Юлия Ганакова
Начальник аналитического отдела Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен
Беларусь традиционно является ключевым торгово-экономическим партнером Брянской области: более 60% всего внешнеторгового оборота области формируется за счет нашей республики. В тройке лидеров также Казахстан и Китай, доли которых, однако, не превышают 12% и 8% соответственно. Экономическая конъюнктура российского региона достойна внимания аналитиков: основными отраслями Брянской области являются обрабатывающие производства, аграрный сектор, оптовая и розничная торговля, ремонт авто. Среди обрабатывающих производств драйвер экономического развития - машиностроение: пищевое, железнодорожное, сельскохозяйственное, нефтегазовое, автомобилестроение. И потенциал для развития отношений Беларусь видит именно по этому направлению - и в части поставок, и в случае организации совместных производств. Перспективы видны, кроме того, в АПК и науке, строительстве и биржевой торговле. Оценить горизонты белорусско-брянского сотрудничества корреспонденту БЕЛТА помогла начальник аналитического отдела Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен Юлия Ганакова.
Самые крепкие связи с Брянской областью установила Гомельская область
Беларусь - главный партнер российского региона во внешней торговле, вместе с тем белорусские области вносят отнюдь не равнозначный вклад в достижение высокого показателя. Так, на долю Гомельской области приходится 35% всей торговли республики с Брянской областью. Столь приличного процента не имеет больше ни один регион страны. Перечень товаров, поставляемых из Беларуси в Брянскую область, в большей части соответствует топ-20 наиболее импортируемым областью в целом позициям.
В их числе машины для уборки и обмолота сельскохозяйственных культур, пластмассовые изделия для транспортировки и хранения, бульдозеры, грейдеры, экскаваторы, погрузчики, запчасти и принадлежности к машинам и спецтехнике, галька, гравий, щебень и дробленый камень, вагоны и оборудование для ж/д дорог, плиты ДСП, OSB и их аналоги, прицепы и полуприцепы, промышленное оборудование для приготовления пищи, обои, черные металлы, шины для велосипедов, насосы, тракторы. Брянская область покупает за рубежом и много продовольствия: сыры и творог, сгущенное молоко и сливки, сливочное масло, яблоки, мясо крупного рогатого скота, кондитерские изделия.
"Типичное соглашение о развитии двусторонних отношений Беларуси и Брянской области по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному векторам было заключено еще в 2000-м, - рассказала Юлия Ганакова. - Региональные соглашения о сотрудничестве в самых разных сферах российский регион подписал с каждой областью Беларуси. Правда, в случае Гомельской области соглашение о развитии взаимоотношений было актуализировано в мае этого года. Выработан и план мероприятий по реализации самых свежих достигнутых договоренностей. Деловые отношения Беларуси с этим регионом России характеризуются также бизнес-визитами. В прошлом году делегация под руководством главы Брянской области посетила Беларусь дважды".
Агрологистические сети, транспортное машиностроение, стройиндустрия и высокотехнологичные производства. Где лежит сфера инвестиционных интересов?
Эксперт замечает: чтобы определиться с перспективами, нужно хорошо разобраться в потребностях, которые испытывает экономика Брянской области, а уже потом, соотнеся их с возможностями Беларуси, выбирать, чем может быть полезна республика российскому региону в каждом конкретном случае. Начальник аналитического отдела перечислила шесть отраслевых приоритетов инвестиционной политики Брянской области. Первый - развитие агропромышленного комплекса и агрологистической сети. Наиболее перспективные направления для привлечения частных инвесторов, по мнению специалиста, - создание селекционно-генетического центра по воспроизводству молочных и мясных коров, развитие племенных центров и создание оптово-распределительных центров и современных специализированных хранилищ.
