Ирина Карпухина
Старший научный сотрудник Центра исследований государственного управления и общественного развития Научно-исследовательского института теории и практики государственного управления Академии управления при Президенте Республики Беларусь
До выборов в Беларуси осталось меньше двух месяцев, и внешнее давление на нашу страну будет только расти. Недавно глава государства заявил, что этот год будет очень непростым и на нас будут тренироваться уже к президентским выборам, которые пройдут в следующем году. Ограничить инструменты давления - разумное и логичное решение. Одним из них является Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ. Сегодня постоянный представитель Беларуси при международных организациях в Вене Андрей Дапкюнас сообщил, что Беларусь воздержится от приглашения наблюдателей ОБСЕ на предстоящие выборы. Старший научный сотрудник Центра исследований государственного управления и общественного развития Научно-исследовательского института теории и практики государственного управления Академии управления при Президенте Республики Беларусь Ирина Карпухина объяснила, чем мотивировано это решение и как отдельные международные структуры превратили институт наблюдения за выборами в инструмент давления на неугодные страны.
"Усиление зарубежных попыток переформатирования политического ландшафта посредством вмешательства в избирательные процессы становится тенденцией современного миропорядка. При этом наблюдается расширение спектра посягательств извне во внутренние дела суверенных государств", - сказала Ирина Карпухина.
Особое внимание эксперт обратила на международные миссии по наблюдению за избирательными кампаниями, которые призваны содействовать повышению транспарентности электоральных процедур и, соответственно, доверия к ним. "К сожалению, в настоящее время некоторыми международными структурами институт наблюдения цинично превращается в инструмент давления на страны, которые проводят независимую государственную политику. Это хорошо прослеживается на примере деятельности одной из крупнейших организаций по мониторингу за избирательными кампаниями - Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ", - подчеркнула она.
По мнению Ирины Карпухиной, мониторинговый институт БДИПЧ ОБСЕ фактически превратился в определенной мере в монополиста в сфере наблюдения за избирательными кампаниями, чьи оценки внутриполитических процессов в отдельных странах берутся за основу западным сообществом. "Явным примером недобросовестной практики выступают перекосы в географии наблюдения: как правило, в приоритете по наблюдению - восточная часть региона ОБСЕ", - констатировала эксперт.
Наличие числовой диспропорции миссий БДИПЧ ОБСЕ, направленных для мониторинга за выборами, также свидетельствует о предвзятости при осуществлении наблюдения в конкретных государствах - членах ОБСЕ, считает Ирина Карпухина. "Например, в страны СНГ традиционно направляется мониторинговая миссия в широком составе, в то время как в так называемых развитых демократических государствах работает ограниченное число представителей БДИПЧ или наблюдение не ведется вовсе", - обратила внимание она.
При этом крайне редко представители западных наблюдательных миссий критикуют выборы в странах Евросоюза или в США, даже несмотря на наличие зафиксированных независимыми правозащитниками фактов нарушений, что не соответствует критериям профессионализма, объективности и непредвзятости, которым должно следовать БДИПЧ.
Ирина Карпухина считает, что причины подобных перекосов в деятельности БДИПЧ кроются в отсутствии единых согласованных государствами - участниками ОБСЕ стандартов и правил по мониторингу за избирательными процессами. "Независимыми экспертами признается, что данная организация не имеет четкой нормативной базы, регламентирующей методику оценки национальных электоральных процедур. Это дает возможность Западу активно ее применять в работе на политический заказ, главным образом в отношении так называемых неугодных государств", - убеждена эксперт.
Ирина Карпухина отметила, что недоверие вызывает и сама схема подбора персонала в руководство и штабы наблюдательных миссий, методология разработки пособий для наблюдателей, формат отчетных документов и алгоритмы подведения итогов наблюдения. Все это свидетельствует о прямом влиянии их разработчиков и руководства наблюдательных миссий на характер оценок состоявшихся выборов.
"Вполне очевидно, что такой индивидуальный подход трудно назвать случайным. Практически он позволяет поделить государства на "демократические" и "недемократические", формируя в общественном мнении негативный образ последних. Очевидна и тенденциозность роли отдельных миссий международных наблюдателей", - заявила Ирина Карпухина.
