ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Понедельник, 25 ноября 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность -2°C
Все новости
Все новости
Комментарии
17 июля 2015, 17:38
Анна Золотко

Конкурс вокалистов "Славянского базара": разбор по нотам

Анна Золотко
Корреспондент БЕЛТА

Международный фестиваль искусств "Славянский базар в Витебске", который является центральным культурным событием лета, только что завершился. Сам бог велел выдохнуть и расслабиться. Ненадолго. Потому что до следующего, юбилейного, фестиваля - рукой подать. Как говорится, сколько той зимы. А если без шуток, фестиваль "Славянский базар в Витебске" - мероприятие того масштаба, которое, едва закончившись, начинается вновь. Особенно если принять в расчет, что в нынешнем году песенный форум вышел на новый уровень, возглавив Всемирную ассоциацию фестивалей. Статус обязывает.

Фестиваль в Витебске не просто смотр достижений музыкальной культуры, где себя показать стремятся люди из разных уголков Земли. В нынешнем году, например, гостями стали представители 42 стран. Главной составляющей этого фестиваля был и остается конкурс вокалистов. Это та деталь огромного пазла, без которой "Славянский базар в Витебске" не будет полноценным "Славянским базаром".

Особенность конкурса в Витебске - одно из выступлений конкурсантов проходит в сопровождении оркестра. Все годы существования конкурса вместе с молодыми вокалистами на сцене неизменно высокопрофессиональный дисциплинированный коллектив Национального академического концертного оркестра Беларуси под управлением народного артиста Беларуси Михаила Финберга.

Для большинства участников певческого состязания в Витебске, как правило, исполнение с живым музыкальным сопровождением становится первым опытом. А это совсем другая история - петь с оркестром, нежели под "фанеру", отмечает художественный руководитель и дирижер Михаил Финберг. Во-первых, это, безусловно, труднее, во-вторых, есть тонкости и нюансы, которые важны и необходимо знать, выступая в сопровождении оркестра. Поэтому маэстро своим долгом считает поддержать каждого вокалиста, дать ему дельный совет.

До выхода на витебскую сцену участники конкурса три дня репетируют на базе Национального академического концертного оркестра Беларуси в Минске. Так повелось, что Михаил Финберг здесь дает артистам этакий мастер-класс. За годы существования конкурса, а в нынешнем году это был 24-й по счету, скольким молодым артистам именитый дирижер подсказал, сделал замечание по существу, пожалуй, не сочтешь.

В нынешнем году 21 вокалист боролся за главную награду конкурса. После репетиций с оркестром исполнители делились с корреспондентом БЕЛТА впечатлениями от такого сотрудничества. Равнодушным этот опыт никого не оставил, ведь Михаил Финберг никого не обошел вниманием. Например, исполнительнице из Украины Анитт советы маэстро помогли прийти к третьему месту, как и грузинке Софи. За внешней строгостью и скупостью в похвалах Михаила Финберга скрывается понимание настроения каждого из находящихся в стрессовой ситуации, ведь любой конкурс требует напряжения сил. Поэтому и не отказывает молодежи, когда они просят сфотографироваться на память, принимает диски, которые начинающие артисты с благодарностью вручают именитому маэстро.

После первой репетиции Михаил Финберг сказал, что все прибывшие в Минск - подготовленные артисты. Кто-то меньше, кто-то больше, но едут сюда те, кто уже смог о себе заявить. На предположение, что уровень конкурсантов ежегодно растет, маэстро заметил, что с ростом размера гонорара растет и уровень артистов. Зависит ли от суммы премий профессионализм конкурсантов, можно спорить, но очевидно, что малоопытный исполнитель сюда не рискнет соваться. Для многих артистов попасть на сцену "Славянского базара" - мечта, о чем сами исполнители рассказывали в перерывах между репетициями.

Сложность витебского конкурса в том, что это певческий конкурс, где музыканты показывают истинное лицо, а точнее голос, не приукрашенный фонограммой, отметил Михаил Финберг. Тем более что введенная система полуфиналов быстро отсеивает тех, кто слабее. Невозможно скрыть огрехи, а вот показать себя в лучшем виде - все шансы есть.

Итог нынешнего года - тому подтверждение. Победитель конкурса нынешнего года Димаш Кудайберген из Казахстана - академический певец, он явно выделялся и на этапе репетиций еще в Минске. Как и белоруска Валерия Грибусова, которая уступила триумфатору самую малость, взяв первую премию. Так вот, невозможно не отметить, что оба артиста готовились очень тщательно и долго. Валерия, обладательница Гран-при Национального фестиваля белорусской песни и поэзии, год целенаправленно работала, надеясь пройти национальный отбор, а затем выступить на конкурсе. У нее получилось. Михаил Финберг, в чьем оркестре 20-летняя вокалистка является солисткой, особенно подчеркивает: девушка со всей серьезностью подошла к подготовке. И в ней худрук и дирижер Национального академического оркестра симфонической и эстрадной музыки Беларуси не сомневается: это та артистка, звезда которой взошла всерьез и надолго.

Димаш Кудайберген также, прежде чем отправиться на конкурс, готовился не один месяц, просматривал записи конкурсов многих лет. Желание выступить на этой сцене, с которой для многих начинается путь в большой шоу-бизнес, было не сиюминутным, и 21-летний артист не принял его с бухты-барахты, мол, отчего бы не попробовать. Исполнитель двигался к своей цели постепенно, несколько лет, побеждая на вокальных конкурсах восточного региона. Это к вопросу о необходимости обстоятельной подготовки, что стало обсуждаемой темой в СМИ.

Проводить параллели с конкурсом "Евровидение" Михаил Финберг не любит. Принципы и критерии оценки на этом международном шоу для профессионала не понятны. Маэстро уходит от ответа, считая, что это два принципиально разных соревнования и даже не сравнимых. Одно Михаил Финберг утверждает с уверенностью: на постсоветском пространстве конкурс "Славянского базара в Витебске" уже давно и прочно зарекомендовал себя.

Отдельных слов заслуживает работа на конкурсе в Витебске коллектива Национального академического оркестра симфонической и эстрадной музыки Беларуси. Для его дирижера участие в "Славянском базаре" превращается в 19 часов работы на сцене. Без преувеличения. Приехав в фестивальную столицу, оркестр начинает день в 6.15 утра с репетиций, которые переходят в конкурсные выступления, а они, как известно, - в вечерней программе. А еще оркестр дает свой сольный концерт, на который все билеты раскупаются. "Белорусское телевидение наши концерты не снимает, а вот зритель голосует "за", - не без гордости говорит маэстро.

Топ-новости
Свежие новости Беларуси