Под номером два в списке приоритетов - расширение производственной базы транспортного машиностроения. Перспективными направлениями в этом случае являются расширение производства железнодорожного подвижного состава на базе Новозыбковского машиностроительного завода и производство грузовых магистральных тепловозов на мощностях Брянского машиностроительного завода. Как уточнила Юлия Ганакова, российским правительством утверждена стратегия развития транспортного машиностроения на 2030 год, предусматривающая создание совместных проектов с высоким уровнем локализации на территории страны. В этой связи следующим направлением, куда направляется значительное количество инвестиционных вливаний в Брянской области, является развитие отраслей, смежных с машиностроением. По словам эксперта, расширение производственной цепочки и усиление локализации машиностроительной отрасли предполагает развитие в первую очередь электронной промышленности. В качестве перспективных направлений рассматриваются также производство источников бесперебойного питания и модулей дополнительных аккумуляторных батарей, выпуск изделий микроэлектроники.
Четвертый инвестиционный приоритет - развитие транспорта и логистики, интеграция в федеральные транзитные коридоры. Перспективный вектор здесь - привлечение инвесторов в реализацию проектов по созданию транспортно-логистического центра межрегионального значения и транспортно-логистических центров регионального значения в приграничных и транзитных районах Брянской области, например в Новозыбковско-Клинцовском промышленном районе.
Благодаря наличию в регионе России богатой минерально-сырьевой базы (а здесь добываются строительный и кварцевый песок, мел, торф, глина, мергель) на Брянщине активно развивается строительная индустрия. Неудивительно, что приоритетом номер пять инвесторы определили для себя модернизацию строительной отрасли, увеличение объемов жилищного строительства, реализацию проектов в ЖКХ. Аналитики учли высокий уровень износа коммунальной инфраструктуры региона России, который в среднем по области составляет более 50%, и в качестве приоритета инвестиционной политики выделили привлечение частных инвесторов к реализации проектов в ЖКХ в формате государственно-частного партнерства.
Наконец, заключительным (но не по значимости) отраслевым приоритетом инвестиционной политики Брянской области является создание инновационных высокотехнологичных производств. Акцент в этом случае сделан на химическую промышленность, лесопромышленный комплекс и информационно-коммуникационные технологии. В частности, в химической промышленности приоритетными направлениями для привлечения инвесторов являются производство минеральных удобрений, фармацевтическая промышленность, а также выпуск изделий из пластмасс, шин и резинотехники, лакокрасочных материалов и синтетических волокон. Перспективная ниша в лесопромышленном комплексе - производство мебели и изделий из дерева. Российская госпрограмма "Цифровая экономика" диктует также необходимость инвестиционной поддержки стартапов и субъектов малого и среднего предпринимательства в области разработки и внедрения цифровых технологий.
Перспективы для Беларуси
"Учитывая развитые сферы экономики Брянской области, Беларусь и российский регион укрепляют торгово-экономические отношения за счет расширения совместных производств, а также благодаря сотрудничеству в агропромышленном комплексе и науке, строительстве", - подчеркнула начальник аналитического отдела.
Сперва эксперт остановилась на результатах, достигнутых партнерами в создании совместных производств. Один из успешных проектов промышленной интеграции - белорусское сборочное производство продукции "Гомсельмаш" на базе "Брянсксельмаша", основными видами деятельности которого являются выпуск и реализация сельскохозяйственной техники и запасных частей к ней, а также гарантийное и сервисное обслуживание своей продукции. Юлия Ганакова добавила, что предприятие планирует расширение производства за счет выпуска уборочных комбайнов.
Еще одним крупным совместным проектом на территории этого российского региона для белорусской стороны стало сотрудничество по выпуску специальной техники отечественного бренда "АМКОДОР" на предприятии "АМКОДОР-Брянск", которое, к слову, включено в список системообразующих предприятий Брянской области и является одним из крупнейших производителей самоходных машин в России. По словам эксперта, в планах у россиян расширение производства за счет выпуска коммунальных машин на базе белорусских шасси.
"Беларусь выразила также готовность поставлять в Брянскую область аварийную и пожарно-спасательную технику, автомобильную технику медицинского назначения, автобусы и троллейбусы, высокотехнологичное оборудование станкостроительных предприятий, - заметила представитель Национального центра маркетинга. - Рассматривается вопрос поставок техники машиностроительных предприятий Беларуси на условиях льготного финансирования и лизинга".