Она напомнила, что попытки дискредитировать выборы в Беларуси предпринимались постоянно и, скорее всего, они усилятся по мере приближения парламентских выборов в феврале 2024 года. К президентской избирательной кампании, планируемой в 2025 году, давление станет еще сильнее. "Вполне очевидно, что целесообразно более обдуманно, с определенной долей настороженности подойти к вопросу приглашения иностранных наблюдателей на предстоящие в Беларуси выборы, минимизировав риски от работы политизированных миссий", - резюмировала Ирина Карпухина.
БЕЛТА.-0-
"Усиление зарубежных попыток переформатирования политического ландшафта посредством вмешательства в избирательные процессы становится тенденцией современного миропорядка. При этом наблюдается расширение спектра посягательств извне во внутренние дела суверенных государств", - сказала Ирина Карпухина.
Особое внимание эксперт обратила на международные миссии по наблюдению за избирательными кампаниями, которые призваны содействовать повышению транспарентности электоральных процедур и, соответственно, доверия к ним. "К сожалению, в настоящее время некоторыми международными структурами институт наблюдения цинично превращается в инструмент давления на страны, которые проводят независимую государственную политику. Это хорошо прослеживается на примере деятельности одной из крупнейших организаций по мониторингу за избирательными кампаниями - Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ", - подчеркнула она.
По мнению Ирины Карпухиной, мониторинговый институт БДИПЧ ОБСЕ фактически превратился в определенной мере в монополиста в сфере наблюдения за избирательными кампаниями, чьи оценки внутриполитических процессов в отдельных странах берутся за основу западным сообществом. "Явным примером недобросовестной практики выступают перекосы в географии наблюдения: как правило, в приоритете по наблюдению - восточная часть региона ОБСЕ", - констатировала эксперт.
Наличие числовой диспропорции миссий БДИПЧ ОБСЕ, направленных для мониторинга за выборами, также свидетельствует о предвзятости при осуществлении наблюдения в конкретных государствах - членах ОБСЕ, считает Ирина Карпухина. "Например, в страны СНГ традиционно направляется мониторинговая миссия в широком составе, в то время как в так называемых развитых демократических государствах работает ограниченное число представителей БДИПЧ или наблюдение не ведется вовсе", - обратила внимание она.
При этом крайне редко представители западных наблюдательных миссий критикуют выборы в странах Евросоюза или в США, даже несмотря на наличие зафиксированных независимыми правозащитниками фактов нарушений, что не соответствует критериям профессионализма, объективности и непредвзятости, которым должно следовать БДИПЧ.
Ирина Карпухина считает, что причины подобных перекосов в деятельности БДИПЧ кроются в отсутствии единых согласованных государствами - участниками ОБСЕ стандартов и правил по мониторингу за избирательными процессами. "Независимыми экспертами признается, что данная организация не имеет четкой нормативной базы, регламентирующей методику оценки национальных электоральных процедур. Это дает возможность Западу активно ее применять в работе на политический заказ, главным образом в отношении так называемых неугодных государств", - убеждена эксперт.
Ирина Карпухина отметила, что недоверие вызывает и сама схема подбора персонала в руководство и штабы наблюдательных миссий, методология разработки пособий для наблюдателей, формат отчетных документов и алгоритмы подведения итогов наблюдения. Все это свидетельствует о прямом влиянии их разработчиков и руководства наблюдательных миссий на характер оценок состоявшихся выборов.
"Вполне очевидно, что такой индивидуальный подход трудно назвать случайным. Практически он позволяет поделить государства на "демократические" и "недемократические", формируя в общественном мнении негативный образ последних. Очевидна и тенденциозность роли отдельных миссий международных наблюдателей", - заявила Ирина Карпухина.
Она напомнила, что попытки дискредитировать выборы в Беларуси предпринимались постоянно и, скорее всего, они усилятся по мере приближения парламентских выборов в феврале 2024 года. К президентской избирательной кампании, планируемой в 2025 году, давление станет еще сильнее. "Вполне очевидно, что целесообразно более обдуманно, с определенной долей настороженности подойти к вопросу приглашения иностранных наблюдателей на предстоящие в Беларуси выборы, минимизировав риски от работы политизированных миссий", - резюмировала Ирина Карпухина.
БЕЛТА.-0-