"Человек-оркестр, потомственный музыкант, прирожденный педагог и просто легенда" - так называют преподавателя Гомельского государственного колледжа искусств им. Н.Ф.Соколовского Юрия Ивановича Одинцова его коллеги и ученики. Заслуженные комплименты его таланту звучат не только в честь Дня учителя. Ведь сколько настоящих музыкантов выросло под руководством преподавателя высшей категории за 55-летний стаж работы, сложно назвать даже трехзначной цифрой. Наверное, правильнее будет считать в оркестрах. Своими профессионализмом и любовью к делу он поделился с корреспондентом БЕЛТА.
На кларнете и трубе, и не только
Занятость преподавателя прямо пропорциональна любви к делу. И сейчас он бережно и профессионально проводит талантливых ребят в мир музыки. К примеру, субботнее утро у него началось в 8.00 - с групповых занятий с юными талантами. Следующее занятие - в другом учебном корпусе, где учитель на индивидуальном занятии делится своим мастерством, техникой игры на инструменте. Новую порцию знаний ждет мальчишка-саксофонист из музыкальной школы при колледже.
Когда-то и сам Юрий Иванович, уроженец Урала, совсем мальчишкой раз и навсегда влюбился в музыку. Все - отец, деды и прадеды - виртуозно играли на гармошке. "И в 5 лет я уже все их наигрыши знал наизусть и исполнял, хотя никто меня не учил. В 10 лет отдали в музыкальную школу на баян. Затем поступил в музыкальное училище. Учился у народного артиста России Александра Михайлова", - рассказывает преподаватель. Позже увлекся духовыми инструментами, а со второго курса начал играть на кларнете, осваивать саксофон.
В 1971 году Юрий Иванович окончил Ленинградский государственный институт культуры имени Н.К.Крупской по специальности "руководитель оркестрового коллектива". Впрочем, первая запись в его трудовой книжке датируется 7 ноября 1967 года. С 1967 по 1971 год во время учебы в институте работал в качестве кларнетиста, тенор-саксофониста и аранжировщика эстрадного оркестра Центрального парка культуры и отдыха города Зеленогорска. Сразу работал только по выходным - в 15 лет только так было разрешено.
Особая гордость юного Юрия - новые возможности, которые давала такая занятость. 15-летний парнишка получал зарплату 60 советских рублей, а стипендия была 14. "Уже тогда я мог себе позволить и кларнет купить, и саксофон за свои собственные деньги", - делится Юрий Иванович.
С такими темпами в геометрической прогрессии приумножался и педагогический опыт. "У меня всегда было очень много друзей. Кто-то учился в консерватории, кто-то в училище. Периодически выручал их, когда они уезжали на пару недель на гастроли. Труба, валторна, баян, аккордеон и даже фортепиано - никто не брался за замены занятий по этим инструментам. Я приходил на выручку, проводил с детишками уроки по расписанию. И специфику сразу познавал. Так что еще с тех времен была большая педагогическая практика", - вспоминает преподаватель.
По распределению попал в Сибирь. По окончании Ленинградского государственного института имени Н.К.Крупской стал преподавателем по классу дирижирования, народных инструментов (баян, аккордеон) и концертмейстером Красноярского краевого культпросветучилища в городе Минусинске. Там работал 8 лет в училище и параллельно создавал оркестр, ансамбли.
Новая глава в Гомеле
Новая глава в жизни и творчестве Юрия Одинцова связана с Беларусью. В 1978 году всей семьей переехали в Гомель. В связи с состоянием здоровья дочери врачи рекомендовали сменить климат.
"Здесь работал сначала во Дворце железнодорожников, а потом перешел во Дворец строителей. Там создал коллектив, который позже получил звание народного эстрадного коллектива. Впоследствии на базе этого оркестра создавалось эстрадное отделение. Так как своей базы не было, три года занимались во дворце. Потом в 1980-х перешел в тогда еще училище имени Н.Ф.Соколовского. Хотя в этом учреждении по совместительству работал с 1979 года. Вел класс саксофона, ансамбли", - вспоминает становление в Гомеле Юрий Иванович.
Уже сейчас в творческих кругах областного центра и за его пределами хорошо известна династия Одинцовых. Жена тоже музыкант, она пианистка. Больше 30 лет преподавала музыку в средней школе №30 Гомеля.