Не обходится белорусско-брянское сотрудничество и без сельского хозяйства. Принимая во внимание высокую степень развитости сектора АПК обеих сторон и тот факт, что Брянская область - один из лидеров России по урожайности ключевых культур, в частности рапса и кукурузы, в регионе востребованы сельскохозяйственные технологии, поставки элитных семян и сельхозтехники. На Брянщине также много и качественно разводят крупный рогатый скот. Уже достигнуты договоренности, как заметила Юлия Ганакова, о поставках в регион России отечественных комбикормов и кормовых добавок для сельскохозяйственных животных.
"Профильные ведомства Беларуси и Брянской области прорабатывают вопрос создания в Брянской области кластера по производству семян зерновых, картофеля и плодово-ягодных культур. В планах и создание совета по внедрению современных технологий в растениеводстве и животноводстве", - добавила эксперт.
Определенные перспективы для Беларуси в сотрудничестве с Брянской областью Юлия Ганакова видит в строительстве. Белорусская сторона уже выразила готовность участвовать в проектах по возведению социального жилья в российском регионе. Учитывая растущие объемы строительства на Брянщине, Беларусь считает перспективными для себя экспортные поставки лифтов, а также автомобильных парковочных систем, позволяющих эффективно использовать пространство. Эксперт заметила, что отдельные брянские застройщики уже сейчас закладывают в проекты домов возможность использования белорусских лифтов. Стороны, кроме того, рассматривают вопрос расширения объемов совместных дорожно-строительных проектов, проектов по строительству и реконструкции сетей водоснабжения.
Еще одно направление развития белорусско-брянских отношений, в котором эксперты также видят перспективы, - электронная биржевая торговля. По информации Белорусской универсальной товарной биржи, биржевой товарооборот Беларуси и Брянской области относительно сбалансирован: сделки заключаются как в импортном, так и экспортном направлениях. Отечественные предприятия покупают у брянских партнеров зерно и семена масличных культур, одновременно предприятия Беларуси поставляют в российский регион пиломатериалы, цемент и блоки из ячеистого бетона.
"Перечисленным взаимодействие с Брянской областью, конечно, не ограничивается, - сделала акцент Юлия Ганакова. - Наши предприятия могут самостоятельно изучать приоритетные для региона-партнера инвестиционные проекты и принимать в них активное участие, исходя из собственных возможностей. Не стоит сбрасывать со счетов и наращивание объемов экспорта продукции, положительный опыт поставок которой уже имеется".-0-
Самые крепкие связи с Брянской областью установила Гомельская область
Беларусь - главный партнер российского региона во внешней торговле, вместе с тем белорусские области вносят отнюдь не равнозначный вклад в достижение высокого показателя. Так, на долю Гомельской области приходится 35% всей торговли республики с Брянской областью. Столь приличного процента не имеет больше ни один регион страны. Перечень товаров, поставляемых из Беларуси в Брянскую область, в большей части соответствует топ-20 наиболее импортируемым областью в целом позициям.
В их числе машины для уборки и обмолота сельскохозяйственных культур, пластмассовые изделия для транспортировки и хранения, бульдозеры, грейдеры, экскаваторы, погрузчики, запчасти и принадлежности к машинам и спецтехнике, галька, гравий, щебень и дробленый камень, вагоны и оборудование для ж/д дорог, плиты ДСП, OSB и их аналоги, прицепы и полуприцепы, промышленное оборудование для приготовления пищи, обои, черные металлы, шины для велосипедов, насосы, тракторы. Брянская область покупает за рубежом и много продовольствия: сыры и творог, сгущенное молоко и сливки, сливочное масло, яблоки, мясо крупного рогатого скота, кондитерские изделия.
