Факультет экранных искусств Белорусской государственной академии искусств самый молодой, 5 апреля отметил пятилетие. В составе его четыре кафедры. Кафедры режиссуры кино и телевидения и кинотелеоператорства перешли в наследство, они действовали в Белорусской государственной академии искусств до появления факультета. Последней образована кафедра звукорежиссуры в октябре 2011 года. Кафедра менеджмента, истории и теории экранных искусств - ровесница факультета и нынешней весной состоится первый выпуск специалистов. О подготовке кадров, спрос на которые продиктовало время, корреспонденту БЕЛТА рассказала заведующая кафедрой менеджмента, истории и теории экранных искусств кандидат филологических наук Ольга Медведева.
Всего 10 человек выйдут за пределы факультета экранных искусств Белорусской государственной академии искусств (БГАИ) в нынешнем году дипломированными менеджерами кино. Конечно, это не продюсеры в традиционном современном понимании, когда таковые выступают основной движущей силой проекта. "До того, как эти люди, закончив факультет, окажутся профессиональными продюсерами, пройдет немало времени, потому что это не только специальность, но еще и призвание. Кто как себя найдет, кто как себя осуществит - дистанция огромного размера, и как в любой творческой профессии важна учеба, учеба и учеба. Конечно, они не Карло Понти (известный итальянский кинопродюсер более 140 картин. - Прим БЕЛТА.), но главная задача таких специалистов стать правой рукой режиссера", - рассказала Ольга Медведева.
С образованием кафедры менеджмента, истории и теории экранных искусств появилась возможность набирать людей и учить по двум очень важным специальностям: кинотеледраматургия и организация кинотелепроизводства. Продюсерских градаций много, выпускник кафедры сможет попробовать себя как администратор, директор фильма, исполнительный продюсер картины, т.е. заниматься процессом подготовки кинотелепроизводства, создавать условия для работы съемочной группы. Требования к таким специалистам предъявляются высокие. Чтобы быть помощником в таком сложном, многозначном деле как кинопроизводство, нужно обладать особым чутьем, быть погруженным в процесс человеком, знающим основные тенденции, историю кино, в том числе отечественного, знать, что сейчас востребовано, на чем сделать акцент. По определению Ольги Медведевой, это человек многопрофильного уровня, образованный в области экранных искусств, не просто жаждущий попасть в сферу кино и рассчитывающий там вращаться, а понимающий, какой режиссер справится с определенной темой. И соответственно, его задача стать для режиссера тем человеком, который понимает с полуслова. Это та связка, которая всегда очень привлекает, когда режиссер работает на протяжении некоторого числа проектов с одной командой, резюмировала Ольга Медведева, приведя в качестве примера практику известного российского мастера Никиты Михалкова.
Если же найти себя в качестве продюсера не удастся, квалификации выпускника кафедры менеджмента, истории и теории экранных искусств достаточно, чтобы быть редактором, кинотелеведом. Учебная программа дает объемные знания по истории мирового и белорусского кино. Кто-то изначально решит стать кинотелеведом, редактором, выбрав своим направлением кинотеледраматургию. "Кинотеледраматургия - это вечная проблема, а в белорусском кино всегда была одной из самых важных. И в целом тема драматургии не может быть неважной ни в какое время, ни в какой стране, потому что все начинается с мысли, которая затем развивается в конкретном произведении", - отметила кандидат филологических наук.
Учиться новой специальности приходят люди разной степени мотивации. Чаще студентами кафедры становятся вчерашние школьники, поступают и те, кто уже имеет высшее образование. Вторая категория людей более мотивированная, но, увы, не значит более гуманитарно образованная, сетует киновед. "Мы столкнулись с серьезной проблемой гуманитарного недообразования, ведь в последние годы из школьной программы был исключен предмет "Мировая художественная культура". На факультете пытаемся заполнить пробелы в знаниях, студенты много смотрят, читают, многие пишут. Но все равно потребность в целевых наборах, как в свое время поступали во ВГИК, уже имея некую специальность, остается, и хотелось бы видеть на факультете больше людей, имеющих жизненный опыт", - поделилась Ольга Медведева.
Идея кинообразования - давняя и очень важная идея, которая существует в республике еще с той поры, когда в Красном костеле в Минске размещался Дом кино. В течение нескольких десятилетий там работал семинар "Киноискусство: этапы, стили, мастера", инициатором и основателем которого была известный белорусский киновед, профессор Ольга Федоровна Нечай. В том числе и Ольге Федоровне принадлежит идея, как продвинуть кинообразование и поставить его на профессиональную основу в республике. До организации преподавания в Беларуси таких специальностей, как режиссура кино и телевидения, режиссура анимационного фильма, белорусы становились студентами Всероссийского государственного университета кинематографии имени С.А.Герасимова (ВГИКа), куда проводились целевые наборы. Сейчас, когда необходимость направлять во ВГИК отпала и нужное образование белорусы имеют возможность получить дома, желание сотрудничать с учебным заведением не исчезло. Первым шагом, который был сделан с организацией кафедры менеджмента, истории и теории экранных искусств, стало подписание соглашения со ВГИКом о сотрудничестве. Профессионалы из России приезжают в Минск, проводят мастер-классы. При всей своей краткосрочности такие творческие встречи всегда продуктивны, уверена Ольга Медведева. Любой обмен информацией, любое общение и контакты очень результативны, ведь иногда не только встреча, даже одна фраза может поменять в жизни очень многое, сказала она.
