Беларусь и Китай в скором времени взаимно отменят визы для туристических групп. Путешествия будут организовывать определенные на официальном уровне турфирмы, в группу будут набирать пять и более человек. Как сделать Шелковый путь для туристов действительно шелковым и что выиграет Беларусь, сделав ставку на "красное"?
ДЕЛО НА МИЛЛИОН
Для китайцев групповые поездки - не единственная возможность побывать без визы в Беларуси. Туристы из Поднебесной уже сейчас могут находиться в Беларуси до трех суток без визы, такая возможность появилась у них без малого год назад. Но это послабление распространяется не на всех, а только на граждан КНР с визой стран, которые являются членами Евросоюза или участниками Шенгенской зоны, при этом прибыть в Беларусь нужно прямыми авиарейсами из Китая.
Судя по статистике, с 2011 года число прибывающих в Беларусь туристов с каждым годом растет, но колоссального прорыва до сих пор не случилось. Если не считать стран СНГ, то Китай замыкает топ-5 государств, откуда к нам едут туристы, уступая лишь нашим соседям - Польше, Латвии, Литве - и Германии. Но в то же время китайские туристы в общей массе приезжающих в Беларусь составляют всего 0,4%.
Понятно, что речь идет только об организованных тургруппах, которые учитываются официальной статистикой - в реальности число китайцев, пересекающих белорусскую границу с целью туризма, больше (конкретную цифру можно будет назвать только после внедрения сателлитных счетов). Мировая статистика говорит о том, что каждый десятый турист - китаец. Но на фоне общего выездного потока из КНР (120 млн туристов отдыхали за рубежом в 2015 году) данные Белстата о 992 организованных китайских туристах в прошлом году выглядят каплей в море. К тому же китайские туристы - одни из самых расточительных в мире, а белорусский экспорт туристических услуг не демонстрирует стремительного роста. В мировых масштабах путешествующие граждане КНР в прошлом году потратили $215 млрд, увеличив расходы по сравнению с 2014 годом в полтора раза.
В Министерстве спорта и туризма подтверждают, что и в Беларуси китайцы являются щедрыми туристами. Такие выводы специалисты делают в том числе исходя из данных о покупках по системе tax free. Чаще всего туристы увозят в Китай из Беларуси ювелирные и меховые изделия. Полюбились и товары белорусского легрома - особенно обувь. Впрочем, в последнее время акценты в тратах смещаются - китайцы предпочитают потратиться не только на шопинг, но и на развлечения. При этом гости из Поднебесной в поездках привыкли рассчитываться картами платежной системы UnionPay, а в Беларуси это сделать пока сложно. Например, в России терминалов, где можно рассчитаться UnionPay, - около 350 тыс. За одну поездку в эту страну китаец тратит в среднем $2,3 тыс. - большинство платежных операций совершается с карточками UnionPay.
СТАВКА НА "КРАСНОЕ"
Поток китайских туристов в Беларусь до сих пор был малочисленным, и специальной туристической инфраструктуры именно для них в стране по сути нет. Традиционно подавляющее большинство приезжих - это россияне, которых в первую очередь интересуют санатории, агроусадьбы, экскурсионный туризм. Китайцы белорусскими санаториями вряд ли заинтересуются, а вот агроусадьбами, экологическим туризмом - возможно. В то же время сельский туризм рассчитан в основном на индивидуальных путешественников, однако крупные усадьбы могли бы подготовить программу отдыха и для групп, считает председатель правления БОО "Отдых в деревне" Валерия Клицунова. Среди перспективных объектов - Беловежская пуща (уже сейчас здесь можно находиться без визы до трех дней) и Августовский канал, где в скором времени начнут действовать аналогичные визовые послабления.
Хорошие предпосылки для обмена тургруппами создает проект Шелкового пути, но даже с таким фундаментом без основательной работы с туристической инфраструктурой и сервисом не обойтись. У китайцев востребован в первую очередь "красный" туризм - все, что связано с темой коммунизма, популярны туры военной тематики. Параллельно с проработкой маршрутов в Минспорта обещают увеличивать тиражи путеводителей и карт на китайском языке, а также обеспечивать подготовку гидов-переводчиков. Группа таких специалистов (13 человек) уже проходит полугодовое обучение в одном из минских вузов, позже они должны будут пройти аттестацию в Национальном агентстве по туризму. Готовящийся к запуску многофункциональный сервис онлайн-бронирования туристических услуг vetliva.by будет иметь и китайскую версию.
Еще один вопрос - питание. "Это утопия, что китайцы с удовольствием едят русскую кухню. Все же они предпочитают питаться в китайских заведениях", - акцентирует внимание начальник филиала "Белинтурист" РУП "Центркурорт" Алексей Стрельченко. В Беларуси накормить китайской едой можно разве что в Минске, и то это непросто. В Гродно и Бресте, которыми уже заинтересовались гости из Поднебесной, организовать питание для китайцев еще сложнее.
Для обмена группами будет определен список уполномоченных туристических агентств с белорусской и китайской сторон. Кроме того, Беларусь и Китай создадут совместное туристическое предприятие. Оно должно заработать на базе Белорусского государственного университета культуры и искусств уже до конца нынешнего года.
УТРОМ МОСКВА, ВЕЧЕРОМ МИНСК
Представители турбизнеса считают, что продавать китайцам белорусский туристический продукт стоит в том числе в кооперации со странами-соседями. Например, Россия затеяла программу China Friendly (дружелюбно к китайцам), только в прошлом году эту страну посетили почти 700 тыс. организованных туристов из Поднебесной. "В последние годы китайские туристы стали в России "номером один". За счет чего это произошло? Российский турбизнес говорит о том, что около 90% китайцев едут именно в составе организованных групп, для которых действует безвизовый режим", - отмечает Алексей Стрельченко.
В то же время в Западную Европу около 75% граждан КНР едут самостоятельно. Примечательно, что есть различия в возрасте туристов: средний возраст китайских путешественников, выбирающих Россию, составляет 45-50 лет, выбирающих Европу - 30-35 лет. "Старшее поколение китайцев воспитывалось во многом под влиянием Советского союза и культуры. Беларусь как русскоязычная страна воспринимается китайцами в большей степени как страна бывшего Советского Союза, поэтому вероятнее всего, что турпотоки в Беларусь будут формироваться по тому же принципу, что и в Россию", - считает эксперт.
Лидерами по посещаемости являются Москва и Санкт-Петербург, но российская столица, как правило, не последний пункт в маршруте китайских туристов (они предпочитают комбинированные маршруты по нескольким странам). Сейчас чаще всего после Москвы они отправляются в Центральную и Западную Европу, минуя Беларусь. Кооперация в туристическом плане с Москвой даст свои результаты, полагает начальник филиала "Белинтурист". "Считать, что к нам массово поедут индивидуальные туристы, не стоит, а на группы мы рассчитывать можем. Наверное, логичный путь, который может дать быстрый результат, - это присоединение к уже существующим в России маршрутам. Наличие второй страны в туре значительно повышает привлекательность поездки для китайцев", - поясняет Алексей Стрельченко.
Белорусский туризм долгие годы "затачивался" преимущественно под российского клиента, сегодня пришло время искать на глобусе новые точки. С отменой виз для групп перспективы китайского рынка выглядят многообещающе, но, чтобы все шло как по шелку, придется готовиться не один день.
БЕЛТА.-0-