ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Понедельник, 25 ноября 2024
Минск-Уручье -1°C
Все новости
Все новости
Комментарии
13 февраля 2013, 13:39

Минтранс Беларуси рассчитывает на скорую либерализацию порядка пассажиро- и грузоперевозок в ТС

Перед белорусской транспортной отраслью на 2013 год поставлены достаточно амбициозные задачи по развитию ее экспортного потенциала. Подведомственным Минтрансу предприятиям необходимо в нынешнем году обеспечить положительное сальдо внешней торговли услугами в размере $1150 млн. Их экспорт при этом должен увеличиться на 18% по сравнению с 2012 годом. Товаров запланировано реализовать на внешних рынках на 6% больше по сравнению с прошлогодним показателем.

Как прокомментировал корреспонденту БЕЛТА начальник управления стратегического развития и внешнеэкономической деятельности Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси Сергей Негрей, для выполнения столь напряженного задания требуется полная мобилизация внутренних ресурсов отрасли. Кроме того, необходим поиск новых современных технологий, проектов, а также максимально эффективное и быстрое их внедрение.

Развитие грузопотоков и их распределение по различным видам транспорта будет строиться на основе многовекторной стратегии взаимоотношений с потенциальными партнерами из различных регионов на международном рынке транспортных услуг. В первую очередь в 2013 году должно быть найдено договорно-правовое решение вопроса о стратегической либерализации осуществления перевозок грузов и пассажиров в рамках Таможенного союза. Под этим подразумевается упразднение разрешительной системы на все виды транспортировки грузов автомобилями.

В последнее время Минтранс активно работает над реализацией безразрешительного принципа выполнения перевозок в Едином экономическом пространстве. Белорусским специалистам удалось совместно с Минтрансом России договориться о возможности перевозить автомобильным транспортом без разрешений в Россию товары третьих стран, растаможенные на территории Беларуси или по существу приобретшие статус товаров Таможенного союза.
 
Сергей Негрей отметил, что, исходя из нынешних реалий, нужно создать стимулирующую конкуренцию автотранспортников Беларуси, России и Казахстана, позволяющую наращивать свое присутствие на международном рынке и обеспечивать развитие экспортоориентированного сектора транспортных услуг. Планируется обеспечить диверсификацию за счет поиска альтернативных направлений работы и освоения новых рынков. Это, в частности, касается сотрудничества с такими странами, как Турция, Великобритания, Италия, Португалия, Испания, Греция, Словакия, Финляндия, Швейцария, Узбекистан. Представители белорусского Минтранса в первом полугодии рассчитывают подписать межправительственное соглашение с Грецией и протокол о внесении изменений в аналогичный документ с Финляндией, что позволит расширить географию экспорта транспортных услуг отечественных предприятий. До конца года министерство также предполагает юридически закрепить отмену разрешительной системы на все виды грузовых автоперевозок со швейцарской конфедерацией. "Этот вектор в развитии международного сотрудничества страны в транспортной сфере, наряду с максимальным использованием преимуществ Таможенного союза, должен стать дополнительным резервом и одним из приоритетных в 2013 году", - считает специалист.

Касаясь взаимосвязанных и не менее важных направлений политики, которую будет реализовывать Минтранс в текущем и последующих годах, руководитель управления рассказал, что таковым является интеграция главных магистральных путей в международную систему транспортных коридоров. Обширная сеть магистралей Беларуси позволяет организациям участвовать в международном транзите, который по своей сути является экспортом транспортных услуг, предоставляемых национальными компаниями грузовладельцу и иностранному перевозчику при следовании по республике. Чтобы создать благоприятные условия для развития транзита, требуется дальнейшее совершенствование инфраструктуры автомобильных пунктов пропуска, проведение реконструкции автотрасс, входящих в девятый международный транспортный коридор, а также расширение сети объектов придорожного сервиса.

"Если говорить о Белорусской железной дороге, то уже сегодня перед этой компанией поставлена задача по проведению более агрессивной маркетинговой работы с целью заключения прямых договоров с клиентами-нерезидентами и, как следствие, увеличения экспортных поступлений от обслуживания транзитных грузопотоков", - констатировал специалист.
 
Значительный запас в оказании экспортоориентированных услуг имеет воздушный транспорт за счет ввода дополнительных трасс и обслуживания следующих транзитом судов, увеличение частот полетов и открытие новых перспективных маршрутов, которые смогут выполнять национальные авиакомпании. При этом новый приток валютных поступлений может дать возможность наземного обслуживания увеличенного объема рейсов иностранных авиаперевозчиков.  

Особое внимание в 2013 году должно быть уделено повышению безопасности всех видов транспорта, что в современных условиях является дополнительным источником повышения транзитного потенциала государства. При этом крайне важно обеспечить минимальное вредное воздействие машин на окружающую среду. В этой связи в Беларуси будет продолжена реализация комплекса мер, направленных на обновление парка подвижного состава современными транспортными средствами национального и иностранного производства, соответствующих экологическим стандартам Евро-5 и выше.

Очередным этапом повышения экспортного потенциала республики является формирование логистической системы и ее интеграция в логистические сети основных транспортных коридоров. Например, за счет организации оптимальных схем доставки с использованием преимуществ различных видов транспорта планируется существенно сократить простои грузов, увеличить поступление валюты в страну от логистического обслуживания так называемого перерабатываемого транзита.

Сергей Негрей подчеркнул, что существенным препятствием для привлечения дополнительных объемов грузов для переработки на белорусских терминалах, которые могут транспортировать белорусские перевозчики, является норма статьи 368 кодекса Таможенного союза. В ней заложен принцип резидентства декларантов при таможенном оформлении товаров, не допускающий выпуск зарегистрированными в одной стране ТС предприятиями в свободное обращение продукции на территории другой страны, входящей в его же состав. Эта норма может быть отменена в случае заключения и вступления в силу международного договора государств-членов Таможенного союза, предполагающего подачу декларации на товары любому таможенному органу на территории ТС. В настоящее время Минэкономики совместно с другими заинтересованными органами госуправления в рамках Евразийской экономической комиссии вырабатывает с российской и казахстанской сторонами решение по отмене принципа резидентства декларантов, а также механизм администрирования взимания налога на добавленную стоимость во всех государствах Таможенного союза. Пока эта проблема не решена, и остается надеяться на ее урегулирование в ближайшем будущем. Это позволит создать дополнительные условия по развитию транспортно-логистической инфраструктуры, перенаправить часть грузопотока со складов и таможенных терминалов соседних государств Европейского союза на соответствующие объекты Беларуси.

"Вышеназванные направления развития экспортной составляющей учтены в утвержденных правительством мероприятиях по достижению показателей прогноза экспорта и сальдо внешней торговли Минтранса на 2013 год", - резюмировал специалист. Он подчеркнул, что в минувшем году в транспортной отрасли был заложен фундамент для этого.

По данным Национального статистического комитета, по итогам 2012 года сальдо внешней торговли товарами предприятий и организаций Минтранса составило минус $312,3 млн. при задании минус $325 млн. Экспорт товаров вырос на 36,7% при заданных 9,1%. Обеспечено положительное сальдо внешней торговли услугами в размере $812,7 млн. Услуг было экспортировано на 0,4 процентного пункта меньше от ожидаемого прироста в 18% по сравнению с 2011 годом.
Топ-новости
Свежие новости Беларуси