Чемпионат мира по хоккею-2014, который стартовал на днях, преобразил белорусскую столицу во всех отношениях. Впрочем, назвать Минск непривлекательным и раньше ни у кого не поворачивался язык, но нынешней весной город просто расцвел. Признали это даже те СМИ, в которых раньше регулярно появлялись материалы с призывами к бойкоту ЧМ. Некоторые критики сейчас взглянули на события с нового ракурса и говорят о плюсах, которые принес мировой хоккейный турнир.
Сейчас стало модным составлять рейтинг позитивных моментов, которые чемпионат мира подарил Минску и минчанам. Среди них единогласно называют строительство "Чижовка-Арены", реконструкцию Национального аэропорта Минск, модернизацию и приближение к европейским стандартам общественного транспорта. Особо отмечают, что Минск на время ЧМ стал настоящим туристическим центром, для удобства иностранных гостей упростили визовый режим, подготовили туристические информационные стенды, зоны гостеприимства и фан-зоны, предоставили в распоряжение туристов студенческую деревню, разработали экскурсионные маршруты и многое другое. Кроме того, все обратили внимание, что Минск на время турнира объявлен свободным от курения.
Притчей во языцех стала белорусская кухня, которую, как говорили иногда, в Минске и днем с огнем не сыщешь. Сейчас ни для кого не составляет труда найти и продегустировать национальные деликатесы в различных вариациях. Для гостей меню переведено на английский язык. Отмечают приветливый персонал, которого раньше почему-то никто в упор не замечал, как будто до ЧМ минчане только и делали, что сталкивались с хмурыми и озлобленными сотрудниками объектов общепита, аэропорта, вокзала, метрополитена, магазинов и т.д. По крайней мере, во время ледовых баталий на это посмотрели по-новому и более позитивно, а это плюс. Хочется только, чтобы люди уяснили: все, что сделано во время подготовки к ЧМ, сделано не только для туристов, но и для минчан, жизнь которых продолжится в привычном ритме и после хоккейного форума, при этом станет более комфортной.
Хотя многие по-прежнему с сарказмом отмечают, что до Европы нам еще ой как далеко. Давайте для начала разберемся с этим мифическим выражением "зажить как в Европе". Как оно обычно воспринимается? Из моего личного опыта - люди мыслят следующими категориями: в Европе чистые улицы и добротная архитектура, много памятников историко-культурного наследия; вокруг цивилизованные и дисциплинированные люди; все делается для людей и ради людей; в Европе не принято бросать мусор на улицах, плевать в подъезде и демонстрировать свою любовь к изобразительному искусству в лифте; люди приветливы независимо от того, какое у них настроение и расположение духа. Примерно так.
Теперь давайте задумаемся: а что у нас, в Беларуси? Неужели те очевидные дивиденды, которые получили от ЧМ горожане, не могут компенсировать какие-то временные неудобства, которые, собственно, и приближают нас к цивилизованной Европе? Взять те же валидаторы в общественном транспорте. Уж сколько их ругали на все лады при каждом удобном случае! При этом многие из тех, кто особенно хочет "жить как в Европе", забывают, что в развитых странах подобная система также действует и значительно упрощает пользование общественным транспортом, особенно иностранцам. В начале апреля, когда автоматизированная система оплаты проезда была только-только введена, это привело минчан в некоторое замешательство. Для того чтобы купить проездной на метро, лично мне пришлось спуститься в подземку в 23.30, где даже в это время была приличная очередь. Разговоров только и было - о том, что все новшества вводятся слишком внезапно и никто не успевает подготовиться к ним как следует. Возникает вопрос: а сколько времени нужно для того, чтобы основательно подготовиться к новациям в любой сфере жизнедеятельности? Месяц, два или, может, год? Как показывает практика, времени много никогда не бывает. И даже если бы за год предупредили об изменениях, вероятно, все равно в день "икс" были бы слышны охи и вздохи. Не будем забывать и о том, что в других европейских странах система проездных документов часто гораздо сложнее.
Например, в хорошо знакомом нам Вильнюсе на карточку-проездной на все виды транспорта (метро там нет) можно добавить не число поездок, а число "получасовых" или, например, "часовых" билетов. То есть пассажир должен успеть пересесть с одного вида транспорта на другой и каким-то образом уложиться в отведенное время, а иначе нужно активировать следующий получас или час. Далеко не для всех это удобно. К тому же система особенно сложна для иностранцев. Тем более что литовский язык знают далеко не все, а на экранчиках валидаторов, по крайней мере до недавнего времени, информация была только на литовском. Отдельного внимания заслуживает система оплаты проезда в Стокгольме с его тарифными зонами. Несколько лет назад там нужно было не прокомпостировать, а проштамповать талон у водителя. Это долго и неудобно. Благо, сейчас систему упростили, но она не стала удобнее минской.