"Типичное соглашение о развитии двусторонних отношений Беларуси и Брянской области по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному векторам было заключено еще в 2000-м, - рассказала Юлия Ганакова. - Региональные соглашения о сотрудничестве в самых разных сферах российский регион подписал с каждой областью Беларуси. Правда, в случае Гомельской области соглашение о развитии взаимоотношений было актуализировано в мае этого года. Выработан и план мероприятий по реализации самых свежих достигнутых договоренностей. Деловые отношения Беларуси с этим регионом России характеризуются также бизнес-визитами. В прошлом году делегация под руководством главы Брянской области посетила Беларусь дважды".
Агрологистические сети, транспортное машиностроение, стройиндустрия и высокотехнологичные производства. Где лежит сфера инвестиционных интересов?
Эксперт замечает: чтобы определиться с перспективами, нужно хорошо разобраться в потребностях, которые испытывает экономика Брянской области, а уже потом, соотнеся их с возможностями Беларуси, выбирать, чем может быть полезна республика российскому региону в каждом конкретном случае. Начальник аналитического отдела перечислила шесть отраслевых приоритетов инвестиционной политики Брянской области. Первый - развитие агропромышленного комплекса и агрологистической сети. Наиболее перспективные направления для привлечения частных инвесторов, по мнению специалиста, - создание селекционно-генетического центра по воспроизводству молочных и мясных коров, развитие племенных центров и создание оптово-распределительных центров и современных специализированных хранилищ.
Под номером два в списке приоритетов - расширение производственной базы транспортного машиностроения. Перспективными направлениями в этом случае являются расширение производства железнодорожного подвижного состава на базе Новозыбковского машиностроительного завода и производство грузовых магистральных тепловозов на мощностях Брянского машиностроительного завода. Как уточнила Юлия Ганакова, российским правительством утверждена стратегия развития транспортного машиностроения на 2030 год, предусматривающая создание совместных проектов с высоким уровнем локализации на территории страны. В этой связи следующим направлением, куда направляется значительное количество инвестиционных вливаний в Брянской области, является развитие отраслей, смежных с машиностроением. По словам эксперта, расширение производственной цепочки и усиление локализации машиностроительной отрасли предполагает развитие в первую очередь электронной промышленности. В качестве перспективных направлений рассматриваются также производство источников бесперебойного питания и модулей дополнительных аккумуляторных батарей, выпуск изделий микроэлектроники.
Четвертый инвестиционный приоритет - развитие транспорта и логистики, интеграция в федеральные транзитные коридоры. Перспективный вектор здесь - привлечение инвесторов в реализацию проектов по созданию транспортно-логистического центра межрегионального значения и транспортно-логистических центров регионального значения в приграничных и транзитных районах Брянской области, например в Новозыбковско-Клинцовском промышленном районе.
Благодаря наличию в регионе России богатой минерально-сырьевой базы (а здесь добываются строительный и кварцевый песок, мел, торф, глина, мергель) на Брянщине активно развивается строительная индустрия. Неудивительно, что приоритетом номер пять инвесторы определили для себя модернизацию строительной отрасли, увеличение объемов жилищного строительства, реализацию проектов в ЖКХ. Аналитики учли высокий уровень износа коммунальной инфраструктуры региона России, который в среднем по области составляет более 50%, и в качестве приоритета инвестиционной политики выделили привлечение частных инвесторов к реализации проектов в ЖКХ в формате государственно-частного партнерства.
Наконец, заключительным (но не по значимости) отраслевым приоритетом инвестиционной политики Брянской области является создание инновационных высокотехнологичных производств. Акцент в этом случае сделан на химическую промышленность, лесопромышленный комплекс и информационно-коммуникационные технологии. В частности, в химической промышленности приоритетными направлениями для привлечения инвесторов являются производство минеральных удобрений, фармацевтическая промышленность, а также выпуск изделий из пластмасс, шин и резинотехники, лакокрасочных материалов и синтетических волокон. Перспективная ниша в лесопромышленном комплексе - производство мебели и изделий из дерева. Российская госпрограмма "Цифровая экономика" диктует также необходимость инвестиционной поддержки стартапов и субъектов малого и среднего предпринимательства в области разработки и внедрения цифровых технологий.
