В Беларуси принят ряд мер по защите прав граждан, участвующих в долевом строительстве. Так, 6 июня текущего года глава государства подписал указ №263 "О долевом строительстве объектов в Республике Беларусь", которым определены дополнительные меры по ответственности застройщиков. При нарушении сроков и неоправданном увеличении стоимости строительства размеры штрафов по сравнению с действовавшими ранее увеличены в разы. Министерство архитектуры и строительства разработало положение о порядке проведения конкурсов по выбору заказчика (застройщика) по строительству многоквартирных жилых домов, кроме домов повышенной комфортности, в Минске и областных центрах. Проект документа вынесен на общественное обсуждение и размещен на официальном сайте ведомства. И это далеко не полный перечень действий по улучшению ситуации. Комитет государственного контроля также озвучил некоторые предложения на очередном заседании рабочей группы по проблемным вопросам в строительной отрасли, которую возглавляет глава Администрации Президента Андрей Кобяков.
В частности, КГК предложил законодательно определить возможность привлечения застройщиком средств дольщиков только после обеспечения им 15% строительной готовности жилого дома за счет собственных средств. "Это необходимо, так как основной причиной неисполнения застройщиками обязательств по договорам долевого строительства является их финансовая несостоятельность, а такая мера позволит этого избежать и дополнительно защитить дольщиков", - высказала мнение начальник управления контроля строительства и жилищно-коммунального хозяйства главного управления контроля по городу Минску Комитета государственного контроля Вера Мацулевич.
Проблема в этом плане заключается в недобросовестности или финансовой несостоятельности заказчика. Ведь при отсутствии финансовых возможностей возникают ситуации, когда заказчик решает проблемы за счет дольщиков, шантажируя их расторжением договора либо прекращением строительства объектов. А ввод данной нормы может послужить своеобразным фильтром для тех застройщиков, которые хотят выйти на рынок, получить участок под строительство жилого дома с привлечением средств граждан, но при этом не стремятся вводить объект в установленные сроки.
Глава Администрации Президента Беларуси, председатель рабочей группы по проблемным вопросам в строительной отрасли Андрей Кобяков считает, что эта норма может стать своеобразным подтверждением достаточности капитала застройщика, а также позволит отсеивать мошенников, которые приходят на строительный рынок и аккумулируют средства дольщиков, не выполняя должным образом свои обязательства. Он отметил: "15% строительной готовности жилого дома - это подготовка инженерных сетей, строительство фундамента и так далее, этого достаточно, чтобы иметь гарантии, что строительство не застопорится на начальном этапе, поскольку все подготовительные работы будут выполнены. Не должно быть так, что средства дольщиков собираются, когда только подготавливается участок под строительство объекта".
Председатель Комитета государственной безопасности Валерий Вакульчик также считает, что нововведение позволит обеспечить дополнительную защиту интересов граждан, принимающих участие в долевом строительстве, и минимизировать в стране количество жилых домов, которые возводятся со значительным превышением нормативных сроков.
Первый заместитель министра архитектуры и строительства Ирина Архипова в свою очередь сообщила, что в России такой порядок долевого строительства уже существует, поэтому белорусские стройорганизации не могут там участвовать в жилищном строительстве в качестве заказчика или подрядчика, они могут выступать только в роли субподрядной организации. "Эта норма является идеальным вариантом гарантии, потому что это подразумевает наличие у строительной организации оборотных средств. Но проблема в том, что сегодня не все УКСы, которые также участвуют в долевом строительстве, имеют эти средства", - подчеркнула она. Однако глава Администрации Президента пояснил, что при вводе в действие данной нормы все организации независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности будут работать в равных условиях.
Также Комитет госконтроля предложил установить единый порядок приемки всех объектов в эксплуатацию и осуществлять ее в два этапа. Первый этап предполагает, что генеральный подрядчик будет получать от заинтересованных надзорных и выдавших технические условия организаций заключения о соответствии объекта проектной документации, требованиям технических нормативных правовых актов и техусловий. На втором этапе генподрядчик будет представлять заказчику исполнительную документацию и заключения надзорных организаций, а заказчик будет организовывать приемку объекта.
