В направлении совершенствования законодательства в сфере лицензирования в Беларуси сделано немало. Очередным этапом станет вступление в силу основных положений указа №475, что произойдет 1 марта. С этой даты лицензии станут бессрочными, количество лицензируемых видов деятельности сократится с 37 до 36, а их составляющих - с 207 до 197.
В частности, указ закрепляет критерии отнесения видов деятельности к лицензируемым. Согласно документу, к таковым относятся виды деятельности, осуществление которых может создать угрозу нанесения ущерба интересам национальной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод, нравственности, здоровья населения, охраны окружающей среды и регулирование которых не может быть обеспечено иными методами, кроме как лицензированием.
Документом закреплено, какие требования не могут быть отнесены к лицензионным: о соблюдении законодательства в соответствующей сфере деятельности в целом; соблюдение которых является обязанностью любого субъекта хозяйствования; к конкретным видам и объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции, а также объему выполняемых работ и оказываемых услуг.
Еще одно нововведение заключается в том, что с 1 марта соискатель лицензии сможет направлять необходимые документы в лицензирующий орган по почте или в виде электронного документа. А вот выдача лицензии субъекту хозяйствования, находящемуся в процессе ликвидации (прекращения деятельности), экономической несостоятельности (банкротства), будет запрещена. Исключение составит нахождение компании в процедуре санации.
Что касается вида деятельности, на осуществление которого лицензия больше не потребуется, то речь идет о производстве алюминия, свинца, цинка, олова, меди и отливке готовых изделий и полуфабрикатов из алюминия и тяжелых цветных металлов.
Также исключается необходимость получения лицензии для осуществления определенных работ (услуг) по видам деятельности, лицензирование которых в целом сохраняется. Так, в деятельности по обеспечению промышленной безопасности лицензирование эксплуатации подконтрольных Госпромнадзору опасных производственных объектов сохранено только в отношении тех, которые отнесены к I и II типам опасности.
По деятельности в области связи отменяется лицензирование услуги по предоставлению в пользование каналов электросвязи, передачи данных в пунктах коллективного пользования.
В отношении деятельности по обеспечению пожарной безопасности предусмотрена отмена лицензирования эксплуатации пожаро- и взрывоопасных производств и объектов с массовым пребыванием людей; проведения испытаний на пожарную опасность, на огнестойкость веществ, материалов, изделий, оборудования и строительных конструкций; производства, капитального ремонта пожарной техники (машин и оборудования), снаряжения, спасательных устройств, огнетушителей, огнетушащих веществ и других средств противопожарной защиты (за исключением капитального ремонта огнетушителей).
Применительно к медицинской деятельности отменяется необходимость получения лицензии для осуществления фитотерапии; экспертной медицинской деятельности; работ и услуг по монтажу, наладке, техническому обслуживанию и ремонту медицинской техники и (или) изделий медицинского назначения. Также не нужно получать лицензии для медицинской деятельности государственными организациями здравоохранения и Белорусским обществом Красного Креста (при условии соответствия указанных организаций иным специальным требованиям, определяемым законодательством).
Указ гарантирует, что прекращение действия лицензии в случае ликвидации лицензиата - юридического лица, индивидуального предпринимателя либо смерти физического лица не требует принятия решения лицензирующего органа. Также предоставлено право реорганизованному юридическому лицу при реорганизации лицензиата в форме преобразования осуществлять деятельность на основании ранее выданной лицензии с необходимыми изменениями и (или) дополнениями.
Лица, в отношении которых приняты решения о прекращения действия (аннулировании) лицензии на осуществление адвокатской деятельности и деятельности по оказанию юридических услуг по виновным основаниям, не смогут в течение года осуществлять деятельность в области права (которая в Беларуси является лицензируемой).
Кроме того, с 1 марта произойдет объединение полномочий комиссий по вопросам лицензирования риелторских услуг и выдачи свидетельств об аттестации риелтора, будет отменена выдача свидетельств об аттестации юриста. В результате вместо действующих в Министерстве юстиции 5 комиссий останутся только 3: комиссия по вопросам лицензирования деятельности по оказанию юридических услуг с указанием составляющей - юридические услуги; комиссия по вопросам лицензирования деятельности по оказанию юридических услуг с указанием составляющей - риелторские услуги; квалификационная комиссия по вопросам адвокатской деятельности в Беларуси.
Также указ предусматривает делегирование отдельных полномочий в области лицензирования, осуществляемого МЧС и МВД без увеличения штатной численности данных министерств. Речь, в частности, идет о приеме документов, извещении соискателей лицензии (лицензиатов) о принятых в отношении них решениях, подготовке материалов по вопросам прекращения действия лицензии по вине лицензиата. От МЧС эти полномочия будут делегированы Департаменту по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, Департаменту по надзору за безопасным ведением работ в промышленности, Департаменту по ядерной и радиационной безопасности, учреждению "Республиканский центр сертификации и экспертизы лицензируемых видов деятельности", от МВД - Департаменту охраны.
Изменения коснулись и области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения. Так, расширен перечень лицензионных требований и условий, предъявляемых к лицензиату. Это связано с тем, что объекты использования атомной энергии обладают высокой потенциальной опасностью, отличающей эту отрасль от других общепромышленных отраслей. Кроме того, определен перечень лицензионных требований и условий, которые будут являться особыми (их нарушение должно повлечь прекращение действия лицензии).
В целях усиления контроля за качеством строительных, монтажных и иных специальных работ, выполняемых подрядными организациями при строительстве Белорусской АЭС, вводятся дополнительные требования в части необходимости предоставления ими дополнительных документов для получения лицензии на право осуществления деятельности в области использования атомной энергии. Для определения возможности выдачи лицензии на сооружение Белорусской АЭС будет организована и проведена экспертиза безопасности.
В области медицинской деятельности расширяется перечень лицензионных требований и условий, предъявляемых к соискателю лицензии и лицензиату, а также грубых нарушений законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий. Предлагаемые изменения связаны с результатами проведенного мониторинга медицинской деятельности в части оценки качества оказания медпомощи организациями частной формы собственности.
Повышение качества судебно-экспертной деятельности также предполагается осуществить за счет уточнения лицензионных требований и перечня грубых нарушений законодательства о лицензировании. Кроме того, дополнено число субъектов, имеющих право осуществлять судебно-экспертную деятельность без получения лицензии, - это смогут делать организации, подчиненные Государственному комитету судебных экспертиз Беларуси.
Основные положения указа №475 вступят в силу с 1 марта 2016 года. При этом для выполнения лицензионных требований и условий, предусмотренных указом, если они изменяются по отношению к лицензионным требованиям и условиям, действующим до 1 марта, лицензиатам предоставляется срок до 1 июня 2016 года. В отношении отдельных требований и условий к лицам, осуществляющим деятельность по оказанию юридических услуг и судебно-экспертную деятельность, такая отсрочка предоставляется до 1 июля 2017 года.
Юлия ОГНЕВА,
БЕЛТА.-0-