Киновед привела пример из истории так называемого университета в Доме кино, в котором на занятия раз в неделю собирались люди разных возрастов и профессий. В числе его слушателей был мужчина, который состоялся в кардиологии, написал диссертацию, но оказался настолько плененным миром кино, что решился кардинально поменять свою жизнь. Сегодня этот человек работает кинорежиссером в Москве, а в свое время был в числе тех, кто взялся за организацию кинофестиваля "Лiстапад", когда о нынешних масштабах форума и не мечталось.
Есть и более близкий пример. Студентка, отличница, проучившись два года в экономическом университете, оставила его, чтобы поступить на факультет экранных искусств. В нынешнем году стипендиатка Специального фонда Президента по поддержке талантливой молодежи получит диплом по специальности "менеджмент, история и теория экранных искусств" и продолжит учиться на актерском факультете, куда она поступила в прошлом году, где, к слову, также учится блестяще. "Творчество - это всегда территория свободного мышления, та среда, которая позволяет человеку чувствовать себя свободно и понимать, что если хочешь, то можешь поменять в себе что-то основательно", - считает Ольга Медведева.
Для заведующей кафедрой менеджмента, истории и теории экранных искусств БГАИ лучшая награда за труды - успехи студентов. "Наставникам всегда приятно видеть в титрах имена своих учеников. Студенческие работы принимают участие в различных фестивалях и когда возвращаются с наградами, то радость двойная. И гордость, конечно. Пусть в игровом кино белорусы сегодня не могут представить суперуспешные проекты, но и школа операторского, и школа режиссерского мастерства в белорусском кино находятся на достойном уровне, этим мы можем гордиться по праву", - поделилась Ольга Медведева.
Как любому родителю важно осуществление мечты, связанной с собственным ребенком, так и заведующей кафедрой менеджмента, истории и теории экранных искусств БГАИ хочется, чтобы молодые люди нашли себя в профессии, росли в ней и в выборе не разочаровались. Конечно же, хочется, чтобы они нашли себе применение на родине, не уезжали в поисках больших возможностей реализоваться.
Сегодня же в Беларуси все шире поле для приложения своих талантов и способностей в кино. Для Ольги Медведевой, принимавшей участие в работе отборочной комиссии открытого республиканского конкурса кинопроектов на производство фильмов по социально-творческим заказам, было приятно убедиться, что кинопроизводящих компаний в Беларуси достаточно много и они готовят интересные идеи. На питчингах авторы представляли свои проекты, озвучивали планы их осуществления и реализации. Конкуренция очевидна, на отдельные темы было представлено от 10 до 15 заявок. По мнению киноведа, потенциал белорусских компаний объемен. И что особенно отрадно, развитие кинокомпаний происходит не только в Минске, но и в регионах.
Развивающаяся киносреда требует новых кадров, повышения уровня подготовки работающих. В Белорусской государственной академии искусств ведется преподавание с опорой на традиции. Белорусские студенты отправляются на стажировки во ВГИК, признанные профессионалы кино дают в Минске мастер-классы. "Цель любой киношколы в любой стране мира - не просто учить и дать возможность найти себя в профессии. Научить азам профессии, привить любовь к ней - это полдела. Самое главное - развить воображение. Кино давно не только 24 кадра в секунду, а с приходом новых технологий и это уже не так. Кино - это воображение, мысли, которые питают произведение. Нельзя не вспомнить слова известного кинорежиссера Михаила Ильича Ромма о том, что научить режиссуре нельзя, научиться - можно. Но чтобы этому научиться, нужно иметь воображение, в области экранных искусств это первостепенно", - считает собеседница.
По мнению Ольги Медведевой, это одна из составляющих успеха. Иначе будут появляться экранные продукты, как сейчас принято называть, а не экранные произведения. Да, современное кинопроизводство диктует жесточайшие условия и понятно, что в борьбе за зрителя нужно искать новые подходы, соглашается киновед. Однако многое зависит от мастерства специалистов. Ведь если те же сериалы на заре появления представляли собой мыльные оперы, то сегодня даже среди них есть любопытные проекты и зритель имеет возможность получить удовольствие от общения с интересным режиссером, считает Ольга Медведева.
Для первых выпускников кафедры менеджмента, истории и теории экранных искусств уже состоялось предварительное распределение. Кто-то, получив диплом, продолжит работать на телевидении или в частной кинокомпании, где начал свой творческий путь еще на 2-3 курсе. Кто-то отправится по распределению в регионы: заявки на специалистов пришли из Бреста и Костюковичей. Как сложится творческая жизнь молодых специалистов, сегодня загадывать никто не рискнет. Но искать в титрах имена своих учеников педагоги будут с трепетом...
Жанна КОТЛЯРОВА