И это не весь перечень предложений КГК Беларуси по совершенствованию управления строительной отраслью и законодательства в данной сфере. Свои предложения вносят и другие члены рабочей группы по проблемным вопросам в строительной отрасли. По информации заместителя министра архитектуры и строительства Беларуси Дмитрия Семенкевича, более 90% из них уже проработаны, внесены в проект разрабатываемого указа о некоторых мерах по совершенствованию деятельности в строительной отрасли, а также отражены в новых нормативных правовых актах.
В частности, КГК предложил законодательно определить возможность привлечения застройщиком средств дольщиков только после обеспечения им 15% строительной готовности жилого дома за счет собственных средств. "Это необходимо, так как основной причиной неисполнения застройщиками обязательств по договорам долевого строительства является их финансовая несостоятельность, а такая мера позволит этого избежать и дополнительно защитить дольщиков", - высказала мнение начальник управления контроля строительства и жилищно-коммунального хозяйства главного управления контроля по городу Минску Комитета государственного контроля Вера Мацулевич.
Проблема в этом плане заключается в недобросовестности или финансовой несостоятельности заказчика. Ведь при отсутствии финансовых возможностей возникают ситуации, когда заказчик решает проблемы за счет дольщиков, шантажируя их расторжением договора либо прекращением строительства объектов. А ввод данной нормы может послужить своеобразным фильтром для тех застройщиков, которые хотят выйти на рынок, получить участок под строительство жилого дома с привлечением средств граждан, но при этом не стремятся вводить объект в установленные сроки.
Глава Администрации Президента Беларуси, председатель рабочей группы по проблемным вопросам в строительной отрасли Андрей Кобяков считает, что эта норма может стать своеобразным подтверждением достаточности капитала застройщика, а также позволит отсеивать мошенников, которые приходят на строительный рынок и аккумулируют средства дольщиков, не выполняя должным образом свои обязательства. Он отметил: "15% строительной готовности жилого дома - это подготовка инженерных сетей, строительство фундамента и так далее, этого достаточно, чтобы иметь гарантии, что строительство не застопорится на начальном этапе, поскольку все подготовительные работы будут выполнены. Не должно быть так, что средства дольщиков собираются, когда только подготавливается участок под строительство объекта".
Председатель Комитета государственной безопасности Валерий Вакульчик также считает, что нововведение позволит обеспечить дополнительную защиту интересов граждан, принимающих участие в долевом строительстве, и минимизировать в стране количество жилых домов, которые возводятся со значительным превышением нормативных сроков.
Первый заместитель министра архитектуры и строительства Ирина Архипова в свою очередь сообщила, что в России такой порядок долевого строительства уже существует, поэтому белорусские стройорганизации не могут там участвовать в жилищном строительстве в качестве заказчика или подрядчика, они могут выступать только в роли субподрядной организации. "Эта норма является идеальным вариантом гарантии, потому что это подразумевает наличие у строительной организации оборотных средств. Но проблема в том, что сегодня не все УКСы, которые также участвуют в долевом строительстве, имеют эти средства", - подчеркнула она. Однако глава Администрации Президента пояснил, что при вводе в действие данной нормы все организации независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности будут работать в равных условиях.
Также Комитет госконтроля предложил установить единый порядок приемки всех объектов в эксплуатацию и осуществлять ее в два этапа. Первый этап предполагает, что генеральный подрядчик будет получать от заинтересованных надзорных и выдавших технические условия организаций заключения о соответствии объекта проектной документации, требованиям технических нормативных правовых актов и техусловий. На втором этапе генподрядчик будет представлять заказчику исполнительную документацию и заключения надзорных организаций, а заказчик будет организовывать приемку объекта.
И это не весь перечень предложений КГК Беларуси по совершенствованию управления строительной отраслью и законодательства в данной сфере. Свои предложения вносят и другие члены рабочей группы по проблемным вопросам в строительной отрасли. По информации заместителя министра архитектуры и строительства Беларуси Дмитрия Семенкевича, более 90% из них уже проработаны, внесены в проект разрабатываемого указа о некоторых мерах по совершенствованию деятельности в строительной отрасли, а также отражены в новых нормативных правовых актах.