Дочь Наталья Юрьевна также с детства в музыке. В музыкальной школе училась на фортепиано. Сейчас преподает в детской музыкальной школе при колледже имени Н.Ф.Соколовского теоретические дисциплины: ведет сольфеджио, теорию музыки, музыкальную литературу.
Супруги Одинцовы вырастили достойных коллег, которые теперь тоже в рядах преподавателей.
Требовательность и контакт
О требовательности преподавателя наслышаны все, кто причастен к музыкальной сфере в областном центре. Вместе с тем, это скорее его визитная карточка наравне с безграничным пониманием каждого начинающего музыканта.
"Самое главное правило - всегда вступать в человеческий контакт. Ведь все люди разные: кто-то более эмоциональный, кто-то поспокойнее. К тому же также важно в школе общение со всей родней учеников: папы-мамы, бабушки-дедушки, кто приводит детей на занятия. Чтобы ребята и дома занимались. Это самое главное правило, задача №1. Никогда не повышал голос на детей. Все нужно делать спокойно, тогда и результат будет выше", - уверен преподаватель, чья методика демонстрирует эффект.
Сделаем "фирмачей"!
Как у педагога у Юрия Ивановича есть множество действенных приемов, которые работают на результат. Он уверен: музыкант должен слышать тембры, отличать трубу от тромбона и др., и в принципе знать, как должно звучать произведение. Важно и умение общаться с музыкантами, рассказать, чего от них ожидаешь, как должно звучать произведение.
"Есть же фирменная запись произведений, тех же зарубежных оркестров. Даю участникам своего оркестра послушать и говорю, что они должны сыграть лучше, чем "фирмачи", - улыбается преподаватель. Такой подход работает.
Также, по мнению преподавателя, важно сыграть, как в нотах написано, и не только. "Чтобы было стремление, чтобы учились и импровизировать на какую-то тему. Так должно быть", - подчеркивает он.
Импровизация нон-стоп
Не раз и самому приходилось импровизировать. Точнее - постоянно. "Когда работал в оркестре в Ленинграде, часто помогал руководителю джазового отделения при училище Салтыкова-Щедрина. А ситуации бывали разные. Например, в оркестре тромбон чудит, труба по каким-то причинам не звучит. И не раз сам за себя и за остальных играл соло. Притом прямо на концерте, даже бывало и песню эту в первый раз слышал. Дирижер показывает на тебя - встаешь и играешь. За себя и за того парня. Когда практика есть, то уже не боишься", - с улыбкой отмечает преподаватель.
Интересная ситуация произошла однажды в Ленинграде. "Прошел прослушивание в фирменном оркестре при Октябрьском. Из 20 человек меня оставили работать. А тут идет съемка на все союзное телевидение. Во время выступления трубач подает знак дирижеру, что клапан заел на инструменте. Тот потом на меня показывает, мол, играй. Включился моментально. В конце партии дирижер большой палец поднимает, что все хорошо. Потом себя и по телевизору видел", - смеется Юрий Иванович. Когда учился в Ленинграде, работал, писал аранжировки, разучивал программы оркестров.
Воспитание настоящих музыкантов
"Музыкальный мир во всех его проявлениях - это выражение чувств, эмоций. И от музыканта многое зависит. К примеру, один выступил, ему похлопали - и все. А другой вызвал зрителей на эмоции, его умениями просто восхищались: как это можно на железной дудке так сыграть, тонко и виртуозно, что даже слезы выступили. Мы стараемся развивать это в учениках", - обозначает свою позицию Юрий Одинцов.
Музыкант должен быть разноплановым, знать и классику жанра, и джаз, и другие направления. У современной молодежи есть много возможностей развивать музыкальный вкус, считает наставник. Есть классические и джазовые стандарты, которые все должны играть и пробовать сочинять на них импровизации. Кроме того, что в партиях написано. "Мы стараемся, чтобы учащиеся колледжа умели сыграть любую музыку эстрадную или джазовое направление. Ведь они выпускаются и как руководители ансамбля, артисты оркестра, педагоги ДШИ", - говорит он.
