратил внимание, что перед Министерством по налогам и сборам стоит непростая задача, которая заключается в том, чтобы реализовать свои контрольные функции, но сделать это удаленно от плательщика, никоим образом не препятствуя и не создавая ему помех в деятельности. "В этом смысле мы работаем сразу в нескольких направлениях, например, обеспечиваем функционирование системы электронного налогового декларирования, развиваем информационные технологии, способствуем совершенствованию электронного документооборота. Безусловно, при этом используются как собственные наработки, так и передовой опыт иностранных коллег. Как результат, мы имеем дистанционный контроль, возможность минимального вмешательства в деятельность субъектов хозяйствования, существенное упрощение налогового администрирования. Свою важную роль при этом играют автоматизированные системы камерального контроля", - констатировал первый заместитель министра.
По итогам таких проверок налоговые инспекторы указывают плательщикам на недостатки, но не применяют штрафных санкций. Получение соответствующего уведомления означает: необходимо проверить правильность расчетов, найти слабые места, на которые указал представитель налоговой службы, может быть, иные допущенные ошибки и самостоятельно доплатить в бюджет причитающиеся суммы налогов. Либо нужно представить в налоговую службу необходимые разъяснения.
Четкое соблюдение норм налогового законодательства, применение одних и тех же правил игры всеми игроками на внутреннем рынке ведет к установлению между ними равных условий конкуренции. В выявлении всевозможных способов ухода от налогообложения или минимизации налоговых обязательств плательщиков заинтересовано уже не только государство, но и сам бизнес. И камеральные проверки снова приходятся как нельзя кстати. По мнению представителей бизнес-сообществ, чем больше работа налоговой службы будет строиться на анализе деятельности проблемных предприятий, которые попадают в группы риска, тем лучше.
В министерстве считают, что повысить эффективность камеральных проверок можно. Для этого уже сейчас рассматривается возможность развития дистанционных систем контроля и увеличения источников информации о деятельности плательщиков, в том числе за пределами страны. Как отмечают представители Министерства по налогам и сборам, дополнительная информация позволит более точно представлять ситуацию с исполнением плательщиком своих налоговых обязательств. За счет этого, с одной стороны, налоговые органы смогут более эффективно вести контрольную деятельность, а с другой - сведут к минимуму число визитов с проверками на предприятия. Кроме того, МНС в целом совершенствует контрольную работу за счет использования риск-ориентированного подхода при выборе объектов для проверки и иных эффективных методов и технологий.
В связи с вышесказанным именно камеральным проверкам в ближайшие годы налоговая служба Беларуси будет уделять больше внимания в своей контрольной деятельности и, соответственно, ожидает от них больше отдачи. "Конечно, выездные проверки также будут проводиться, однако происходить они будут лишь в тех случаях, когда без таких форм контроля обойтись невозможно, и при наличии оснований, установленных законодательством", - подчеркнул Игорь Клепча. Такая концепция, по его мнению, полностью соответствует требованиям Директивы №4 от 31 декабря 2010 года "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь", которая предусматривает реализацию самых разных подходов по созданию благоприятной среды для развития бизнеса.
Татьяна ИВАНЮК