Новая автоматизированная система проезда в Минске работает неплохо, особенно если учесть, что запущена она совсем недавно. Лично у меня не случалось такого, чтобы проездной не сработал или меня не пустили в метро. В большинстве своем персонал в общественном транспорте доброжелательно относится к пассажирам, да и работа его значительно упрощена. Поэтому наиболее оптимальный вариант - относиться ко всему новому и неизведанному с пониманием, а еще лучше - попытаться разобраться, а не заниматься порчей имущества, как это делают мальчишки, которые на глазах у людей в автобусе пытаются сломать компостер и затем, как ошпаренные, выскакивают в открытые двери на ближайшей остановке.
Или вспомнить хотя бы пресловутый "белорусский английский язык", которые многие почему-то расслышали в метро при объявлении остановок. Английский как английский, за произношение ручаются профессиональные преподаватели лингвистического университета и носители языка. Так чем нам не угодили?
И еще пару слов о метрополитене. Накануне открытия ЧМ-2014 в Интернете активно обсуждался перевод указателей на станциях на иностранный язык. Людей удивляло то, что привычная кириллица дублируется латиницей с диакритическими значками, которая больше понятна литовцам, латышам и западным славянам, нежели американцам или британцам. В Интернете это активно обсуждалось. Но в итоге вышло так, что в Минск приехало немало чехов и словаков, которым такое написание близко.
Да и вообще в нашем метро не все так плохо. Ну, не открыли пока долгожданную "Малиновку", хоть и обещали, но откроют же. Постепенно минский андеграунд становится все более обширным, появляются новые станции, и ориентироваться в нем не так сложно. Всюду размещены таблички с указателями возможных направлений передвижения. В Барселоне, например, где линий в общей сложности 11, разобраться только что нагрянувшим туристам нелегко. Пару лет назад никакого перевода указателей и карт метрополитена на английский язык не было и близко - чтобы сориентироваться, нужно было хоть немного владеть либо испанским, либо каталонским языком.
Не будем упускать из виду и то, что как мы настраиваем сами себя, как относимся к людям и окружающему миру, так и складывается общая картина. Можно выкидывать мусор из окна многоэтажки во двор, можно регулярно промахиваться мимо мусорного контейнера, избавляясь от отходов собственной жизнедеятельности. Можно оставлять в парке на скамейке пустые бутылки, да и еще много чего можно…
А как же Европа, на которую мы постоянно оглядываемся? Какой там уровень культуры? Разве плюнет немец или швед у себя в подъезде? Оставит ли полупустую бутылку пива у входа в жилище? И главное - выскажется ли он против, если страна его гражданской принадлежности будет принимать и организовывать какое бы то ни было первенство - чемпионат мира, чемпионат Европы, "Евровидение"? Вряд ли. Люди, искренне преданные своей стране, всегда порадуются за себя и соотечественников. Повторюсь в очередной раз: все, что делается в период подготовки к мероприятиям такого уровня, делается и для местных жителей. Это нужно проецировать и на Беларусь. Туристы приехали и уехали. Кто-то из них влюбится в нашу страну с первого взгляда и обязательно вернется, кто-то - нет, и это нормально. А мы здесь останемся. Можно много ругать власть, постоянно указывая на прорехи в работе. С одной стороны, обоснованная критика оправдывает себя и действительно помогает выявить и исправить недочеты, с другой - гнобить все подряд и всех подряд, не замечая ничего хорошего, неправильно. Если мы любим свою страну, должны беречь то, что уже сделано для нас.
Давайте начнем с себя. Соберем бутылки из-под пива, которое втихаря пили в парке. В курилке или на улице попадем окурком прямо в цель. Попробуем раз и навсегда разобраться с системой оплаты проезда в минском городском транспорте. И не будем крушить то, что уже построено для нас. Тогда и заживем "как в Европе". Ведь сейчас вопрос стоит даже не поводу того, что дал нам ЧМ, а сможем ли мы это все сохранить.
Один мой знакомый, который долгое время жил в Сибири, рассказывал, что в одном из городов был мэр, который, несмотря ни на что, старался сделать жизнь горожан красивой и комфортной. На реплики типа "Зачем вам это нужно, если находятся те, кто все ломает и портит?" он отвечал примерно следующее: "А я все равно буду делать новые остановки и лавочки, чтобы они в конце концов поняли, как живут в цивилизованном мире". Так давайте не будем ругать мэров, которые что-то делают для нас. Будем стремиться сохранять и беречь свой город.