Юрий Иванович вспоминает, как самому в юные годы приходилось слушать джаз за плотно закрытыми дверями. "Когда начинали, в 1960-х джазовая музыка была под запретом. Помню, как на 8 Марта два пианиста сыграли для девочек такую композицию, а на завтра висел приказ об их отчислении из училища. Но мы потихоньку продолжали увлечение в третьеразрядных клубах. Бывало, сторож на ночь закрывал нас, ставили пластинки, записи, сами снимали и записывали ноты. Нот-то раньше не было на такие произведения", - делится преподаватель.
Музыка может кормить человека и духовно, и материально, уверен преподаватель со стажем. "В свое время меня учили, что ты должен так играть, чтобы тебя приглашали везде, хотели бы видеть в своем ансамбле или оркестре, на своей сцене", - говорит артист. И эти принципы реализует в жизни.
Стиль оркестра
В Гомельском государственном колледже искусств имени Н.Ф.Соколовского Юрий Одинцов также руководит эстрадным оркестром.
По словам коллег, Юрия Ивановича отличает беспрецедентная преданность делу, творческий подход и требовательность к себе и учащимся. К выполняемой работе всегда относится добросовестно и с большим профессионализмом, пользуется заслуженным авторитетом и уважением среди коллег и других работников культуры и искусства области.
Главной задачей Юрия Ивановича как руководителя эстрадного оркестра является приобщение подрастающего поколения к традиционному (классическому) и современному джазу, а также эстрадной музыке, обогащение культурного потенциала учащихся, повышение их творческого мастерства и исполнительной культуры. Благодаря повышенным требованиям педагога относительно профессионализма и трудолюбия, он создал свой собственный стиль оркестра. Учащиеся Юрия Ивановича, участвовавшие в творческой деятельности эстрадного оркестра, работают в любительских и профессиональных коллективах Беларуси и за ее пределами.
Целеустремленность, принципиальность и профессионализм Юрия Одинцова из года в год позволяют значительно усовершенствовать мастерство оркестра. Главное направление творческой деятельности коллектива, кроме учебных и воспитательных программ, - обширная музыкально-просветительская деятельность, популяризация музыки различных стилей - от современной эстрадной и джазовой до джаз-рока, фьюжн, би-боп и других.
Репертуар оркестра очень большой и без преувеличения - на любой вкус. Это популярные современные песни, русские и мировые шлягеры, классика, джаз, народные мотивы, инструментальное соло. Среди них - и композиции, под которые ноги сами просятся танцевать, и те, от которых сердце замирает.
Эстрадный оркестр под руководством Юрия Одинцова - желанный гость и украшение программ городских, районных и областных мероприятий, на которых неизменно получает признание слушателей. Концертные выступления оркестра всегда собирают большую аудиторию слушателей, они несут заряд позитива и дарят положительное эмоциональное состояние.
Результатом деятельности коллектива и большой работы его руководителя стало присвоение в 2022 году оркестру звания народного любительского коллектива. Его стиль узнаваем с первых аккордов.
Новые аккорды
Оркестр постоянно участвует в районных, городских, областных и республиканских конкурсах, где не раз становился безусловным победителем. На VII Международном конкурсе Jazz-Time-2018 джазовой и эстрадной музыки оркестр стал лауреатом III степени.
Более 5 лет Юрий Иванович становится членом жюри Открытого областного конкурса эстрадных и джазовых инструментальных, вокально-инструментальных и вокальных ансамблей, который проходит на сцене колледжа.
Деятельность Юрия Одинцова отмечена на различных уровнях. Он был награжден почетной грамотой Гомельского городского Совета депутатов, благодарностью Министерства культуры Республики Беларусь и др. На днях по инициативе Гомельской областной организации Белорусского профсоюза работников культуры, информации, спорта и туризма Юрий Иванович номинирован на премию отраслевого профсоюза. И это далеко не заключительный аккорд в его карьере.
"Однажды я выбрал музыку делом своей жизни. Просто это мое. Хотя в детстве катался и на беговых, и на фигурных коньках, лыжах, даже с трамплина прыгал. Уверен, что по жизни у человека должно быть призвание. Я определился с ним еще в раннем детском возрасте. И пошел, и пошел все дальше и дальше, до сих пор мне очень комфортно в своей профессии", - резюмирует он.
БЕЛТА.-0-