Перспективы для Беларуси
"Учитывая развитые сферы экономики Брянской области, Беларусь и российский регион укрепляют торгово-экономические отношения за счет расширения совместных производств, а также благодаря сотрудничеству в агропромышленном комплексе и науке, строительстве", - подчеркнула начальник аналитического отдела.
Сперва эксперт остановилась на результатах, достигнутых партнерами в создании совместных производств. Один из успешных проектов промышленной интеграции - белорусское сборочное производство продукции "Гомсельмаш" на базе "Брянсксельмаша", основными видами деятельности которого являются выпуск и реализация сельскохозяйственной техники и запасных частей к ней, а также гарантийное и сервисное обслуживание своей продукции. Юлия Ганакова добавила, что предприятие планирует расширение производства за счет выпуска уборочных комбайнов.
Еще одним крупным совместным проектом на территории этого российского региона для белорусской стороны стало сотрудничество по выпуску специальной техники отечественного бренда "АМКОДОР" на предприятии "АМКОДОР-Брянск", которое, к слову, включено в список системообразующих предприятий Брянской области и является одним из крупнейших производителей самоходных машин в России. По словам эксперта, в планах у россиян расширение производства за счет выпуска коммунальных машин на базе белорусских шасси.
"Беларусь выразила также готовность поставлять в Брянскую область аварийную и пожарно-спасательную технику, автомобильную технику медицинского назначения, автобусы и троллейбусы, высокотехнологичное оборудование станкостроительных предприятий, - заметила представитель Национального центра маркетинга. - Рассматривается вопрос поставок техники машиностроительных предприятий Беларуси на условиях льготного финансирования и лизинга".
Не обходится белорусско-брянское сотрудничество и без сельского хозяйства. Принимая во внимание высокую степень развитости сектора АПК обеих сторон и тот факт, что Брянская область - один из лидеров России по урожайности ключевых культур, в частности рапса и кукурузы, в регионе востребованы сельскохозяйственные технологии, поставки элитных семян и сельхозтехники. На Брянщине также много и качественно разводят крупный рогатый скот. Уже достигнуты договоренности, как заметила Юлия Ганакова, о поставках в регион России отечественных комбикормов и кормовых добавок для сельскохозяйственных животных.
"Профильные ведомства Беларуси и Брянской области прорабатывают вопрос создания в Брянской области кластера по производству семян зерновых, картофеля и плодово-ягодных культур. В планах и создание совета по внедрению современных технологий в растениеводстве и животноводстве", - добавила эксперт.
Определенные перспективы для Беларуси в сотрудничестве с Брянской областью Юлия Ганакова видит в строительстве. Белорусская сторона уже выразила готовность участвовать в проектах по возведению социального жилья в российском регионе. Учитывая растущие объемы строительства на Брянщине, Беларусь считает перспективными для себя экспортные поставки лифтов, а также автомобильных парковочных систем, позволяющих эффективно использовать пространство. Эксперт заметила, что отдельные брянские застройщики уже сейчас закладывают в проекты домов возможность использования белорусских лифтов. Стороны, кроме того, рассматривают вопрос расширения объемов совместных дорожно-строительных проектов, проектов по строительству и реконструкции сетей водоснабжения.
Еще одно направление развития белорусско-брянских отношений, в котором эксперты также видят перспективы, - электронная биржевая торговля. По информации Белорусской универсальной товарной биржи, биржевой товарооборот Беларуси и Брянской области относительно сбалансирован: сделки заключаются как в импортном, так и экспортном направлениях. Отечественные предприятия покупают у брянских партнеров зерно и семена масличных культур, одновременно предприятия Беларуси поставляют в российский регион пиломатериалы, цемент и блоки из ячеистого бетона.
"Перечисленным взаимодействие с Брянской областью, конечно, не ограничивается, - сделала акцент Юлия Ганакова. - Наши предприятия могут самостоятельно изучать приоритетные для региона-партнера инвестиционные проекты и принимать в них активное участие, исходя из собственных возможностей. Не стоит сбрасывать со счетов и наращивание объемов экспорта продукции, положительный опыт поставок которой уже имеется".-0-